Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М И Н О Б Р Н А У К И Р О С С И И
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

факультет естественнонаучного образования

кафедра основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии

Курсовая работа по теме:


«Информационно-коммуникационные технологии в системе образования»


Выполнила: магистрант 2 года

обучения, направление подготовки

Педагогическое образование,

направленность Естественнонаучное образование

Гребенникова А.И. Проверил научный руководитель: к.п.н, доцент каф. БЖД и методики обучения

биологии Полещук П.В.
2016

Содержание


Введение 3

Глава I. Понятие и общая характеристика информационно- коммуникационных технологий

    1. Основные понятия информационно-коммуникационных технологий 7

    2. Эволюция информационно-коммуникационных технологий 11

    3. ИКТ, применяемые в образовании 16

    4. Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации об- разовательного процесса 25

Глава II. Разработка учебного занятия по предмету «БЖД» с использо- ванием информационно-коммуникационных технологий

2.1. Методические рекомендации при подготовке учебного занятия по пред- мету «БЖД» с использованием информационно-коммуникационных техно- логий 28

2.2 Разработка учебного занятия с использованием средств ИКТ 33

Выводы 41

Список использованной
литературы 42

Приложения 44

Введение




Фокус образовательной парадигмы в XXI веке сместился с преподава- теля и процесса преподавания на учащегося и процесс обучения. Перед педа- гогами сегодня стоит задача максимально эффективного использования ИКТ для поддержки преподавания и процесса обучения.

Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед че- ловечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения — система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.

Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические ариф- мометры.

Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компью- теров для решения отдельных задач перешли к использованию их для си- стемной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по пeреработке информации.

Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информаци- онные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система [14].

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием тех- ники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны раз- витием информационного общества, в котором основной ценностью стано-

вится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из глав- ных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного обще- ства. Основной целью педагогических коллективов является создание усло- вий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рас- сматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение,

создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации [10].

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных и научных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуни- каций и разработка технологий реального времени дает возможность реали- зации моделей распределенной образовательной среды, построенной на тех- нологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения [7].

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Элек- тронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным техно- логиям дистанционного управления.

Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных цен- тров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и созда- вать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный до- ступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычис-

лительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные науч- ные проекты и образовательные программы.

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства [4].

Информационные технологии возникают как средство разрешения про- тиворечия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знания- ми, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального ис- пользования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной сторо- ны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс обще- ства, а с другой – средство реализации социальных технологий и преобразо- вания их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.


В настоящее время в России идёт становление новой системы образо- вания, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про- странство.

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, со- храняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необхо- димым становится подход к изучению знания в целом, к установлению свя- зей между отдельными областями знаний. На фоне интенсивной инфор- матизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования [1]

В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидак- тики в повышении эффективности образовательных структур; научная разра- ботка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление вни- мания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.

Учитывая требования современного образования, будущему учителю необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных ин- новационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на от- крытие уже известного.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время до- статочно полно разработаны теоретические основы информатизации образо- вания. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение кабинетов учебных заведений дидактиче- ской техникой, что позволяет в полной мере использовать информационно- коммуникативные технологии в образовательном процессе.

Противоречие заключается в том, что имея теоретическое и материаль- но – техническое оснащение УВП, учитель не готов его использовать в виду содержательно – организационной неподготовленности.

Цель данной работы: рассмотреть особенности проектирования ИКТ в образовательном процессе, разработать план-конспект учебного занятий с использованием ИКТ.

Объект:
информационно-коммуникативные технологии

Предмет: разработка и использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе

Задачи:

  • Провести анализ источников информации на предмет выявления осо- бенностей ИКТ, специфики их моделирования и внедрения в образова- тельный процесс.

  • Изучить многообразие ИКТ в процессе обучения в учебных заведениях различных типов.

  • Выявить роль и место ИКТ в образовательном процессе

  • Разработать учебное занятие по предмету «БЖД»