Файл: Теоретический аспект изучения эмоциональный процессов и состояний 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психические свойства: темперамент, характер, способности

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Свойства темперамента:

- сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;

- активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;

- реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;

- темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;

- пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;

- ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;

- эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;

- экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;

- интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.

Глава 3. Понятие личности в психологии. Структура личности


Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.

Личность (англ. personality) – это


  • человек как носитель сознания ;

  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса

  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду"

  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением"

  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом"

Психические свойства личности – динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 – 1967) описал два основных подхода к изучению личности:

  • номотетический (от лат. norma – образец) – ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации, или черты экстраверсии), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой;

  • идиографический (от греч. описывать особенности) – ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека.

Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности


Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.



Возрастная периодизация

Возраст и его особенности

Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.

Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).

Возраст — это не простая совокупность отдельных психических функций, а своеобразие целостной структуры личности и специфические для данного этапа тенденции психического развития (Л.И. Божович).

Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев).

Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин).

Возраст и возрастная периодизация. Можно выделить 4 аспекта возраста:

  • Хронологический (паспортный) возраст — это количество времени от рождения до настоящего момента;

  • Биологический возраст — степень роста и созревания организма, определяемое состоянием нервной системы (узнается у врача);

  • Социальный возраст — уровень тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек (определяется по деятельности человека);

  • Психологический возраст — уровень развития психических функций (можно выяснить с помощью диагностики).

  • В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.

Возраст — совокупность разнородных явлений: роста, общесоматического и нервно-психического созревания, связанных со многими явлениями общественно-экономического, культурного и социального развития человека в конкретных исторических условиях. Мобилизация границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социально-исторических факторов. Общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом. Так, например, девушки могут часто слышать фразу от более старших женщин «В твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще мужа не нашла!». Это указывает на то, что в годы молодости старшей женщины общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Вот и происходит мобилизация границ возраста. Исследования Д.Б. Эльконина показали, что эпоха детства — явление историческое. Содержание и продолжительность детства изменялись на протяжении веков: шло удлинение детства, и, одновременно, ускорение темпов психического развития на ранних стадиях. Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше, у современного ребенка еще больше растянулось во времени. Соответственно, специфика детства и его продолжительность определяются уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Очевидно, что в условиях первобытного общества ребенок должен раньше взрослеть, ведь от этого зависит его выживаемость. А в современном мире такая спешка ни к чему.


Возрастная периодизация психического развития

Понять закономерности развития позволяет его деление на периоды. Выготский выделял 3 группы периодизаций.

Возраст и возрастная периодизация Группы периодизаций по Л.С. Выготскому

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия, не связанного с процессом развития.

К этой группе относятся следующие периодизации:

1. Периодизация К. Гетчинсона

2. Периодизация Р. Заззо
Вторая группа периодизаций основана на внутреннем критерии. Им становится какая-то 1 сторона развития, которую автор считает самой главной.

Ко второй группе относятся:

1. Периодизация П.П. Блонского

2. Периодизация А. Гезелла

3. Периодизация З. Фрейда

4. Периодизация Э. Эриксона

5. Периодизация Ж. Пиаже

Третья группа периодизаций выделяется на основе нескольких существенных особенностей развития.

К ним относятся:

1. Периодизация Л.С. Выготского

2. Периодизация Д.Б. Эльконина

I группа

Периодизация К. Гетчинсона Данная периодизация создана по биогенетическому принципу. В ней онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

Возраст и возрастная периодизация

  • Период дикости (0-5 лет): Пик — 3 года. За детьми замечается копание в земле, ребенок тащит все в рот. Съедобность — мерило всего.

  • Период охоты и захвата (4-12 лет): Пик — 7 лет. Характерен страх перед чужими, действия тайком, жестокость, игры в пленных, засады, прятки.

  • Период пастушества (9-14 лет): Пик — 10 лет. Выражена нежность к животным, стремление иметь домашних животных. Дети строят хижины, шалаши и подземелья.

  • Земледельческий период (12-16 лет):Пик — 14 лет. Страсть к садоводству.

  • Промышленно-торговый период (от 14 лет):Пик — 18-20 лет. На первый план выходят денежные интересы, мобильные занятия, обмен, продажи, торговля.

Периодизация Рене Заззо

Возрастные этапы в данной периодизации совпадают со ступенями системы образования в стране (Франция). В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии. Тут также 5 стадий.


Возраст и возрастная периодизация

  • Стадия раннего детства (0-2 года): основное содержание — воспитание в семье.

  • Дошкольное детство (3-6 лет): основное содержание — воспитание, обучение в дошкольном учреждении.

  • Начальное школьное образование (6-12 лет): основное содержание — обучение в начальной школе.

  • Среднее школьное образование (12-16 лет): основное содержание — получение общего образования.

  • Высшее (университетское) образование (17-23 года): основное содержание — высшее образование.

II группа

Периодизация Павла Петровича Блонского

Для периодизации Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями организма признак — появление и смена зубов.

Возраст и возрастная периодизация

Блонский разделил жизненный путь человека на 3 эпохи:

1. Беззубое детство (до 8 месяцев);

2. Детство молочных зубов (до 6 лет);

3. Детство постоянных зубов (с 6 лет до зубов мудрости).

Периодизация Арнольда Гезелла

За основу периодизации взят такой признак как темп психического развития. Периоды ограничиваются примерно одним темпом развития. На 6 годах периодизация обрывается, т.к. признак себя исчерпал.

Возраст и возрастная периодизация
Гезелл выделил 6 периодов:

1) 0-3 месяца;

2) 3-6 месяцев;

3) 6 месяцев — 1 год;

4) 1-1,5 лет;

5) 1,5-3 года;

6) 3-6 лет.

Периодизация Зигмунда Фрейда

Фрейд выделил 3 уровня психики человека по критерию принципиальной возможности осознания психики. В центре внимания — бессознательный уровень психики. Фрейд рассматривает развитие человека как адаптацию индивида к социуму, враждебному и чужеродному ему, но совершенно необходимому. Зрелая личность по Фрейду многогранна и отличается активностью в решении проблем, в умении трудиться, брать на себя ответственность, заботиться.

Возраст и возрастная периодизация

3 структурных компонента личности по Фрейду

Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.