Файл: Исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнеспроцессов организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методология инжиниринга бизнес-процессов
1.2. Понятие и виды инжиниринга бизнес-процессов
Глава 2. Методология реинжиниринга бизнес-процессов
2.1 Основные понятия и методология реинжиниринга бизнес-процессов
2.2 Принципы перепроектирования бизнес-процессов
Проведение РБП повышает эффективность работы организации благодаря использованию приведенных ниже семи принципов.
-
Горизонтальное сжатие процессов – объединение нескольких рабочих процессов в один.
Процессы, выполняемые сотрудниками, интегрируются в единый. На практике не всегда получается срезать все этапы процесса инжиниринга в одну работу, которая выполняется одним сотрудником. В большинстве случаев, готовится целая группа, несущая ответственность за данную работу. Присутствие в команде нескольких человек всегда ведет к отдельным ошибкам и задержкам, которые возникают при передаче работы между членами команды. Но всё же потери тут намного меньше, чем при традиционной организации работ, когда ответственные за процесс инжиниринга подчиняются различным подразделениям предприятия.
К достоинствам горизонтального сжатия процессов так же относятся:
-
уменьшение количества ошибок и исключение необходимости в специальной группе сотрудников для устранения данных ошибок; -
улучшение управляемости за счет сокращения числа людей и грамотно распределенной ответственности между ними. -
минимизация количества согласований.
2. Вертикальное сжатие процессов – принятие исполнителями самостоятельных решений.
В ходе инжиниринга организации создают не только горизонтальное, но также и вертикальное сжатие процессов. Это происходит за счет того, что в тех местах, где при традиционной организации работ исполнитель принимает решения самостоятельно, хотя должен был обращаться к управленческой иерархии для принятия решений.
3. Переход от функциональных подразделений к командам процессов.
Объединение процессов, которые много лет назад были разбиты на отдельные составные части – именно этим занимается инжиниринг. В традиционно созданном предприятии люди делятся по отделениям, отделам, лабораториям, группам и т. п., в которых они выполняют установленные задачи. Это создает множество проблем, например, проблему противоречивости и несогласованности целей различных групп людей. Инжиниринг предоставляет альтернативный путь, который заключается в объединении людей в команды процессов, т. е. группы людей, создающих совместно законченную часть работы – процесс.
Первый тип команды объединяет некоторое заданное число совместно работающих людей разных специальностей, которые реализуют рутинную работу и работу с повторами. В результате того, что в этом случае команда выполняет повторяющуюся работу, её участники объединяются на долгое время.
Другой тип команды объединяет людей для решения какой-то эпизодической и сложной задачи. В таком случае команда собирается на время решения задачи. По окончанию проекта команды этого типа расформировываются, а участники групп обращаются в другие проекты и команды.
В основе таких систем заложено понимание того, что традиционные функциональные подразделения организации работают только над ресурсным обеспечением процесса, а для исполнения и руководства каждым экземпляром бизнес-процесса создают кратковременные команды из работников, выделенных функциональными отделениями.
В результате инжиниринга бизнес-процессы становятся намного проще и легче для понимания, а отдельные задачи исполнителям, которые представляют из себя шаги процесса - сложнее. Усложнение работ исполнителей ведет к тому, что у менеджеров становится значительно меньше работы по контролю за планом выполнения процесса. Помимо этого, в результате того, что команда процесса полностью отвечает за выполнение своего процесса, устраняются управляющие воздействия на исполнителей со стороны менеджеров. Функции менеджеров изменяются, их задача состоит не в выдаче управляющих и контролирующих воздействий, а в помощи участникам команды в разрешении проблем, которые возникают у них по ходу выполнения процесса.
-
Сокращение числа управляющих уровней.
Менеджер, который осуществляет контролирующие функции, как правило не может работать более чем с семью подчиненными (члена команды, менеджерами и исполнителями). Менеджер, который осуществляет тренерские функции, может работать с тридцатью подчиненными. Изменение этого отношения приводит к тому, что умеренно, а иногда и сильно, сокращается количество управляющих уровней в иерархической структуре, и в связи с этим сложность организационной структуры уменьшается.
5. Возрастание лидирующей роли менеджеров.
Уменьшение числа управляющих уровней в иерархической структуре подводит администрацию к непосредственным исполнителям и клиентам. В перепроектированной организации качественное и удачное выполнение работы, как правило, зависит от участников команды, а не от функциональных менеджеров. Именно поэтому администрация обязана исполнять роль лидера.
6. Вариантность исполнения бизнес-процессов.
Новейшие процессы обычно имеют определённые версии исполнения и возникают с проверочного шага, который определяет, какая версия процесса лучше всего будет подходить в данном случае.
7. Использование смешанного централизованного и децентрализованного подхода.
Современные технологии дают возможность организациям действовать автономно на уровне подразделений, сохраняя при этом возможность пользоваться централизованными данными.
Глава 2. Методология реинжиниринга бизнес-процессов
2.1 Основные понятия и методология реинжиниринга бизнес-процессов
Улучшение технологических процессов при продвижении инноваций, обычно сочетается с перестройкой организационной структуры предприятия и основных бизнес-процессов. Реализация работ данного типа понимает под собой производство комплекса организационно-технических мероприятий, которые предполагают изменение системы управления производством, операционной и коммерческой деятельности. Подобного рода изменения являются предметом реинжиниринга бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов представляет собой полное перепроектирование уже существующих бизнес-процессов, которое нужно для получения наибольшего результата от введения новых технологий на предприятии и повышения производительности труда. Также значительным это представляется в условиях перехода к цифровой экономике, когда происходит ликвидация установившихся понятий ведения бизнеса, когда появляется необходимость введения современных средств обработки и представления информации.
