Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 45. 03. 02 Лингвистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

6.1 Подготовка к защите

Работа Государственной аттестационной комиссии по защитам ВКР, как правило, проводится по типовому сценарию:

1. Секретарь комиссии передает ее членам диссертацию и автореферат, справку с результатами проверки на наличие заимствований, отзыв руководителя и рецензию на диссертацию.

3. Студент представляет основные положения диссертации, сопровождая свою речь презентацией (5-7 мин.)

5. С кратким отзывом выступает научный руководитель.

6. Выступает рецензент.

8. Студент выступает с благодарственным словом (не более 2-3 минут).

Результаты защиты магистерской диссертации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При определении итоговой оценки учитываются: содержание доклада; ответы на вопросы; оценка рецензента; отзыв научного руководителя. Критериями оценки работы являются:

– актуальность темы;

– полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

– владение понятийно-терминологическим аппаратом своего исследования;

– адекватность использованных методов задачам исследования;

– обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, их практическая значимость;

– завершённый характер выполненного исследования;

– корректность использования литературных источников, их количество;

– оформление работы в соответствии с требованиями;

– качество доклада и ответов на вопросы комиссии;

– степень самостоятельности автора в разработке проблемы;

– владение навыками публичного выступления.

Таблица 7 – Стереотипы речевого поведения докладчика во время защиты диссертации



– важностью изучения лингвистической составляющей поэтического осмысления архетипических оппозиций в их взаимодействии друг с другом.

4. В настоящее время в лингвистике особое внимание уделяется различным языковым средствам выражения экспрессивно-эмоциональных категорий, которые могут передавать отношения адресанта речи, автора к фактам реальной действительности.

5. Несомненно, что для познания специфики того или иного стиля первостепенное значение имеет изучение тех групп лексики, которые активно участвуют в реализации доминантной функции данного стиля. В публицистическом стиле, как известно, важнейшими функциями языка являются информативная и воздействующая, в связи с чем глаголы речи выступают дискурсобразующей лексикой.

Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости выявления специфики функционирования глаголов речи в электронных СМИ, в важности определения глагольной семантики в контексте публицистического текста.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы являются (явились) …

Объектом описания в настоящей работе является …

В качестве объекта изучения выступают …

Предмет исследования – … (что)

Предметом исследования является … (что)
Задание 2. Используя материал, приведенный в таблице, сравните тему диссертации, объект, предмет и материал исследования. Сделайте вывод о том, с каким компонентом коррелирует объект исследования, а с каким – предмет исследования.




Тема диссертации

Объект и предмет

Материал исследования

1.

Вербализация гендерных стереотипов в русской паремике

Объектом работы явля­ются гендерно-маркиро­ванные паремии русского языка, а предметом исследования – особен­ности вербализации в них стереотипов о мужчинах и женщинах.

Материалом исследо­вания послужили извлеченные из сборни­ка пословиц и поговорок русского языка под редакцией В.И. Даля гендерно-маркирован­ные паремии.

2.

Аксиология возраста в русских паремиях

Объектом исследования являются русские пословицы и поговорки о молодости и старости.

Предметом исследования является аксиологическая семантика русских пословиц и поговорок с ключевым компонентом «возраст».

Материалом исследования послужили русские пословицы и поговорки о возрасте.

3.

Функционирование глаголов речи в языке СМИ


Объектом исследования являются тексты электронных СМИ, в которых употребляются глаголы речи.

Предметом исследования являются особенности функционирования лексико-семантических групп (далее – ЛСГ) глаголов произнесения, речевого сообщения и речевого общения в языке российских электронных СМИ.

Эмпирической базой исследования послужила выборка глаголов речи и их функциональных эквивалентов из электронных СМИ (интернет-пространства).

4.

Крылатые выражения Н.В.Гоголя

в современном русском языке


Объектом диссертации являются крылатые выражения Н.В.Гоголя.

Предмет исследования – особенности функционирования крылатых выражений Н.В.Гоголя в произведениях литературы и публицистических текстах.

В качестве основных словарей … послужили: словарь эптонимов В.П. Беркова и последнее собрание гоголевских эптонимов, опубликованное к 200-летию Н.В.Гоголя: «250 крылатых слов и выражений Н.В.Го­голя (русско-украинский толковый словарь)».

5.

Учебный русско-китайский словарь лингвистических терминов: структура и содержание

Объектом исследования выступают лингвистические термины русской лексикологии, представленные в лингвистических русских словарях и учебниках лексикологии русского языка.

