Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Гражданский процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 820

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормативно-правовые источники гражданского процессуального права

Судебные источники гражданского процессуального права

Виды подсудности

2. Необходимое соучастие

3. Факультативное соучастие

Процессуальные права и обязанности соучастников

2. Порядок замены ненадлежащего ответчика

2. Права и обязанности третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора

3. Порядок вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в процесс

2. Права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора

3. Порядок вступления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в процесс

2. Возбуждение дела прокурором

3. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде

4. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

1. Законное представительство

2. Договорное представительство

3. Общественное представительство

4. Представительство по назначению

3. Доверенность

Основания классификации исков

2. Процессуально-правовая классификация исков

3. Материально-правовая классификация исков

4. Классификация исков по характеру защищаемых интересов

Предмет иска

2. Основание иска

3. Содержание иска

2. Изменение иска

3. Отказ от иска

4. Соединение и разъединение исковых требований

5. Признание иска

6. Заключение мирового соглашения

§ 6. Защита интересов ответчика против иска

1. Возражения против иска

2. Предъявление встречного иска

онятие обеспечения иска

2. Меры обеспечения иска

3. Обращение с заявлением об обеспечении иска

4. Условия доказывания и удовлетворения заявления об обеспечении иска

5. Замена видов обеспечения иска

6. Отмена мер обеспечения иска

7. Защита ответчика против мер обеспечения иска

1. Относимость доказательств

2. Допустимость доказательств

§ 4. Принятие искового заявления. Основания к отказу в принятии заявления

2. Цель и задачи подготовки дел к судебному разбирательству

§ 3. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 4. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. Уточнение предмета доказывания по делу

2. Правовая квалификация правоотношений сторон

3. Определение круга лиц, участвующих в деле, и других участников процесса

4. Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле

5. Примирение сторон

6. Иные действия, осуществляемые судом при подготовке дела к судебному разбирательству

§ 5. Порядок проведения подготовки дела к судебному разбирательству

Подготовительная часть судебного разбирательства

§ 3. Рассмотрение дела по существу

§ 4. Судебные прения

§ 5. Вынесение и объявление решения суда

2. Виды постановлений суда первой инстанции

2. Признаки судебного приказа

§ 2. Процедура приказного производства

1. Первая стадия - возбуждение приказного производства

2. Вторая стадия - выдача судебного приказа или отказ в его выдаче

3. Третья стадия - отмена судебного приказа

4. Четвертая стадия - исполнение судебного приказа

§ 2. Условия вынесения заочного решения

§ 3. Процедура заочного производства и вынесение заочного решения

§ 4. Обжалование заочного решения

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

1. Законодательство, регулирующее производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

2. Возбуждение дела

3. Сроки обращения в суд

4. Рассмотрение заявления

5. Решение по делу

1. Понятие нормативного правового акта

2. Подведомственность в сфере нормоконтроля

3. Возбуждение дела

4. Рассмотрение заявления

5. Решение суда

2. Подача и рассмотрение заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, и решение суда по заявлению

2. Порядок рассмотрения заявленных требований

3. Явка или обнаружение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

1. Признание гражданина ограниченно дееспособным

2. Признание гражданина недееспособным

3. Восстановление дееспособности

§ 7. Признание движимого имущества бесхозяйным, а недвижимого - муниципальной собственностью

§ 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)

§ 9. Принудительная госпитализация гражданина и принудительное психиатрическое освидетельствование

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу



Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение относительно заявления принимается не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня его подачи.

Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через четырнадцать дней, а в ходе избирательной кампании, проведения референдума - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления.


5. Решение по делу



Согласно ст. 261 ГПК суд признает оспариваемое решение суда или действие (бездействие) незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

После вступления в законную силу решение суда направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным ч. 2 ст. 206 ГПК.

Суд вправе отказать в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Согласно ч. 3 ст. 261 ГПК установлены сокращенные сроки подачи апелляционных жалоб на решение суда по делу о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума. Такая жалоба может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.


  1. Производство по делам об оспаривании нормативныx и ненорматив­ных актов.



1. Понятие нормативного правового акта



В гл. 24 ГПК регламентируется процессуальный порядок осуществления нормоконтроля судами общей юрисдикции. Нормоконтроль осуществляется в настоящее время практически всеми судами, действующими в Российской Федерации, и заключается в проверке соответствия оспариваемого нормативного акта вышестоящим по иерархии нормативным актам. Каждый из судов осуществляет нормоконтроль в отношении нормативных актов в соответствии с правилами подведомственности. При рассмотрении судами дел в сфере нормоконтроля осуществляется защита неопределенного круга лиц, поскольку выгодоприобретателями являются все лица, которые так или иначе оказались в сфере его действия.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

2. Подведомственность в сфере нормоконтроля



Конституционный Суд РФ вправе проверять на предмет соответствия Конституции РФ федеральные законы и нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции РФ. В частности, дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации отнесены к подведомственности Конституционного Суда РФ. К ведению данного Суда отнесено также разрешение споров о компетенции между
федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, а также проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Арбитражные суды в соответствии с п. 1 ст. 29 АПК осуществляют нормоконтроль только в случаях, указанных в федеральных законах, например в ст. 138 НК (жалобы о соответствии нормативных актов налоговых органов федеральным законам, если они нарушают права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей), в ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (оспаривание нормативных актов по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию).

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают вопросы соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ*(223).

Все остальные дела в сфере нормоконтроля отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК). Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ
(ч. 3 ст. 251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК). Исходя из этого в принятии заявления организации или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отказано по мотиву подведомственности дела арбитражному суду только в том случае, когда в федеральном законе имеется специальная норма, которой дела об оспаривании данного нормативного правового акта отнесены к компетенции арбитражных судов. В этом случае в определении об отказе в принятии заявления судья должен указать такой закон.