Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 45. 03. 02 Лингвистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

6.1 Подготовка к защите

Работа Государственной аттестационной комиссии по защитам ВКР, как правило, проводится по типовому сценарию:

1. Секретарь комиссии передает ее членам диссертацию и автореферат, справку с результатами проверки на наличие заимствований, отзыв руководителя и рецензию на диссертацию.

3. Студент представляет основные положения диссертации, сопровождая свою речь презентацией (5-7 мин.)

5. С кратким отзывом выступает научный руководитель.

6. Выступает рецензент.

8. Студент выступает с благодарственным словом (не более 2-3 минут).

Результаты защиты магистерской диссертации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При определении итоговой оценки учитываются: содержание доклада; ответы на вопросы; оценка рецензента; отзыв научного руководителя. Критериями оценки работы являются:

– актуальность темы;

– полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

– владение понятийно-терминологическим аппаратом своего исследования;

– адекватность использованных методов задачам исследования;

– обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, их практическая значимость;

– завершённый характер выполненного исследования;

– корректность использования литературных источников, их количество;

– оформление работы в соответствии с требованиями;

– качество доклада и ответов на вопросы комиссии;

– степень самостоятельности автора в разработке проблемы;

– владение навыками публичного выступления.

Таблица 7 – Стереотипы речевого поведения докладчика во время защиты диссертации



6. Научная новизна исследования. Определение научной новизны исследования проводится на основе его оригинальности и отличия от других, проведенных по сходной проблеме. Этой новизной может быть:

– предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;

– объект и (или) материал исследования;

– методы, никогда ранее не применявшиеся при изучении данных языковых явлений;

– выявленные закономерности и принципы;

– впервые выявленные связи и отношения между фактами, никем ранее не описанными и т.д.

7. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимостьподразумевает, что в диссертации развивается какое-либо теоретическое направление лингвистики, конкретными языковыми данными подтверждаются (уточняются, конкретизируются) теоретические положения, тезисы данной концепции.

Практическая значимость исследования отражает представление о том, как и для каких практических целей можно применить результаты данного исследования:

– в преподавании теоретических и практических учебных дисциплин в вузе / школе / для определенной языковой группы учащихся;

– в лексикографии (теории и практике составления словарей);

– в других научных исследованиях (курсовых, дипломных работах).

8. Структура исследования. В данном разделе указывается, из каких структурных элементов состоит работа: введение, количество глав, параграфов, заключение, список использованных источников, с указанием количества наименований, а также объем работы в страницах.

10. Апробация результатов. Апробация исследования – одно из условий состоятельности и достоверности его результатов. Апробация осуществляется в форме публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования.

В данном разделе Введения указываются:

1) количество, объем в п.л. и выходные данные публикаций основных результатов работы в изданиях различного уровня;

2) перечисляются научные конференции, на которых автор представлял полученные по теме исследования результаты.

3.2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Основная часть работы объемом около 40 страниц, как правило, включает 2 главы, которые делятся на параграфы и подпараграфы. Каждая глава содержит не менее 2 параграфов, названия которых отличаются от темы ВКР, а также от названия главы. Главы должны быть соразмерными по объему, т.е. примерно по 20 страниц. Каждая глава должна заканчиваться выводами, в которых обобщается материал, изложенный в параграфах. Выводы должны соответствовать таким требованиям как: логичность, соответствие содержанию главы и новизна.

Первая глава посвящается теоретическим основам изучаемой проблемы. В этой главе:

  • дается история вопроса в форме реферативного обзора теоретической литературы: оценивается степень изученности избранного аспекта, называются теоретические и практические лакуны научной проблемы, по-разному освещенные в научной литературе вопросы, сопоставляются различные точки зрения по дискуссионным моментам с указанием личного мнения автора дипломной работы;

  • уточняется понятийно-категориальный аппарат;

  • предлагаются собственные или уточняются существующие классификации языковых и речевых единиц, процессов, явлений, обосновываются классификационные критерии и признаки.

Вторая глава часто называется практической, т.к. в ней представляются результаты самостоятельно проведенного исследования отобранного студентом эмпирического материала. Данная глава, как правило, обладает научной новизной и определяет теоретическую и практическую значимость работы. По второй главе можно судить о том, насколько студент овладел различными методами лингвистических исследований.

