Файл: Исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнеспроцессов организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Саровский физико-технический институт

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(СарФТИ НИЯУ МИФИ)
Факультет повышения квалификации

Выпускная квалификационная работа

На тему:

Исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов организации

Автор работы
Руководитель работы
Рецензент работы

Выпускная квалификационная работа

защищена «___»_________2023 г.

Оценка ____________________

Председатель комиссии по аттестации

__________________ О.В. Кривошеев


г. Саров

2023

Аннотация


В данной работе проведено исследование методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов организации.

В Главе 1 рассматриваются общие вопросы, связанные с понятием инжиниринга бизнес-процессов организации, проводится обзор основных методов и концепций.

Глава 2 рассматривает методологии реинжиниринга бизнес-процессов организации, как перепроектирование уже существующих и устоявшихся бизнес-процессов компании.

Представленный в работе материал содержит таблицы и рисунки. В процессе создания данного проекта средствами Microsoft PowerPoint была разработана презентация по исследуемой теме.

Данная работа состоит из 22 страниц, содержит 4 рисунка.


Оглавление


Аннотация 2

Введение 4

Глава 1. Методология инжиниринга бизнес-процессов 6

1.1Понятие и виды бизнес-процессов 6

1.2. Понятие и виды инжиниринга бизнес-процессов 8

1.3Принципы проведения инжиниринга бизнес-процессов 10

Глава 2. Методология реинжиниринга бизнес-процессов 14

2.1 Основные понятия и методология реинжиниринга бизнес-процессов 14

2.2 Принципы перепроектирования бизнес-процессов 17

2.3 Условия успеха и факторы риска реинжиниринга 19

Заключение 21

Список использованной литературы 22



Введение


Потребители в настоящее время намного лучше, чем век назад осведомлены о своем положении на рынке и о возможностях при выборе продукции.

У них сформированы новые ожидания касаемо предлагаемых потребителям товаров и услуг. Так же существенно изменились средства производства и технологии, а среди последних — именно информационные. Информационные технологии — это не только база многих других технологий, таких как коммуникационных, вычислительных, но и способ, с помощью которого информация, предлагается потребителю.

Многие компании на рынке продолжают по инерции держаться за старые и не актуальные управленческие идеи, им необходимо переосмыслить способы организации бизнеса и использовать абсолютно иной подход, который позволит им в полной мере реализовывать все преимущества новых технологий и человеческих ресурсов. Данный подход — основа инжиниринга бизнес-процессов, наиболее важным направлением которого является реинжиниринг, т.е. перестройка существующих компаний.

Реинжиниринг бизнес-процессов применяется, когда необходимо получить сильное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, полной замене действующих структур управления на новые.

С этой целью прибегают к консалтингу, который основан на прошлом опыте, соображениях экспертов готовых проверенных решений, аналогиях, сопоставлении мнений. Так же можно прибегнуть и к альтернативному пути, которым является инженерная деятельность – он гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга и позволяет контролировать полноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество. Данный подход основан на концепции и методах реинжиниринга бизнес-процессов.
Актуальность данной работы состоит в том, что методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов успешно применяются на практике при проектировании структуры бизнес-процессов, с целью внедрения принципиально новых моделей бизнеса.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов организации.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с общими понятиями и основными методологиями в области инжиниринга;

  2. Исследовать концепцию и принцип работы реинжиниринга;

  3. Изучить применение данных методологий для бизнес-процессов организаций.




Глава 1. Методология инжиниринга бизнес-процессов



    1. Понятие и виды бизнес-процессов


В контексте методологии инжиниринга бизнес-процессов (ИБП), бизнес-процесс – это множество внутренних этапов (видов деятельности), начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Функция каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар или услугу (т. е. продукцию), которая будет удовлетворять его по долговечности, стоимости, качеству и сервису. Общее представление бизнес-процесса представлено на рисунке 1.


Рисунок 1 – Общее представление бизнес-процесса

Понятие «клиента» следует понимать в широком смысле. Это может быть процесс, протекающий во внешнем или внутреннем окружении организации, например, у партнеров или субподрядчиков, так и просто клиент. Для бизнес-процесса также должны быть определены владелец процесса, входы и выходы, а также границы и показатели эффективности процесса, как показано на рисунке 2.



Рисунок 2 – Общее представление элементов бизнес-процесса

Во всех компаниях существуют типичные для её сферы деятельности бизнес-процессы, взаимосвязанные друг с другом, и имеющие цель - создание и реализацию продукции и услуг. Виды и взаимосвязь бизнес-процессов показаны на рисунке 3.



