Файл: Теоретический аспект изучения эмоциональный процессов и состояний 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 компонент: «Оно» или «Ид»
Появляется первым с рождением ребенка. «Ид» — ядро личности, находится на бессознательном уровне психики, подчиняется принципу удовольствия, содержит врожденные импульсивные влечения: инстинкт жизни — эрос и инстинкт смерти — танатос.
2 компонент: «Я» или «Эго»
Осознаваемая часть личности. Возникает между 1 и 3 годами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача «Эго» — построить поведение человека так, чтобы инстинктивные влечения были удовлетворены, а нормы общества не нарушены. «Эго» способствует адаптации индивида к социуму, которая с возрастом должна усиливаться.
3 компонент: «Супер-Эго» или «Сверх-Я»
Формируется последним, между 3 и 6 годами. «Супер-Эго» контролирует выполнение норм, принятых в обществе. Тенденции со стороны «Ид» к «Супер-Эго» имеет конфликтный характер. Это порождает тревогу, нервозность индивида. В ответ «Эго» создает и использует ряд защитных механизмов. Но пока «Эго» ребенка слабо, конфликты не разрешаются. Переживания становятся длительными, фиксируются, образуют определенный тип характера.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития. Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека. Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается. На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.
Список литературы
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты – М., 1984.
2. Бэн А. Психология. – М., 1996. – Т.2, кн.3-4.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М., 1984.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999.
5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.
6. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
7. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., — М., 2003.
10. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
12. К работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». М., 1977.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
14. Ладанов И.Д. Управление стрессом. М., 1989.
15. Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.
16. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.
17. Немов Г.С. Психология. Уч-к. В 3-х кн. // Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1999.
18. Никифоров А.В. Эмоции в нашей жизни. М., 1974.
19. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии – М., 1977.
20. Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 1966.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.