Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 45. 03. 02 Лингвистика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ
5. С кратким отзывом выступает научный руководитель.
8. Студент выступает с благодарственным словом (не более 2-3 минут).
– полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;
– владение понятийно-терминологическим аппаратом своего исследования;
– адекватность использованных методов задачам исследования;
– завершённый характер выполненного исследования;
– корректность использования литературных источников, их количество;
– оформление работы в соответствии с требованиями;
– качество доклада и ответов на вопросы комиссии;
– степень самостоятельности автора в разработке проблемы;
– владение навыками публичного выступления.
Таблица 7 – Стереотипы речевого поведения докладчика во время защиты диссертации
6. Научная новизна исследования. Определение научной новизны исследования проводится на основе его оригинальности и отличия от других, проведенных по сходной проблеме. Этой новизной может быть:
– предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;
– объект и (или) материал исследования;
– методы, никогда ранее не применявшиеся при изучении данных языковых явлений;
– выявленные закономерности и принципы;
– впервые выявленные связи и отношения между фактами, никем ранее не описанными и т.д.
7. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимостьподразумевает, что в диссертации развивается какое-либо теоретическое направление лингвистики, конкретными языковыми данными подтверждаются (уточняются, конкретизируются) теоретические положения, тезисы данной концепции.
Практическая значимость исследования отражает представление о том, как и для каких практических целей можно применить результаты данного исследования:
– в преподавании теоретических и практических учебных дисциплин в вузе / школе / для определенной языковой группы учащихся;
– в лексикографии (теории и практике составления словарей);
– в других научных исследованиях (курсовых, дипломных работах).
8. Структура исследования. В данном разделе указывается, из каких структурных элементов состоит работа: введение, количество глав, параграфов, заключение, список использованных источников, с указанием количества наименований, а также объем работы в страницах.
10. Апробация результатов. Апробация исследования – одно из условий состоятельности и достоверности его результатов. Апробация осуществляется в форме публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования.
В данном разделе Введения указываются:
1) количество, объем в п.л. и выходные данные публикаций основных результатов работы в изданиях различного уровня;
2) перечисляются научные конференции, на которых автор представлял полученные по теме исследования результаты.
3.2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть работы объемом около 40 страниц, как правило, включает 2 главы, которые делятся на параграфы и подпараграфы. Каждая глава содержит не менее 2 параграфов, названия которых отличаются от темы ВКР, а также от названия главы. Главы должны быть соразмерными по объему, т.е. примерно по 20 страниц. Каждая глава должна заканчиваться выводами, в которых обобщается материал, изложенный в параграфах. Выводы должны соответствовать таким требованиям как: логичность, соответствие содержанию главы и новизна.
Первая глава посвящается теоретическим основам изучаемой проблемы. В этой главе:
-
дается история вопроса в форме реферативного обзора теоретической литературы: оценивается степень изученности избранного аспекта, называются теоретические и практические лакуны научной проблемы, по-разному освещенные в научной литературе вопросы, сопоставляются различные точки зрения по дискуссионным моментам с указанием личного мнения автора дипломной работы; -
уточняется понятийно-категориальный аппарат; -
предлагаются собственные или уточняются существующие классификации языковых и речевых единиц, процессов, явлений, обосновываются классификационные критерии и признаки.
Вторая глава часто называется практической, т.к. в ней представляются результаты самостоятельно проведенного исследования отобранного студентом эмпирического материала. Данная глава, как правило, обладает научной новизной и определяет теоретическую и практическую значимость работы. По второй главе можно судить о том, насколько студент овладел различными методами лингвистических исследований.
Заключение – это часть дипломной работы, в которой представлены основные результаты, полученные в ходе исследования, отражающие ход работы над темой, суть авторской концепции, ее место в кругу смежных работ. В нем аккумулируются полученные данные и выводы. В заключении не следует приводить результаты, которые не были обоснованы в содержании работы. По стилю заключение должно быть четким, логичным, доказательным и убедительным. Завершается заключение формулированием перспектив исследования.
