Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Гражданский процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 832

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормативно-правовые источники гражданского процессуального права

Судебные источники гражданского процессуального права

Виды подсудности

2. Необходимое соучастие

3. Факультативное соучастие

Процессуальные права и обязанности соучастников

2. Порядок замены ненадлежащего ответчика

2. Права и обязанности третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора

3. Порядок вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в процесс

2. Права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

3. Порядок вступления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в процесс

2. Возбуждение дела прокурором

3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде

4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

1. Законное представительство

2. Договорное представительство

3. Общественное представительство

4. Представительство по назначению

3. Доверенность

Основания классификации исков

2. Процессуально-правовая классификация исков

3. Материально-правовая классификация исков

4. Классификация исков по характеру защищаемых интересов

Предмет иска

2. Основание иска

3. Содержание иска

2. Изменение иска

3. Отказ от иска

4. Соединение и разъединение исковых требований

5. Признание иска

6. Заключение мирового соглашения

§ 6. Защита интересов ответчика против иска

1. Возражения против иска

2. Предъявление встречного иска

онятие обеспечения иска

2. Меры обеспечения иска

3. Обращение с заявлением об обеспечении иска

4. Условия доказывания и удовлетворения заявления об обеспечении иска

5. Замена видов обеспечения иска

6. Отмена мер обеспечения иска

7. Защита ответчика против мер обеспечения иска

1. Относимость доказательств

2. Допустимость доказательств

§ 4. Принятие искового заявления. Основания к отказу в принятии заявления

2. Цель и задачи подготовки дел к судебному разбирательству

§ 3. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 4. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. Уточнение предмета доказывания по делу

2. Правовая квалификация правоотношений сторон

3. Определение круга лиц, участвующих в деле, и других участников процесса

4. Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле

5. Примирение сторон

6. Иные действия, осуществляемые судом при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 5. Порядок проведения подготовки дела к судебному разбирательству

Подготовительная часть судебного разбирательства

§ 3. Рассмотрение дела по существу

§ 4. Судебные прения

§ 5. Вынесение и объявление решения суда

2. Виды постановлений суда первой инстанции

2. Признаки судебного приказа

§ 2. Процедура приказного производства

1. Первая стадия - возбуждение приказного производства

2. Вторая стадия - выдача судебного приказа или отказ в его выдаче

3. Третья стадия - отмена судебного приказа

4. Четвертая стадия - исполнение судебного приказа

§ 2. Условия вынесения заочного решения

§ 3. Процедура заочного производства и вынесение заочного решения

§ 4. Обжалование заочного решения

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

1. Законодательство, регулирующее производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

2. Возбуждение дела

3. Сроки обращения в суд

4. Рассмотрение заявления

5. Решение по делу

1. Понятие нормативного правового акта

2. Подведомственность в сфере нормоконтроля

3. Возбуждение дела

4. Рассмотрение заявления

5. Решение суда

2. Подача и рассмотрение заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и решение суда по заявлению

2. Порядок рассмотрения заявленных требований

3. Явка или обнаружение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

1. Признание гражданина ограниченно дееспособным

2. Признание гражданина недееспособным

3. Восстановление дееспособности

§ 7. Признание движимого имущества бесхозяйным, а недвижимого - муниципальной собственностью

§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)

§ 9. Принудительная госпитализация гражданина и принудительное психиатрическое освидетельствование

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу



Суд устанавливает эти обстоятельства при рассмотрении заявления. Наличия одного из двух названных обстоятельств недостаточно для отмены заочного производства и возобновления рассмотрения дела. Обстоятельства должны быть в совокупности.

В случае отмены заочного решения судом, вынесшим это решение, рассмотрение дела по существу возобновляется и ведется по правилам, установленным ГПК. Вынесенное решение в случае неявки ответчика не будет являться заочным, поэтому неявившийся ответчик не вправе повторно подавать заявление о пересмотре этого решения как заочного.

Введение в гражданское судопроизводство упрощенных процедур судебного разбирательства - необходимый путь решения проблемы загруженности судов и недисциплинированности лиц, участвующих в деле.



  1. Рассмотрение дел о защите избирательных прав, права на участия в рефе­рендуме граждан РФ.



Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России




1. Законодательство, регулирующее производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России



Современная политическая жизнь общества характеризуется выборностью основных органов власти и местного самоуправления на всех уровнях: от Президента РФ и Государственной Думы России до органов местного самоуправления на местах. Все это определяет значение и важность рассмотрения судами жалоб граждан на нарушение их избирательных прав, а также на участие в референдуме.

Практически каждый федеральный закон о выборах содержит нормы процедурно-процессуального характера, которые отражают порядок разрешения споров, могущих возникнуть при их осуществлении.

Как указывает Л.В. Туманова, споры при осуществлении избирательных прав могут быть самыми разнообразными и включают, например, дела, связанные с регистрацией кандидатов и избирательных объединений, предвыборной агитацией, опротестованием регистрации, недействительностью выборов, включением в списки избирателей, оспариванием текста бюллетеня, финансированием выборов, возмещением морального вреда, использованием кандидатом преимуществ служебного положения, признанием недействительным снятия своей кандидатуры, недействительностью бюллетеней, оспариванием иных решений и актов избирательных комиссий*(230).

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России регулируется гл. 26 ГПК и рядом специальных федеральных законов в сфере избирательного законодательства: Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации".

В рамках данного производства защищаются субъективные права как конкретных лиц, в том числе других лиц, так и неопределенного круга лиц, например по заявлениям Центральной избирательной комиссии РФ и других избирательных комиссий (ч. 1 и 2 ст. 259 ГПК).

2. Возбуждение дела



В ст. 259 ГПК следующим образом определен круг имеющих право на возбуждение данной категории дел. К их числу относятся избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор. Поводом для обращения в суд является нарушение решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума. В данном случае избирательными комиссиями осуществляется защита неопределенного круга лиц - избирателей в зависимости от региона охвата конкретной избирательной комиссией.


Отдельные федеральные законы могут определять особым образом круг лиц, наделенных правом на обращение в суд. Например, согласно ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ вправе обратиться группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации соответственно.

Подсудность определяется по правилам ст. 24, 26 и 27 ГПК и другими федеральными законами. При этом в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия РФ вправе обратиться в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть заявление по существу. В последнем случае родовая подсудность Верховному Суду РФ определяется на основе оценочных критериев (особое общественное значение дела), что должно быть обосновано в заявлении Центральной избирательной комиссии РФ.


3. Сроки обращения в суд



Согласно ст. 260 ГПК заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подано в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения.

Заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования.

После опубликования результатов выборов, референдума заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

4. Рассмотрение заявления



По данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения (ст. 260 ГПК), что вполне объяснимо жесткими сроками самого избирательного процесса, а также существенными экономическими издержками в случае повторного проведения выборов. В частности, заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно.