Файл: Факультет экономики, менеджмента и бизнесинформатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- налог на игорный бизнес (по нормативу 100%);

- транспортный налог (по нормативу 100%).

Кроме того, в статье приведен перечень налоговых доходов, которые зачисляются из федерального бюджета в региональный бюджет:

  • налог на прибыль организаций (по нормативу 100%);

  • НДФЛ (по нормативу 85%);

  • НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента (по нормативу 100%);

  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (по нормативу 100%);

  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) (по нормативу 60%)

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (по нормативу 80%);

  • акцизы по подакцизным товарам.

Данная статья содержит следующую оговорку: органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут полностью или частично передать указанные в статье налоговые доходы в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 Бюджетного кодекса РФ.

Стоит отметить, что региональные налоги устанавливаются и регулируются в соответствии с нормативными правовыми актами и взаимодействуют с физическими и юридическими лицами.

Обратимся к представленной ниже диаграмме, отражающей структуру налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016–2017 годах.



Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016–2017 гг.*

*Сост. по источнику: интернет-ресурс «Министерство финансов Российской Федерации»
Как видно из диаграммы, доля НДФЛ является наибольшей. Это также отмечает в своей работе Полянская (2016): «Преобладающую часть налогов составляют ресурсные платежи (в принципе, это обусловлено сырьевой «специализацией» российской хозяйственной системы) и налоги с доходов физических лиц, что говорит о немалой налоговой нагрузке российских граждан в национальной хозяйственной системе». Очевидно, что налоговые доходы на 80 процентов формируются за счет 3 основных налогов –
налога на прибыль организаций, НДФЛ и налога на имущество организаций. Также можно заметить, что удельный вес всех налогов в 2016 и 2017 годах остается приблизительно на одном уровне.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Текущее экономическое положение в России


Важно понять, каким образом функционирует государственная политика относительно регионов страны. Для этого необходимо обратиться к проекту Министерства финансов РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Цель данного проекта заключается в определении условий, ключевых характеристик и прогнозируемых показателей федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019-2021 годы.

В течение последних лет в экономической и финансовой политике страны произошли существенные изменения. Были созданы институты макроэкономической политики, произошли заметные изменения в лучшую сторону в организации исполнения федерального бюджета, по-другому основана система межбюджетных отношений, заработала собственная инфраструктура финансового рынка. Однако, складывающееся в стране экономическое равновесие пока нельзя назвать оптимальным. Темпы роста доходов малоимущих слоев населения и темпы роста инвестиционной активности остаются на уровне ниже желаемого, значительные структурные ограничения препятствуют динамичному и сбалансированному развитию.

Одними из итогов в результате реализации проекта «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» стали:

  • создание единого инструмента управления налоговых и таможенных платежей;

  • улучшение управления и увеличения собираемости страховых взносов;

  • введение инвестиционного налогового вычета;

  • изменение структуры задолженности бюджетов регионов РФ по бюджетным кредитам;

  • вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Также, в тексте проекта сказано о том, что бюджетная политика строилась по следующему принципу: все обязательства, связанные с расходами, должны финансироваться не во вред макроэкономической стабильности
, а также в пределах такой налоговой нагрузки, которая для добросовестных налогоплательщиков не является низкой. Данный подход стимулировал создание таких мер, как, рост отдачи от государственных активов, сокращение неэффективных расходов, а также увеличение собираемости налоговых доходов за счет уменьшения теневого сектора, что, в свою очередь, повлияло на доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

В основе бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 гг. лежат цели и задачи, направленные на улучшение качества жизни и обеспеченности населения, сокращение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.

Стоит отметить, что с субъектами РФ заключаются соглашения, которые устанавливают меры, направленные на стимулирование развития социально-экономической сферы, а также на оздоровление государственных финансов регионов РФ.

В части бюджетной политики для стимулирования инвестиционной активности необходимо принять меры по трем ключевым направлениям:

  1. Системные меры:

  • формирование стабильных налоговых условий;

  • создание стабильности и предсказуемости неналоговых платежей;

  • завершение кодификации бюджетного законодательства. В 2019 году планируется принять новую редакцию Бюджетного кодекса, которая учтет результаты проведенных бюджетных реформ, а также объединит в одну систему нормы всех принятых в течение последних лет федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения.

2. Стимулирующие налоговые и финансовые меры:

  • отмена налога на движимое имущество;

  • ускорение возмещения НДС экспортерам;

  • регулирование инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций;

  • понижение тарифов страховых взносов и других налогов резидентам ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентам свободного порта Владивосток;

  • создание источников финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе посредством разработки прочной системы пенсионных накоплений и создания инструментов страхования жизни.


3. Отраслевые меры:

  • развитие инфраструктуры;

  • введение нового режима налогообложения для нефтяного сектора;

  • завершение нефтегазового налогового маневра. Маневром предполагается равномерное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты на протяжении 5 лет, с эквивалентным увеличением ставки НДПИ.

Для выполнения регионами задач необходимо ресурсное обеспечение. Вследствие этого был предложен комплекс мер в сфере межбюджетных отношений, а также комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.

В тексте проекта отмечается, что по прогнозу стабильный ежегодный прирост расходов консолидированных бюджетов субъектов составит 4%-5% к предыдущему году. В то же время доля расходов консолидированных бюджетов субъектов в процентах к ВВП сократится. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации постепенно уменьшится с -97 млрд рублей в 2019 году до - 36 млрд рублей в 2021 году. Регионам будет предоставлена поддержка со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.

Государственное управление учитывает множество аспектов в бюджетной, и как следствие в налоговой политике, и стремится сохранить налоговую нагрузку. Анализ того, какие факторы влияют на налоговые поступления в бюджет субъектов Российской Федерации, даст возможность более детально понимать механизмы их взаимодействия. Отсюда следует, что, влияя определенным образом на показатели, можно изменить налоговые поступления в региональные бюджеты субъектов РФ, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8