Файл: Исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнеспроцессов организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методология инжиниринга бизнес-процессов
1.2. Понятие и виды инжиниринга бизнес-процессов
Глава 2. Методология реинжиниринга бизнес-процессов
2.1 Основные понятия и методология реинжиниринга бизнес-процессов
2.2 Принципы перепроектирования бизнес-процессов
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Саровский физико-технический институт –
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(СарФТИ НИЯУ МИФИ)
Факультет повышения квалификации
Выпускная квалификационная работа
На тему:
Исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов организации
Автор работы
Руководитель работы
Рецензент работы
Выпускная квалификационная работа
защищена «___»_________2023 г.
Оценка ____________________
Председатель комиссии по аттестации
__________________ О.В. Кривошеев
г. Саров
2023
Аннотация
В данной работе проведено исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов организации.
В Главе 1 рассматриваются общие вопросы, связанные с понятием инжиниринга бизнес-процессов организации, проводится обзор основных методов и концепций.
Глава 2 рассматривает методологии реинжиниринга бизнес-процессов организации, как перепроектирование уже существующих и устоявшихся бизнес-процессов компании.
Представленный в работе материал содержит таблицы и рисунки. В процессе создания данного проекта средствами Microsoft PowerPoint была разработана презентация по исследуемой теме.
Данная работа состоит из 22 страниц, содержит 4 рисунка.
Оглавление
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Методология инжиниринга бизнес-процессов 6
1.1Понятие и виды бизнес-процессов 6
1.2. Понятие и виды инжиниринга бизнес-процессов 8
1.3Принципы проведения инжиниринга бизнес-процессов 10
Глава 2. Методология реинжиниринга бизнес-процессов 14
2.1 Основные понятия и методология реинжиниринга бизнес-процессов 14
2.2 Принципы перепроектирования бизнес-процессов 17
2.3 Условия успеха и факторы риска реинжиниринга 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Введение
Потребители в настоящее время намного лучше, чем век назад осведомлены о своем положении на рынке и о возможностях при выборе продукции.
У них сформированы новые ожидания касаемо предлагаемых потребителям товаров и услуг. Так же существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних — именно информационные. Информационные технологии — это не только база многих других технологий, таких как коммуникационных, вычислительных, но и способ, с помощью которого информация, предлагается потребителю.
Многие компании на рынке продолжают по инерции держаться за старые и не актуальные управленческие идеи, им необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать абсолютно иной подход, который позволит им в полной мере реализовывать все преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Данный подход — основа инжиниринга бизнес-процессов, наиболее важным направлением которого является реинжиниринг, т.е. перестройка существующих компаний.
Реинжиниринг бизнес-процессов применяется, когда необходимо получить сильное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, полной замене действующих структур управления на новые.
С этой целью прибегают к консалтингу, который основан на прошлом опыте, соображениях экспертов готовых проверенных решений, аналогиях, сопоставлении мнений. Так же можно прибегнуть и к альтернативному пути, которым является инженерная деятельность – он гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга и позволяет контролировать полноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Данный подход основан на концепции и методах реинжиниринга бизнес-процессов.
Актуальность данной работы состоит в том, что методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов успешно применяются на практике при проектировании структуры бизнес-процессов, с целью внедрения принципиально новых моделей бизнеса.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов организации.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
-
Ознакомиться с общими понятиями и основными методологиями в области инжиниринга; -
Исследовать концепцию и принцип работы реинжиниринга; -
Изучить применение данных методологий для бизнес-процессов организаций.
Глава 1. Методология инжиниринга бизнес-процессов
-
Понятие и виды бизнес-процессов
В контексте методологии инжиниринга бизнес-процессов (ИБП), бизнес-процесс – это множество внутренних этапов (видов деятельности), начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Функция каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу (т. е. продукцию), которая будет удовлетворять его по долговечности, стоимости, качеству и сервису. Общее представление бизнес-процесса представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Общее представление бизнес-процесса
Понятие «клиента» следует понимать в широком смысле. Это может быть процесс, протекающий во внешнем или внутреннем окружении организации, например, у партнеров или субподрядчиков, так и просто клиент. Для бизнес-процесса также должны быть определены владелец процесса, входы и выходы, а также границы и показатели эффективности процесса, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2 – Общее представление элементов бизнес-процесса
Во всех компаниях существуют типичные для её сферы деятельности бизнес-процессы, взаимосвязанные друг с другом, и имеющие цель - создание и реализацию продукции и услуг. Виды и взаимосвязь бизнес-процессов показаны на рисунке 3.
Рисунок 3 – Виды и взаимосвязь бизнес-процессов
Ключевые процессы объединяют задания и работу для выполнения требований клиента с применением ключевых производственных компетенций. Они являются стратегически важными и в то же время специфическими (уникальными). К ним относятся: обработка и выполнение заказа, проектирование, разработка и дизайн продукта, а также производство и монтаж.
Управленческие процессы содержат в себе задачи, которые направлены на долговременное развитие компании и реализацию поставленных целей. К ним относятся: стратегическое развитие компании, долгосрочное и среднесрочное планирование, инвестиционное планирование, развитие персонала, мотивация персонала и т.д.
Поддерживающие процессы содержат необходимые задания и работы для поддержания ключевых процессов, такие как: административные процессы, обработка данных, техническое обслуживание, логистика.
В мероприятия по организации бизнес-процессов входят:
-
формирование хода процесса и организационной структуры; -
оценка ресурсов; -
утверждение руководства; -
генерация процессных данных и документов; -
развёртывание информационного обслуживания.
Результатом является план, модель, описание процессов как основа для их реализации.
1.2. Понятие и виды инжиниринга бизнес-процессов
Существует весьма много определений понятия «инжиниринг». В стандарте ГОСТ Р 57306-2016 дано следующее определение: инжиниринг – это «инженерно-консультационная деятельность, содержанием которой является решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и(или) процессов». При этом важно отметить, что «предметом инжиниринга является не продукция (конечный результат производства), не проектирование и не производство продукции, а интеллектуальный процесс решения творческих (инженерных) задач, связанных с проектированием и организацией процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)».
Различают следующие виды инжиниринга:
1. Комплексный инжиниринг – включает в себя полный набор услуг по обоснованию, разработке и реализации проекта, а также поставку объектов интеллектуальной собственности, оборудования и сдачу объекта под ключ.
2. Строительный инжиниринг – включает комплекс услуг по строительству промышленного объекта.
3. Эксплуатационный инжиниринг – включает в себя инженерные услуги по развитию производственного процесса на существующем объекте.
4. Международный инжиниринг – включает в себя оказание услуг на мировом рынке. В данном случае контракт на предоставление инжиниринговых услуг является разновидностью международного контракта.
5. Компьютерный инжиниринг – является мультидисциплинарным, многоуровневым и многостадийным исследованием и включается в себя инжиниринг на основе компьютерных технологий.
6. Финансовый инжиниринг – включает в себя проектирование, разработку и реализацию инновационных финансовых инструментов и процессов, креативный поиск новых методов решения проблем в сфере финансов.
7. Промышленный инжиниринг – в этот вид инжиниринга входит решение всех логистических проблем: планирование связей между цехами и производственными отделами, между управляющими организациями и центрами, между лабораториями и разработчиками, между клиентами и предприятием.
8. Организационный инжиниринг – включается в себя создание новой организационной модели бизнеса.
Инжиниринг бывает прямой и обратный (реинжиниринг). Понятия инжиниринга и реинжиниринга различаются тем, что инжиниринг заключается в разработке и реализации новых бизнес-процессов, а также новых видов бизнеса, выполнения работ по выводу на рынок новой продукции.
-
Принципы проведения инжиниринга бизнес-процессов
В организациях выделяют следующие основные бизнес-процессы:
-
процессы логистики, которые связаны с основной деятельностью организации – выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей; -
процессы подготовки производства, которые нацелены на планирование работы организации с точки зрения удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и маркетинг, стратегическое планирование производства, технологическая подготовка; -
процессы инфраструктуры, которые ориентированы на поддержание ресурсов в работоспособном состоянии.
Инжиниринг бизнес-процессов предполагает целостное и системное моделирование и кардинальную реорганизацию материальных, финансовых и информационных потоков, в результате чего упрощается организационная структура, перераспределяются и минимизируется использование различных ресурсов, повышается качество их обслуживания.
Жизненный цикл организации рассматривается, начиная с реинжиниринга – кардинальной перестройки бизнес-процессов организации, которую сопровождает переход на новые принципы построения организации. Этот вид деятельности требует выполнения индивидуального проекта и создания команды по инжинирингу, включающей сотрудников организации и приглашенных консультантов.
При достижении целей подходят к концу работы по проекту, и организация переходит к следующему этапу развития – совершенствованию бизнеса. Данный этап характеризуется постоянными малыми модернизациями в бизнесе, реализуемыми в ходе текущей работы.
Когда возможности эволюционного развития кончаются, организация снова может проводить реинжиниринг, но в большинстве случаев, проект будет покрывать не всю организацию, а всего лишь несколько технических подразделений.
Вследствие этого, изменения в организации работ на предприятии оказываются частью его обычной жизни – ответом на регулярные изменения во внешнем окружении.