Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса



Одним из самых популярных программных средств, используемых для сопровождения различных докладов, лекций, защиты рефератов и т.д. явля- ется программа компании Microsoft – PowerPoint. Программа PowerPoint про- ста в использовании. Ею может овладеть любой пользователь персонального компьютера.

Использование презентации:

  • Для представления темы и раскрытия основных моментов, на которых будет акцентироваться внимание в течение урока.

  • Как сопровождение материала, который дает учитель. К примеру, слайд может содержать тематические иллюстрации, дополнительные сведения, интересные факты и пр.

  • Для закрепления отработанной темы. Страницы могут содержать пере- чень вопросов или еще каких-либо заданий, которые помогут ученикам соединить все полученные знания.

  • Для проверки домашнего задания. Это может быть интерактивная пре- зентация – тест или же более оригинальный способ.

  • Для углубления знаний. Презентация может содержать в себе гораздо больше информации, нежели учительский конспект. Это дает возмож- ность преподнести учащимся не только основной материал, но и дать более глубокие знания.

Помимо всего прочего презентации могут вносить некоторую разрядку в обстановку. Не возбраняется использовать смешные анимации, особенно, если речь идет о последних уроках и ученики уже достаточно устали.

Использование интерактивных и просто обучающих презентаций позволяет учителям за один урок успевать гораздо больше, нежели при диктовке обыч- ного конспекта. В зависимости от своего назначения они могут выполнять различные функции.

Преимущества использования презентаций на уроках:

  • Наглядные материалы и иллюстрации помогут на многих уроках до- стоверно представить картину, которую может быть непросто объяс- нить учителю. Таким примером могут быть презентации по ОБЖ или астрономии. Сюда же можно отнести запись важных моментов не с доски, а со слайда, на котором изображение более четкое и нюансы че- ловеческого почерка не мешают его воспринимать. Помимо этого дети воспринимают информацию одновременно зрением и слухом, что по- вышает шансы усвоения материала.

  • Презентации подталкивают к диалогу, активному поведению, что сти- мулирует учащихся обучаться, развиваться и стремиться к более глу- боким знаниям. Активная дискуссия способна полностью поглотить внимание человека, что практически исключает плохое поведение и отвлечение на посторонние вещи.

  • Сложные таблицы, графики и диаграммы проблематично представить на доске, а вот презентация справится с эти прекрасно. К тому же ин- терактивное приложение позволяет включать анимации, видеофайлы, которые помогают в восприятии схем и других графических объектов. Также очень актуальны презентации по предмету география, демон- стрирующие карты, которых нет в атласе.

  • Правильно созданное приложение позволяет перемещаться с помощью гиперссылок и быстро переходить к нужному слайду. Особенно это ак- туально в случае, когда предлагается выбрать тему урока или же про- пустить ненужную информацию.

  • Презентации повышают производительность урока, так как способны преподнести больше материала и задействовать максимум учащихся.

  • При использовании в начальных классах красочные презентации спо- собны надолго задержать внимание детей и стимулировать их к обуче- нию. Помимо этого они могут увлечь малышей, что приведет к хоро- шему отношению к урокам.


Недостатки использования презентаций на уроках:

  • Дороговизна аппаратуры. Не каждая школа может позволить себе при- обретение проектора и ноутбука. К тому же не один курс нуждается в изложении материала таким способом.

  • Сложности при создании презентаций. Они могут возникать не только с программным обеспечением, но и вследствие недостатка знаний, ко- торые помогают правильно оформлять слайды, чтобы они не были пе- регружены и несли максимум информации учащимся.

  • Не всем детям легко воспринимать текстовые материалы, а создавать урок из ярких картинок тоже нельзя, поэтому такой вид изложения мо- жет все-таки найти своих противников.

  • Презентации могут вызывать не только активные обсуждения, но и яростные споры, провоцирующие хаос в классе, который не всегда уда- ется сразу ликвидировать.

Вывод можно сделать только один – недостатки презентаций в основном зависят от создателя, а перечень достоинств должен призывать к их исполь- зованию на большинстве уроков для повышения интереса учащихся и ре- зультатов экзаменов [13].

Глава 2. Разработка учебного занятия по предмету «БЖД» с использова- нием информационно-коммуникационных технологий

2.1. Методические рекомендации при подготовке учебного занятия по предмету «БЖД» с использованием информационно-

коммуникационных технологий

Использование презентации PowerPoint в учебном процессе обуславлива- ет применение определенных видов упражнений. В понятийный аппарат ме- тодики обучения «Безопасности жизнедеятельности» вводятся следующие специальные упражнения:

  • Линейные упражнения, структура которых носит фиксированный ха- рактер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстра- ций (слайд-«плакат»).

  • Анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда.

  • Гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок. Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно- коммуникативной направленностью учебного материала

  • Упражнения в форме Интернет страницы, управление которыми осу- ществляйся с помощью горизонтального или вертикального меню, что под- разумевает компоновку фрагментов упражнений, проведенных ранее [4].


Стоит отметить, что прослеживается закономерность использова- ния данных видов упражнений на определенных этапах работы над учебным материалом. На начальном этапе, например, на этапе презента- ции и первичного закрепления новых языковых явлений, учитель чаще все- го предлагает линейные и анимационные упражнения. Этап тренировки бу- дет включать в себя преимущественно гипертекстовые и анимационные упражнения, характеризующиеся повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала.

На заключительном этапе работы над темой появляются упражнения в форме Интернет страницы, позволяющие систематизировать полученные знания и ориентирующие на выход в речь. Тем не менее, вы- бор и очередность использования данных упражнений зависят от конкрет- ных задач, решаемых учителем на уроке, и может варьироваться им в зависимости от логики урока или комплекса упражнений.

Успешность готового продукта и его реализация на учебном заня- тии зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому логич- но будет выделить определенные методические рекомендации по подготовке к использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.

Стадия 1. Определение целей и задач будущей презентации.

На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования: выделить ключевые момен- ты и
определить целевую группу обучающихся; продумать техниче- ские условия будущей демонстрации.

Можно ориентироваться на три способа использования презентации:

  • обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды про- ецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при лю- бой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.;

  • обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компью- теров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;

  • обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с пре- зентацией; она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.) [5].

Стадия 2. Отбор и организация учебного материала.

На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотогра- фий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектирует- ся структура этапов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологи- ческого инструментария программы PowerPoint [8].

Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительно- го макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, созда- ние структуры основной части презентации, распределение учебного мате- риала по слайдам, поиск дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упраж- нений [6].


Техническое воплощение презентации согласно технологии програм- мы PowerPoint и требованиям к наглядности.

Под этим подразумевается:

    • простая навигация и управление;

    • умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требо- ваниями, предъявляемыми к опорам и наглядности;

    • соответствующий стиль подачи материала (пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических струк- тур и сплошного текста;

    • предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучаю- щихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда);

    • распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации

Учителю в разработке презентации могут помочь следую- щие технические возможности программы:

  1. Шаблоны. Они предоставляют возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя учите- лю не задумываться над его оформлением и не затрачивать время на созда- ние собственного шаблона.

  2. Макет слайда. Это набор заполнителей структуры слайда, в качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, Диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы. Макет определяет также расположение информации на слай- де.

  3. Фон слайда. Это основа для смыслового наполнения. Фон может быть однотонным, многоцветным, иметь текстуру (кирпичная кладка и пр.) либо узор (диагональный, плитка и пр.). В качестве фона можно использовать ри- сунок или фотографию. Фон слайдов бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковый цвет, что обеспечивает целост- ность восприятия.

  4. Скрытые слайды. С их помощью учитель может использовать одну и ту же презентацию на разных этапах работы над темой. При этом он сознатель- но скрывает от обучающихся те слайды, которые планирует использовать на другом уроке, например, для расширения или углубления ранее изученного материала. Это экономит время, затрачиваемое на подготовку презентации.

  5. Эффекты кадровых переходов. Это способы переходов от одного кад- ра к другому, в результате которых происходит обособление смысло- вых фрагментов презентации.

  6. Эффекты анимации объектов в кадре. Они являются инструментом для дозированной подачи информации внутри кадра. Наиболее оптимальны- ми для учебных и обучающих целей представляются так называемые «про- стые» эффекты: