Файл: Факультет экономики, менеджмента и бизнесинформатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обзор литературы




Рассмотрим работу Косарева (2015), который провел анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов Центрального федерального округа. Исследование проводилось с использованием информационно-аналитической системы «Налоги РФ». Применяемая автором методика заключается в рассмотрении количественных совпадений положительных и отрицательных взаимосвязей, между отдельными видами налоговых поступлений и социально-экономическими показателями. Так, например, он выяснил, что по налогу на доходы физических лиц оказывают положительное влияние такие показатели, как валовый региональный продукт, объем платных услуг, продукция сельского хозяйства, средние душевые доходы, средние душевые расходы, стоимость основных фондов и число собственных автомобилей на 1 тыс. человек. В свою очередь общая численность населения оказывает отрицательное воздействие на налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов ЦФО. По налогу на имущество организаций были получены аналогичные результаты. Автор отмечает, что налог на прибыль, а также аналогичный ему налог, уплачиваемый по УСН, слабо зависят от социально-экономических показателей. Таким образом, можно сделать вывод, что налоги на прибыль являются менее надежными источниками доходов региональных бюджетов, чем налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций.

В другой, более поздней статье Косарев (2016) проводил аналогичное исследование налоговых доходов на примере Белгородской области. Автор расширил список социально-экономических показателей с 16 до 31 (табл. 2). Однако, среди представленных факторов, Косарев оценивал влияние лишь 4 из них: относительный показатель налоговой нагрузки, коэффициент долей относительно совокупных налоговых поступлений и численности занятого населения, индекс потребительских цен и среднюю заработную плату.
Таблица 2

Перечень социально-экономических показателей



Наименование показателя



Наименование показателя

1

Валовый региональный продукт

17

Занятое население

2

Индекс потребительских цен

18

Безработное население

3

Стоимость основных фондов

19

Общая численность населения

4

Инвестиции в основной капитал

20

Экономически активное население

5

Фактическое потребление домашних хозяйств

21

Уровень безработицы

6

Износ основных фондов

22

Число предприятий и организаций

7

Уровень собираемости налогов

23

Средние душевые доходы

8

Объем продукции сельского хозяйства

24

Число собственных легковых машин на 1 тыс. чел.

9

Объем платных услуг

25

Средние душевые расходы

10

Уровень заболеваемости

26

Средняя пенсия

11

Число пенсионеров

27

Средний показатель зарплаты

12

Относительный показатель налоговой нагрузки (ОПНН)

28

Собственные финансовые ресурсы

13

Индекс налоговых рисков

29

Индекс налогового потенциала

14

Налоговые доходы бюджетов

30

Индекс ОПНН

15

Коэффициент отношения долей совокупных налоговых поступлений и занятого населения субъекта относительно федерального округа

31

Коэффициент отношения долей совокупных налоговых поступлений и занятого населения субъекта относительно страны

16

Индекс ОПНН по видам экономической деятельности









Еще в одном российском исследовании Белогорская, Сорокина и Тетерина (2016) проводили анализ факторов, оказывающих влияющие на налоговые доходы бюджета региона, а именно Чувашской Республики. Авторы систематизировали факторы и отнесли каждый по условным характеристикам в одну из групп (рис. 2). Некоторые, по мнению авторов, оказывают большее влияние на налоговые поступления, чем другие. Среди таких факторов они выделили: ВРП (валовый региональный продукт), систему налогового администрирования и налоговую культуру, а также уровень инфляции и инвестиционный климат, сформировавшийся в регионе.



Рис. 2. Классификация факторов налоговых поступлений

В данной работе анализ проводился на панельном типе данных. В качестве результирующей переменной использовались налоговые доходы бюджета Чувашской Республики, в качестве независимых регрессоров выступали:

– инвестиции в основной капитал;

– фонд оплаты труда;

– сальдированный финансовый результат деятельности предприятий;

– объем платных услуг населению;

– оборот розничной торговли;

– ВРП.

При рассмотрении корреляционной матрицы выяснилось, что некоторые факторы дублируют друг друга, поэтому авторы решили включить в уравнение линейной регрессии только те, которые имеют более сильную связь с результативным признаком. Таким образом, авторы остановились на исследовании влияния таких детерминант налоговых поступлений, как инвестиции в основной капитал и фонд оплаты труда. Также результаты исследования показали, что инфляция и ВРП оказали влияние на рост налоговых поступлений в 2015 году.

На фоне представленных выше работ явно выделяется исследование Кортяева (2013). Среди всех показателей он анализировал такой социально-экономический параметр, который не использовался в работах других авторов, а именно - изменение законодательной базы. Автор отмечает, что изменение законодательной базы может как негативно, так и позитивно отразиться на динамике налоговых поступлений.

Самые значительные изменения произошли в 2009 году. Во-первых, ставка по налогу на прибыль организаций снизилась с 24 процентов до 20 процентов. Причем, данное снижение негативно отразилось на налоговых поступлениях лишь в первые два года, после чего наблюдался рост налоговых платежей.



Во-вторых, по словам автора, нововведения в 2009 г. оказали негативное влияние на поступления в федеральный бюджет, поскольку доли распределения от общей суммы налога на прибыль организаций в федеральный и региональный бюджет изменились. Ставка по налогу на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет снизилась с 6,5 до 2 процентов, в то время как ставка по налогу на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет увеличилась с 17,5 до 18 процентов. Безусловно, фактор, выделяемый автором данной статьи, имеет важное значение, поскольку налоговые поступления бюджетов при изменении законодательной базы также изменялись.

Теперь рассмотрим работы зарубежных авторов, принцип исследования которых отличается от российских работ. Главным отличием является то, что фокус работ был направлен на выявление и анализ факторов, влияющих на налоговых доходы бюджетов стран, а не их регионов.

Среди более ранних исследований в данной области можно выделить работу Tanzi (1977), который оценивал влияние инфляции на налоговые поступления. В работе было выявлено, что страны, которые сталкиваются с сильным инфляционным давлением должны уделять гораздо больше внимания задержкам в уплате налогов. На первый взгляд, инфляция увеличивает ставку налога, однако, результат зависит от лага, который используется в модели. Другими словами, представляется целесообразным основывать авансовый платеж на доходах предыдущего года, скорректированных с учетом изменения цен за год. Также автор отмечает, что в долгосрочной перспективе инфляция приводит к снижению налоговых поступлений.

В другой работе авторы Stotsky and WoldeMariam (1997) оценивали доли налоговых поступлений в ВВП 43 стран Африки к югу от Сахары за период с 1990 по 1995 гг. Результаты этого исследования показывают, что существенными определяющими факторами доли налоговых поступлений являются доля сельского хозяйства в ВВП и доля горнодобывающей промышленности в ВВП. Данные переменные отрицательны и статистически значимы. Другими значимыми переменными являются доля экспорта и, в некоторых спецификациях, доход на душу населения или импорт, которые, в свою очередь, все положительно связаны с долей налога. Страновые факторы, также являются важными детерминантами доли налога. Помимо этого, авторы исследовали индекс налоговых усилий стран, показывающий эффективность и отлаженность налоговой системы страны. Чем он ближе к единице, тем эффективнее работает система налогообложения. Авторами были даны рекомендации странам с низкими показателями уделять больше внимания увеличению доходов, а не сокращению расходов.


Спустя несколько лет изучения данной области сформировался такой набор показателей, который можно заметить в большинстве работ. Так, например, Gupta (2007) в своем исследовании анализировал некоторые структурные и институциональные переменные, используя такой набор данных, который охватывал более чем сто стран за временной промежуток равный двадцати пяти годам. Автор считает, что структурные факторы являются статистически значимыми и сильными детерминантами эффективности доходов. Среди них он использовал:

- Подушевой ВВП;

- Долю сельскохозяйственного сектора в ВВП;

- Открытость внешней торговли;

- Внешний долг.

Помимо этого, Gupta выделял институциональные переменные, такие как:

-Уровень коррупции;

-Политическую и экономическую стабильность.