Рисунок 4 – Иллюстрация реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов как тип работ предусматривает проведение детального исследования уже существующей организационной структуры предприятия с описанием всех действий, реализуемых при управлении и производстве. Качество полученных результатов, анализ, исследование и интерпретация информации, характеристики разрабатываемых новых бизнес-процессов напрямую зависят от инструментария, который используется в процессе.
Формализация и моделирование бизнес-процессов для проведения реинжиниринга осуществляются на основе целеполагания его реализации и критических факторов успеха. Концептуальные положения критических факторов успеха были заложены в работах Артура Андерсена.
Главные факторы успеха определяют шаблоны для оценки эффективности деятельности организации и с этой позиции создают условия для создания управления, которое направлено на развитие сильных и устранение слабых сторон, а также уничтожение угроз. Разумеется, проводить соответствие между целью реинжиниринга бизнес-процессов и процессами - некорректно, они ориентированы на достижение этих целей, так как весомое значение имеют размер организации, её производственные технологии, а также наличие установленных связей между структурными подразделениями, их свойства и информативность, документационное обеспечение, степень автоматизации. По причине повышенного риска мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов требуется жесткое фиксирование целей и формализация задач, с комплексным анализом реализуемости которых позволит дать полную оценку вероятных последствий предполагаемых изменений.
Конечной целью структурной перестройки бизнес-процессов является достижение более эффективного состояния организации, исходя из этого можно выделить три составляющие результативности реинжиниринга:
1. Степень достижения запланированного результата;
2. Значимость достигнутого результата;
3. Экономичность.
Принято считать, что самые весомые затруднения вызывает оценка степени достижения запланированного результата, это связано с тем, что зачастую сложно выполнить выделение из общих эксплуатационных расходов предприятия средств на сбор информации, форматирование и структурирование, а затем провести первичный анализ, проектирование и внедрение новых бизнес-процессов. В связи с этим, в рассматриваемом случае необходимо брать в расчет преимущества, получаемые одномоментно, и также учитывать возможности получения долгосрочного эффекта.
2.2 Принципы перепроектирования бизнес-процессов
Несмотря на то, что бизнес-процессы весьма разнообразны, существуют определенные требования, которым каждый из них должен отвечать. Выделим принципы организации бизнес-процессов, сформированных в ходе проведения реинжиниринга.
-
Интегрирование бизнес-процессов
Одно из самых характерных свойств перепроектированных процессов — отсутствие сборочных конвейеров как способа координации работы персонала с простыми трудовыми функциями. При реализации сложных трудовых функций необходима иная организация работ. В действительности далеко не всегда выходит свести все этапы процесса к работе, которая выполняется одним человеком. В таком случае создается команда, несущая ответственность за настоящий процесс. Ошибки и сбои - возможны, но потери будут весомо меньше, чем при традиционной организации работ.
-
Горизонтальное сжатие бизнес-процессов
Сравнительные оценки компаний, проводивших реинжиниринг, подтверждают, что переход от традиционной организации работ к выполнению процесса одним человеком позволяет уменьшить количество персонала и увеличить скорость выполнения процесса. Сокращается число ошибок и исключается необходимость иметь специалистов для ликвидации этих ошибок. Благодаря уменьшению численности сотрудников и грамотного распределения ответственности между ними - улучшается управляемость.
-
Децентрализация ответственности
Исполнители принимают решения самостоятельно в случаях, когда ранее они традиционно должны были обращаться к руководству.
4. Логика реализации бизнес-процессов
Линейное выполнение работ заменяется логическим порядком. Именно это экономит время, которое ранее отводилось на координацию работ на разных участках.
-
Диверсификация бизнес-процессов
Существует огромное количество вариантов процессов выполнения. Традиционный процесс, который целенаправленно ориентирован на производство массовой продукции, обязан выполняться одинаково для всех входов, приводя к согласованным выходам. Традиционные процессы, как правило, на практике являются весьма сложными, в силу того, что они крайне детализированные и в большинстве случаев рассчитаны на частные случаи и исключения.
-
Разработка различных версий бизнес-процессов
На фоне постоянно колеблющегося рынка необходимо чтобы процессы имели разные варианты в зависимости от условий, входов и состояния рынка. Новые процессы, которые как правило имеют разнообразные версии, начинаются с проверочного шага, при котором определяется, какая версия процесса лучше всего подходит для текущего положения дел. Благодаря этому новые процессы в отличие от традиционных легче для восприятия, в связи с тем, что каждый вариант ориентирован только на одну ситуацию, которая ему соответствует.
-
Рационализация горизонтальных связей
Организация линейных функциональных подразделений. Работа выполняется там, где это опционально. При реинжиниринге, как правило, собираются горизонтальные управленческие связи между подразделениями. Это способствует устранению лишней интеграции.
-
Рационализация управленческого воздействия
На практике речь идёт о снижении числа проверок и степени управленческого воздействия. Задача реинжиниринга — их осуществление только в той мере, в которой это экономически целесообразно.
-
Культура решения задачи
В первую очередь это минимизация согласований, так как они не имеют материальной ценности. Задача реинжиниринга — минимизация согласований в течение исполнения процесса при помощи сокращения внешних контактов.
-
Рационализация связей «компания — заказчик»
Модернизация организационной структуры фирмы должна создать условия, при которых доверенный менеджер обеспечивает единый канал связей.