Предметом изучения являются принципы, структура и содержание лексикографического издания.

Источниками исследования послужили словари лингвистических терминов … . Материалами данного исследования послужили также учебники: «Лексикология современного русского языка» (Фомина 1990); «Лексика и фразеология современного русского языка» (Бочина 2013). Выборка из данных источников составила 248 единиц.




Цель и задачи исследования
1. Цель исследования
Цель исследования состоит (заключается) в том, чтобы дать всестороннюю характеристику (оценку) (чему)

Цель данной работы состоит в выявлении (чего)

Цель исследования – определение особенностей (чего) /

основных тенденций (чего)

Цель исследования – определить особенности / основные тенденции (чего)

Целью настоящего исследования является рассмотрение (чего)

Целью исследования является апробация новой методики…
2. Задачи исследования
Для осуществления данной цели были выдвинуты (сформулированы) следующие задачи: …

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения ряда исследовательских задач…

Для достижения поставленной цели необходимо решить (решаются) следующие задачи: …

Поставленная цель предполагает решение ряда (конкретных) задач: …

Данная цель достигается в результате решения следующих задач: …

Исходя из выше обозначенной цели, были поставлены следующие задачи, которые предполагается решить в ходе исследования: …
Задание 3. Выделите языковые клише в данных формулировках цели исследования.


  1. Цель диссертации заключается в выявлении аксиологических особенностей русских паремий о возрасте.

  2. Целью данной работы является выявление семантических, грамматических и стилистических особенностей реализации принципа контраста в поэзии Е.А. Баратынского и А.С. Пушкина, определение сходного и различного в воплощении данного принципа у двух поэтов.

  3. Цель данного исследования – определить роль произведений Н.В.Гоголя в обогащении русского языка крылатыми выражениями, установить особенности их функционирования.

  4. Цель исследования – разработать и обосновать основные принципы создания учебного русско-китайского словаря лингвистических терминов, композицию и модель словарной статьи данного словаря для китайских учащихся, опираясь на материал лексической терминологии.

  5. Целью данного исследования является определение частотности наименований лица по профессии в сфере науки, её практического применения, специальных разысканий и обучения в языке СМИ, что позволит выявить статистику обсуждаемости в прессе различных профессий, обнаружить, какие профессии обсуждаются в обществе часто, а какие редко.


Задание 4. Перефразируйте задачи исследования, изменив отглагольные существительные на инфинитив.


Вышеназванная цель предполагает решение следующих основных исследовательских задач:

сбор и изучение научной литературы по гендерной лингвистике и паремиологии;

– отбор на базе словарей русских пословиц и поговорок гендерно-маркированных паремий;

– выявление и описание гендерных стереотипов паремиологической картины мира;

– описание выявленных путей вербализации стереотипов в гендерно-маркированных паремиях.
Задание 5. Сравните цель и задачи исследования; определите их соотношение, подчеркните языковые клише.
1. Цель исследования заключается в определении особенностей функционирования глаголов речи в языке российских электронных СМИ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

– сформировать методологическую основу исследования, рассмотрев историю изучения глаголов речи в русском языкознании и оценив имеющиеся классификации ЛСГ русских глаголов речи;

– определить наиболее употребительные глаголы речи в языке российских электронных СМИ;

– провести статистический анализ употребления глаголов речи ЛСГ произнесения, речевого сообщения и речевого общения в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в простых распространенных предложениях;

– выявить особенности функционирования глаголов произнесения, речевого сообщения и речевого общения в российских электронных СМИ;

– установить лексическо-семантические особенности глаголов речи в российских электронных СМИ, создав новую классификацию глаголов речи, функционирующих в российских электронных СМИ.

2. Цель диссертации заключается в выявлении стереотипных представлений о супружестве и брачных отношениях, зафиксированных в русском паремиологическом фонде.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть историю исследования русских паремий как этнокультурного феномена, проанализировать понятие паремиологической картины мира;

2) путем сплошной выборки сформировать эмпирическую базу исследования, составить перечень русских пословиц о муже и жене;

3) выявить ценности и антиценности, соотносящиеся в русских пословицах с ценностью «семья»;

4) составить рейтинг частотности употребления в русских пословицах и поговорках терминов родства;

5) определить основные логемы, фиксирующие стереотипные представления о брачных отношениях и супругах;


6) установить набор характеристик, формирующих образы идеального супруга.