Автор отмечает, что факторы, каким-либо образом относящиеся к коррупции, оказывают отрицательное влияние на налоговые доходы и могут быть включенными в модель оценки уравнения регрессии. В работе использовались различные методы для оценки модели. Среди них - обобщенный метод моментов для анализа динамической модели и метод наименьших квадратов для модели с фиксированными переменными на основе панельных данных.

Кроме того, автор утверждает, что в модели присутствуют факторы, которые, вероятно, создают проблему эндогенности, поскольку налоговые поступления и внешняя задолженность незримо связаны друг с другом. Поэтому Gupta переоценил уравнение регрессии, используя лаговые значения для факторов, упомянутых выше. Он сравнил полученные оценки для новой модели регрессии с результатами для модели с фиксированными переменными. Значения оценок получились приблизительно одинаковыми, следовательно, проблема эндогенности не является столь серьезной.

Метод, который использовал Gupta, встречается также и в других работах. Например, в работе Gambaro et. Al. (2007) исследовали взаимосвязь между иностранными инвестициями и налоговыми поступлениями. Рассматриваемая в работе выборка включала в себя информацию о 65 странах за период с 1990 по 2004 гг. Они модифицировали модель, используемую в более ранней работе Gupta (2003), и получили противоположный результат. В данной статье авторы нашли доказательства того, что существует положительная связь между иностранными инвестициями и налоговыми поступлениями, которая в основном обусловлена положительной взаимосвязью между налоговыми поступлениями и субсидиями, льготами и грантами. Главной причиной получения противоречивых результатов является рассмотрение более короткого временного промежутка (30 лет – в работе
Gupta, 15 лет – в работе Gambaro et. Al.). Таким образом, можно сделать вывод о том, что авторы получили более точный результат, поскольку проводили исследование на более актуальных данных.

В другом исследовании Imam and Jacobs (2007) оценивали влияние коррупции на налоговые поступления на Ближнем Востоке. Их результаты свидетельствуют о том, что коррупция не оказывает статистически значимого влияния на общие налоговые поступления на Ближнем Востоке. Авторы считают, что реальный эффект коррупции следует рассматривать, анализируя отдельные налоги, которые требуют частого взаимодействия между налоговым органом и физическими лицами. Например, налоги на экспорт, таможенные и другие импортные пошлины, а также налоги на международную торговлю в большей степени подвержены коррупции, чем большинство других видов налогообложения. Таким образом, коррупция оказывает статистически значимое влияние на отдельные виды налогов.

В своей работе авторы Ajaz and Ahmad (2010) рассмотрели ряд институциональных проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся страны. Они исследовали две основные проблемы низкой доходности стран. Первая – наличие коррупции в налоговом администрировании. Вторая – низкое качество управления. Показатели, используемые в данном исследовании, представлены ниже.

Структурные факторы:

- Доля сельскохозяйственного сектора в ВВП;

- Доля промышленного сектора в ВВП;

- Доход на душу населения;

- Открытость внешней торговли;

- Уровень инфляции (дефлятор ВВП);

Институциональные факторы:

  • Индекс восприятия коррупции (CPI - Corruption Perceptions Index);

  • Показатель эффективного управления правительства (WGI – Worldwide Governance Indicators). Он включает шесть индикаторов, отражающих качество государственного управления в различных странах: (1) право голоса и внешняя ответственность; (2) политическое постоянство и отсутствие насилия; (3) качество управления правительства; (4) отсутствие регулирующего бремени; (5) верховенство закона; и (6) уровень коррупциии.

Анализ проводился на панельных данных. В выборку включались данные по 25 развивающимся странам за 16 лет (с 1990 по 2005 гг.). Для оценки модели использовался обобщенный метод моментов. Значимость работы заключается в том, что авторы добавили в модель, предложенную Имамом и Джейкобсом (Imam and Jacobs, 2007) институциональную переменную, которая оказывает существенное влияние на налоговые поступления, путем включения. Авторы пришли к тому же выводу, что и Gupta (2007) о том, что коррупция оказывает негативное влияние на собираемость налогов. В свою очередь, показатель управления правительства положительно влияет на налоговые поступления. Помимо этого, такие переменные, как доход на душу населения, открытость торговли, доля промышленного сектора и уровень инфляции также играют важную роль, однако они оказывают различные эффекты на налоговые поступления.