Файл: Факультет экономики, менеджмента и бизнесинформатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики

Заболотских Анна Дмитриевна

анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет региона

Выпускная квалификационная работа – БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

студента образовательной программы бакалавриата «Экономика»

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

Рецензент

Доцент департамента экономики

Ю. А. Кучумова


Руководитель

К.э.н., доцент

Е.Н. Лавренчук


Пермь, 2019

Аннотация

В настоящей работе исследуются факторы, влияющие на налоговые поступления бюджетов субъектов РФ. Если обратиться к структуре доходов бюджета, можно заметить, что большинство из них - налоговые поступления. Это также подчеркивают российские исследователи. Анализируемая выборка содержит информацию по всем субъектам Российской Федерации за период с 2010 по 2017 включительно. В данной работе строится модель с фиксированными эффектами методом наименьших квадратов. Согласно полученным результатам, значимыми факторами налоговых поступлений являются ВРП на душу населения, доля убыточных организаций, доля экспорта в ВРП, подушевые инвестиции в основной капитал и уровень преступности. В работе рассмотрены некоторые рекомендации по разработке мер, оказывающих влияние на налоговые доходы региональных бюджетов.

Abstract

The present paper will investigate the factors which influence tax revenue in regional budgets. If we turn to the structure of budget revenues, we can see that most of them are tax revenues. This is also emphasized by Russian researchers. The analyzed sample includes data for all regions of the Russian Federation for the period from 2010 to 2017. In the current study, the least squares method is used for a model with fixed effects. The results showed that GRP per capita, investment in fixed capital per capita, the share of unprofitable organizations, the share of exports in GRP and the crime rate are significant factors of tax revenues. According to the obtained results, the paper reviewed some recommendations on the development of measures that affect the tax revenues of regional budgets.

Оглавление



Введение 5

1.Теоретическое обоснование 8

1.1 Определение налога, его значение и функции 8

1.2Понятие и особенности формирования регионального бюджета в РФ 10

1.3Текущее экономическое положение в России 14

1.4Обзор литературы 18

2. Методология исследования 28

2.1 Постановка исследовательского вопроса. Описание выбранных показателей 28

2.2 Данные и описательная статистика 36

2.3Методология 41

2.4Эмпирические результаты 43

Заключение 46

Список использованной литературы 49

Приложение 1 52



Введение




Налоговая система РФ на протяжении двух последних десятилетий характеризуется высоким уровнем централизации налоговых полномочий, что в свою очередь не соответствует требованиям рыночной экономики. Налоговой политике, реализуемой в стране, необходимо постоянное совершенствование для того, чтобы достичь уровня, при котором может быть обеспечено требуемое развитие экономики. На сегодняшний день одним из важнейших факторов проводимой налоговой политики является необходимость сохранения сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности регионов (Миронов, 2012).

В статье 41 бюджетного кодекса Российской Федерации зафиксировано 3 вида поступлений, относящихся к доходам бюджетов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, доля налоговых доходов в структуре всех доходов бюджетов как регионального, так и федерального уровня превосходит другие виды доходов. Кроме того, доля налоговых доходов увеличивается из года в год. Наличие роста налоговых поступлений также отмечалось в работах российских авторов (Белогорская и др., 2016). В связи с этим, необходимо четкое понимание того, какие факторы оказывают влияние на налоговые доходы, и по этой причине немаловажны исследования, в которых анализируются потенциальные налоговые поступления.

На апрельских чтениях в ВШЭ глава Министерства финансов РФ заявил, что повышение налоговой нагрузки начнет оказывать положительное влияние на экономический рост во втором полугодии1. Актуальность данной темы поддерживается тем, что увеличение налоговой нагрузки не всегда оказывает положительный эффект, поскольку данная мера может привести к негативным последствиям в виде: ухода налогоплательщика в теневой сектор, попытки переложить налоговое бремя, сокращению производства и сжатию инвестиционной активности.

Данная проблема в настоящее время является активной областью исследований, в которых анализируются потенциальные налоговые поступления стран (Gupta, 2007; Ajaz and Ahmad, 2010) или их регионов (Кортяев, 2013; Косарев, 2015). Тем не менее, можно обнаружить схожесть в наборе используемых показателей, который анализируется как на уровне регионов, так и на макроуровне.