3. Целью данной работы является выявление семантических, грамматических и стилистических особенностей реализации принципа контраста в поэзии Е.А. Баратынского и А.С. Пушкина, определение сходного и различного в воплощении данного принципа у двух поэтов.

Для осуществления данной цели были выдвинуты следующие задачи:

– выявить лексико-грамматические особенности выражения темпорального, пространственного и витального контраста в поэтических текстах Е.А. Баратынского и А.С. Пушкина;

– определить сходства и различия в употреблении архетипических оппозиций А.С. Пушкиным и Е.А. Баратынским, раскрыть взаимоотношения между разными архетипическими оппозициями;

– проанализировать поэтические произведения А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского с точки зрения реализации стилистических приёмов контраста;

– установить специфические черты использования антитезы, оксюморона и акротезы у двух поэтов в стихотворных произведениях;

– рассмотреть композиционный контраст как важный способ выражения поэтической мысли в конкретных стихотворениях, раскрыть поэтические темы, для отражения которых наиболее часто употребляется композиционный контраст.
Материал и источники исследования
Материалом исследования являются (что)

Эмпирической базой послужили

Материал исследования включает (что)

Эмпирическая база

Материал изучения отбирался из (чего)

В качестве материала исследования использованы (что)

избраны / привлекались

Эмпирическую базу исследования составили (что)

Источниками исследования являются словари

послужили сборники текстов

электронные ресурсы

В качестве основных словарей, привлеченных для формирования эмпирической базы исследований, послужили: … .
Задание 6. Выделите языковые клише в данных примерах описания эмпирической базы исследования.
1. Материалом диссертационного исследования являются русские пословицы и поговорки, основным художественным принципом которых является контраст. Главными источниками являются 16 сборников русских пословиц и поговорок. В качестве основных источников избраны сборник "Пословиц русского народа" и "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля. По мере необходимости привлекались 28 справочных изданий.


2. Материал исследования включает 270 лексем, обозначающих лицо по профессии в сфере науки и образования, более 1900 контекстов, в которых употребляются данные слова (НКРЯ), 1378 высказываний (газета «Казанский университет»).

Источниками эмпирической базы исследования послужили национальный корпус русского языка (далее - ruscorpora или НКРЯ) и газета “Казанский университет” за 2015-2016 гг.

3. Материалом работы послужили стихотворения Е.А. Баратынского (246 произведений) и А.С. Пушкина (753 произведения), из которых методом сплошной выборки были извлечены контексты, содержащие темпоральные, пространственные и витальные оппозиции, а также стилистические приёмы контраста, составившие эмпирическую базу исследования.

В качестве источников исследования были использованы сборники стихотворений Е.А. Баратынского [Баратынский 2000] и А.С. Пушкина [Пушкин 2013], а также словари русского языка: «Малый академический словарь» [Евгеньева], «Словарь антонимов русского языка» [Львов 1984], «Толковый словарь русского языка» [Ожегов 2008], «Философский энциклопедический словарь» [Философский 1983].

4. Материал изучения отбирался из “Большого словаря русских пословиц” В.М.Мокиенко, Т.Г. Никитиной.

5. Исследование проводится на материале ФЕ. В ходе исследования было отобрано 180 ФЕ о любви, на основе этой эмпирической базы были выделены 5 когнитивных моделей. ... Источниками исследования послужили сборники пословиц русского народа В.М. Мокиенко [Мокиенко 2010] и А.М. Жигулева [Жигулев 1986], сборник русских крылатых слов Н.С. Ашукина [Ашукин 1987], и словарь русских фразеологизмов А.Д. Курилова [Курилова 2009], из которых были отобраны ФЕ на тему чувства любви.
Методология и методы исследования
Основными методами исследования являются (какие) методы.

Достижение поставленной цели потребовало комплексного подхода к анализу эмпирического материала …

По мере необходимости использовался метод (какой).

В отношении (чего) применялся метод (чего)

В основу исследования положен (какой) метод

Значимым для решения задач исследования явился (оказался) метод (чего)

В работе использовался также метод …

В основе анализа лежит (какой) подход к изучению лингвистических объектов

Использованы также частные лингвистические методы

Специфика исследования (практического материала) потребовала использования нескольких методов изучения языковых единиц: …
Задание 7. Выделите языковые клише описания методов исследования. Объясните принцип группировки (очередности перечисления) методов.