Заключение – это часть дипломной работы, в которой представлены основные результаты, полученные в ходе исследования, отражающие ход работы над темой, суть авторской концепции, ее место в кругу смежных работ. В нем аккумулируются полученные данные и выводы. В заключении не следует приводить результаты, которые не были обоснованы в содержании работы. По стилю заключение должно быть четким, логичным, доказательным и убедительным. Завершается заключение формулированием перспектив исследования.

Не следует забывать, что Заключение диссертации является «сильным местом» текста, наряду с введением и выводами по главам заключение в обязательном порядке изучается рецензентами и членами государственной аттестационной комиссии.




4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ПРИ НАПИСАНИИ РАЗДЕЛОВ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

4.1 ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования и степень

разработанности научной проблемы
Правильно сформулированная актуальность исследования, как правило, содержит определенные ключевые слова:






актуальный, актуально, актуальность

современный, современно

своевременный, своевременно, своевременность

необходимый, необходимо, необходимость

важный, важно, важность

значимый, значимо, значимость




Актуальность исследования

1. Обоснование научного интереса к данной проблеме


Большой

значительный

несомненный

особый


интерес представляет

изучение (чего)

исследование



Исследование (чего) представляет интерес (для чего)

Анализ (чего) имеет большое значение в познании

исследовании

понимании (чего)

В последнее время значительно

заметно

повысился интерес

возрос

усилился

увеличился

(к чему)

к изучению (чего)

к проблеме (какой)

Этот (данный) интерес объясняется (чем) / тем, что…

Определенного (серьезного, особенного, особого) внимания заслуживает изучение (чего)

Заслуживает внимания недостаточно изученная (исследованная) проблема (вопрос) …

Работа посвящена актуальной проблеме (какой)

Особую значимость

несомненную актуальность

приобретает изучение

исследование (чего)

анализ

Важность обращения (к чему)

несомненна

не вызывает сомнений


Актуальность исследования

обусловлена

определяется

объясняется

мотивировано (чем)

Сказанное определяет

обусловливает

актуальность анализа

изучения (чего)

исследования


2. Краткий обзор литературных данных

(Что) исследовано (приведено, проанализировано) (где)

Наиболее / наименее детально (подробно) изучен вопрос (о чем),

исследована проблема (какая)

(Что) ранее не изучалось

Имеется всего несколько работ по (какой проблеме)

(Где) имеются данные (сведения, информация) (о чем)
3. Вывод о недостаточности литературных данных
(Что) недостаточно (мало) изучено (исследовано) (где)

В литературе имеются недостаточные (весьма скудные) данные (о чем)

В этих (данных, имеющихся, проанализированных) работах отсутствует информация (сведения, данные) (о чем)

Результаты предыдущих исследований не дают возможности (не позволяют) судить (о чем)

Несмотря на многочисленные работы в этой области (какая) проблема остается до конца не изученной (актуальной).
Задание 1. В данных примерах1 обоснования актуальности исследования выделите языковые клише. Определите, в каком блоке обоснования актуальности они используются.
1. В настоящее время в связи с активными процессами глобализации возрастает интерес к исследованию национальной специфики народов, что находит свое отражение во внимании к таким языковым формам, как паремии.

2. На современном этапе развития языкознания изучение языка паремий приобретает особую значимость в связи с интересом лингвистики к проблемам взаимоотношений языка и мышления, языка и культуры.

Наиболее исследованными в современном лингвистическом плане являются синтаксис [Шрамм 1954; Филипповская 1955; Варлакова 1959; Тарланов 1982, 1999] и лексика русских пословиц [Фелицына 1972; Козлова 1974], в том числе имена собственные [Кондратьева 1964; Захарченко 1998; Бочина 1999; Рацен 2000], соматизмы [Супрун, Свободова 1999], наименования чисел [Маковец 1974; Багаев 1997], термины веса [Тараканова 1996], цветообозначения [Недельчо 2000] и другие лексико-семантические группы. Актуальность темы исследования заключается в недостаточной изученности оппозиции по возрасту в русских паремиях, с одной стороны, и важностью познания особенностей осмысления возрастных характеристик в русской лингвокультуре – с другой.

3. Таким образом, важность обращения к художественному тексту с целью структурного и стилистического анализа обобщённо-типизированных выразительных средств языка несомненна. Актуальность данного исследования мотивируется:

– необходимостью познания особенностей реализации стилистических приёмов контраста в творчестве поэтов-современников;

– научной значимостью выявления вариативного в универсальном;