Таким образом, основной целью данной работы является исследование факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет регионов РФ.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить релевантную литературу по данной теме;

  2. выявить факторы, которые были выделены исследователями;

3) собрать данные, которые необходимы для проведения исследования;

4) построить модель на основании проанализированной литературы и проинтерпретировать результаты.

В работе используются данные по всем субъектам Российской Федерации за 8 лет (с 2010 по 2017 гг.), кроме Республики Крым и города Севастополь. Информация собиралась из баз данных, предоставляемых Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики, а также рейтинговым агентством «Эксперт-РА».

Для ответа на основной вопрос в работе строится регрессионная линейная модель с фиксированными эффектами. Результаты данного исследования могут быть полезны, в первую очередь, правительству РФ, поскольку для них достаточно актуальной является проблема формирования доходной части консолидированного бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Работа структурирована следующим образом.

В первой части рассматриваются факторы, которые были выделены исследователями в эмпирической и теоретической литературе в данной проблемной области. Вторая часть представляет характеристику выбранных показателей, постановку исследовательского вопроса, анализ данных и описательных статистик, описание методологии исследования. В этой же части представлено построение линейной регрессионной модели и анализ полученных результатов. Завершается работа описанием выводов и ограничений работы, а также рекомендаций для дальнейших исследований.



  1. Теоретическое обоснование




1.1 Определение налога, его значение и функции




Понятие налога закреплено в статье 8 налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». В самом определении заложены основополагающие принципы налога – это обязательность, индивидуальность и безвозмездность.

Кроме того, стоит отметить, что выделяют следующие функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная.

Фискальная функция основана на самой природе налогов. Она заключается в том, что за счет налоговых поступлений происходит снабжение государства финансовыми ресурсами, которые направляются на покрытие его расходов.

Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

Социальная функция налогов непосредственно связана с фискальной и регулирующей функциями путем условий взимания налога на доходы физических лиц и поимущественного налогов. С более обеспеченного слоя общества взимаются налоги в большем размере, причем значительная их часть должна быть направлена в качестве поддержки малоимущим слоям населения. Контрольная функция налогов направлена на то, чтобы отследить своевременность и полноту поступления в государственный бюджет денежных средств. Благодаря контрольной функции можно выявить, какие необходимо внести изменения в налоговую систему и налоговую политику.


    1. Понятие и особенности формирования регионального бюджета в РФ




Региональный бюджет – центральное звено территориальных бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, лежащих на органах государственного управления субъекта РФ. В статье 14 Бюджетного кодекса РФ закреплено следующее определение: консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации состоит из регионального бюджета и свода бюджетов муниципальных образований, которые находятся на его территории. Кроме того, в статье сказано о том
, что у каждого региона имеется собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, которые предназначены для осуществления расходных обязательств субъекта РФ.

Рассмотрим, за счет чего формируется бюджет. Согласно статье 41 бюджетного кодекса РФ, выделяется 3 вида поступлений, относящихся к доходам бюджетов:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Обратимся к таблице 1, в которой представлены налоговые поступления консолидированных бюджетов РФ за период с 2015 по 2017гг.
Таблица 1

Налоговые доходы консолидированных бюджетов РФ за 2015–2017 гг., в млрд. руб.*

Показатель

Год

2015

2016

2017

Всего доходов

26 922,0


28 181,5


31 046,7


Налоговые доходы

15 515,8

16 308,2


19 276,9


Удельный вес налоговых доходов, %

57,6

57,9

62,1

*Сост. по источнику: Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, 2015-2017 гг.
Согласно информации, представленной в таблице 1, доля налоговых поступлений в среднем составляет 59,2%. Следовательно, можно сделать вывод о том, что налоговые доходы является набольшей частью всех доходов бюджета. Также, можно пронаблюдать тенденцию увеличения как самих налоговых поступлений, так и их доли в доходах бюджета. Так, например, в 2017 году в консолидированный бюджет зачислено налоговых поступлений на 4 124,7 млрд руб. больше, чем за 2015 год, а доля налоговых доходов в 2017 году возросла почти на 4,5% в сравнении с 2015 годом. Наличие роста налоговых поступлений также выделяли в своих исследованиях российские авторы (Белогорская и др., 2016).

Бюджет и налоги имеют сильную взаимосвязь, поэтому крайне важно выявить, за счет каких именно налогов сформирована доходная часть бюджета.

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ, региональными налогами, которые зачисляются в региональный бюджет являются:

- налог на имущество организаций (по нормативу 100%);