Не следует забывать, что Заключение диссертации является «сильным местом» текста, наряду с введением и выводами по главам заключение в обязательном порядке изучается рецензентами и членами государственной аттестационной комиссии.
4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ПРИ НАПИСАНИИ РАЗДЕЛОВ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
4.1 ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования и степень
разработанности научной проблемы
Правильно сформулированная актуальность исследования, как правило, содержит определенные ключевые слова:
| актуальный, актуально, актуальность современный, современно своевременный, своевременно, своевременность необходимый, необходимо, необходимость важный, важно, важность значимый, значимо, значимость |
Актуальность исследования
1. Обоснование научного интереса к данной проблеме
Большой значительный несомненный особый | интерес представляет | изучение (чего) исследование |
Исследование (чего) представляет интерес (для чего)
Анализ (чего) имеет большое значение в познании
исследовании
понимании (чего)
В последнее время значительно заметно | повысился интерес возрос усилился увеличился | (к чему) к изучению (чего) к проблеме (какой) |
Этот (данный) интерес объясняется (чем) / тем, что…
Определенного (серьезного, особенного, особого) внимания заслуживает изучение (чего)
Заслуживает внимания недостаточно изученная (исследованная) проблема (вопрос) …
Работа посвящена актуальной проблеме (какой)
Особую значимость несомненную актуальность | приобретает изучение исследование (чего) анализ |
Важность обращения (к чему) | несомненна не вызывает сомнений |
Актуальность исследования | обусловлена определяется объясняется мотивировано (чем) |
Сказанное определяет обусловливает | актуальность анализа изучения (чего) исследования |
2. Краткий обзор литературных данных
(Что) исследовано (приведено, проанализировано) (где)
Наиболее / наименее детально (подробно) изучен вопрос (о чем),
исследована проблема (какая)
(Что) ранее не изучалось
Имеется всего несколько работ по (какой проблеме)
(Где) имеются данные (сведения, информация) (о чем)
3. Вывод о недостаточности литературных данных
(Что) недостаточно (мало) изучено (исследовано) (где)
В литературе имеются недостаточные (весьма скудные) данные (о чем)
В этих (данных, имеющихся, проанализированных) работах отсутствует информация (сведения, данные) (о чем)
Результаты предыдущих исследований не дают возможности (не позволяют) судить (о чем)
Несмотря на многочисленные работы в этой области (какая) проблема остается до конца не изученной (актуальной).
Задание 1. В данных примерах1 обоснования актуальности исследования выделите языковые клише. Определите, в каком блоке обоснования актуальности они используются.
1. В настоящее время в связи с активными процессами глобализации возрастает интерес к исследованию национальной специфики народов, что находит свое отражение во внимании к таким языковым формам, как паремии.
2. На современном этапе развития языкознания изучение языка паремий приобретает особую значимость в связи с интересом лингвистики к проблемам взаимоотношений языка и мышления, языка и культуры.
Наиболее исследованными в современном лингвистическом плане являются синтаксис [Шрамм 1954; Филипповская 1955; Варлакова 1959; Тарланов 1982, 1999] и лексика русских пословиц [Фелицына 1972; Козлова 1974], в том числе имена собственные [Кондратьева 1964; Захарченко 1998; Бочина 1999; Рацен 2000], соматизмы [Супрун, Свободова 1999], наименования чисел [Маковец 1974; Багаев 1997], термины веса [Тараканова 1996], цветообозначения [Недельчо 2000] и другие лексико-семантические группы. Актуальность темы исследования заключается в недостаточной изученности оппозиции по возрасту в русских паремиях, с одной стороны, и важностью познания особенностей осмысления возрастных характеристик в русской лингвокультуре – с другой.
3. Таким образом, важность обращения к художественному тексту с целью структурного и стилистического анализа обобщённо-типизированных выразительных средств языка несомненна. Актуальность данного исследования мотивируется:
– необходимостью познания особенностей реализации стилистических приёмов контраста в творчестве поэтов-современников;
– научной значимостью выявления вариативного в универсальном;