Рисунок 3 – Виды и взаимосвязь бизнес-процессов

Ключевые процессы объединяют задания и работу для выполнения требований клиента с применением ключевых производственных компетенций. Они являются стратегически важными и в то же время специфическими (уникальными). К ним относятся: обработка и выполнение заказа, проектирование, разработка и дизайн продукта, а также производство и монтаж.

Управленческие процессы содержат в себе задачи, которые направлены на долговременное развитие компании и реализацию поставленных целей. К ним относятся: стратегическое развитие компании, долгосрочное и среднесрочное планирование, инвестиционное планирование, развитие персонала, мотивация персонала и т.д.

Поддерживающие процессы содержат необходимые задания и работы для поддержания ключевых процессов, такие как: административные процессы, обработка данных, техническое обслуживание, логистика.


В мероприятия по организации бизнес-процессов входят:

  • формирование хода процесса и организационной структуры;

  • оценка ресурсов;

  • утверждение руководства;

  • генерация процессных данных и документов;

  • развёртывание информационного обслуживания.

Результатом является план, модель, описание процессов как основа для их реализации.

1.2. Понятие и виды инжиниринга бизнес-процессов


Существует весьма много определений понятия «инжиниринг». В стандарте ГОСТ Р 57306-2016 дано следующее определение: инжиниринг – это «инженерно-консультационная деятельность, содержанием которой является решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и(или) процессов». При этом важно отметить, что «предметом инжиниринга является не продукция (конечный результат производства), не проектирование и не производство продукции, а интеллектуальный процесс решения творческих (инженерных) задач, связанных с проектированием и организацией процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)».

Различают следующие виды инжиниринга:

1. Комплексный инжиниринг – включает в себя полный набор услуг по обоснованию, разработке и реализации проекта, а также поставку объектов интеллектуальной собственности, оборудования и сдачу объекта под ключ.

2. Строительный инжиниринг – включает комплекс услуг по строительству промышленного объекта.

3. Эксплуатационный инжиниринг – включает в себя инженерные услуги по развитию производственного процесса на существующем объекте.

4. Международный инжиниринг – включает в себя оказание услуг на мировом рынке. В данном случае контракт на предоставление инжиниринговых услуг является разновидностью международного контракта.

5. Компьютерный инжиниринг – является мультидисциплинарным, многоуровневым и многостадийным исследованием и включается в себя инжиниринг на основе компьютерных технологий.

6. Финансовый инжиниринг – включает в себя проектирование, разработку и реализацию инновационных финансовых инструментов и процессов, креативный поиск новых методов решения проблем в сфере финансов.

7. Промышленный инжиниринг – в этот вид инжиниринга входит решение всех логистических проблем: планирование связей между цехами и производственными отделами, между управляющими организациями и центрами, между лабораториями и разработчиками, между клиентами и предприятием.


8. Организационный инжиниринг – включается в себя создание новой организационной модели бизнеса.

Инжиниринг бывает прямой и обратный (реинжиниринг). Понятия инжиниринга и реинжиниринга различаются тем, что инжиниринг заключается в разработке и реализации новых бизнес-процессов, а также новых видов бизнеса, выполнения работ по выводу на рынок новой продукции.
    1. Принципы проведения инжиниринга бизнес-процессов


В организациях выделяют следующие основные бизнес-процессы:

  • процессы логистики, которые связаны с основной деятельностью организации – выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей;

  • процессы подготовки производства, которые нацелены на планирование работы организации с точки зрения удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и маркетинг, стратегическое планирование производства, технологическая подготовка;

  • процессы инфраструктуры, которые ориентированы на поддержание ресурсов в работоспособном состоянии.

Инжиниринг бизнес-процессов предполагает целостное и системное моделирование и кардинальную реорганизацию материальных, финансовых и информационных потоков, в результате чего упрощается организационная структура, перераспределяются и минимизируется использование различных ресурсов, повышается качество их обслуживания.

Жизненный цикл организации рассматривается, начиная с реинжиниринга – кардинальной перестройки бизнес-процессов организации, которую сопровождает переход на новые принципы построения организации. Этот вид деятельности требует выполнения индивидуального проекта и создания команды по инжинирингу, включающей сотрудников организации и приглашенных консультантов.

При достижении целей подходят к концу работы по проекту, и организация переходит к следующему этапу развития – совершенствованию бизнеса. Данный этап характеризуется постоянными малыми модернизациями в бизнесе, реализуемыми в ходе текущей работы.

Когда возможности эволюционного развития кончаются, организация снова может проводить реинжиниринг, но в большинстве случаев, проект будет покрывать не всю организацию, а всего лишь несколько технических подразделений.

Вследствие этого, изменения в организации работ на предприятии оказываются частью его обычной жизни – ответом на регулярные изменения во внешнем окружении.