Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика информационно-коммуникационных технологий
Эволюция информационно-коммуникационных технологий
ИКТ, применяемые в образовании
Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса
2.2 Разработка учебного занятия с использованием ИКТ
Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса
Одним из самых популярных программных средств, используемых для сопровождения различных докладов, лекций, защиты рефератов и т.д. явля- ется программа компании Microsoft – PowerPoint. Программа PowerPoint про- ста в использовании. Ею может овладеть любой пользователь персонального компьютера.
Использование презентации:
-
Для представления темы и раскрытия основных моментов, на которых будет акцентироваться внимание в течение урока. -
Как сопровождение материала, который дает учитель. К примеру, слайд может содержать тематические иллюстрации, дополнительные сведения, интересные факты и пр. -
Для закрепления отработанной темы. Страницы могут содержать пере- чень вопросов или еще каких-либо заданий, которые помогут ученикам соединить все полученные знания. -
Для проверки домашнего задания. Это может быть интерактивная пре- зентация – тест или же более оригинальный способ. -
Для углубления знаний. Презентация может содержать в себе гораздо больше информации, нежели учительский конспект. Это дает возмож- ность преподнести учащимся не только основной материал, но и дать более глубокие знания.
Помимо всего прочего презентации могут вносить некоторую разрядку в обстановку. Не возбраняется использовать смешные анимации, особенно, если речь идет о последних уроках и ученики уже достаточно устали.
Использование интерактивных и просто обучающих презентаций позволяет учителям за один урок успевать гораздо больше, нежели при диктовке обыч- ного конспекта. В зависимости от своего назначения они могут выполнять различные функции.
Преимущества использования презентаций на уроках:
-
Наглядные материалы и иллюстрации помогут на многих уроках до- стоверно представить картину, которую может быть непросто объяс- нить учителю. Таким примером могут быть презентации по ОБЖ или астрономии. Сюда же можно отнести запись важных моментов не с доски, а со слайда, на котором изображение более четкое и нюансы че- ловеческого почерка не мешают его воспринимать. Помимо этого дети воспринимают информацию одновременно зрением и слухом, что по- вышает шансы усвоения материала. -
Презентации подталкивают к диалогу, активному поведению, что сти- мулирует учащихся обучаться, развиваться и стремиться к более глу- боким знаниям. Активная дискуссия способна полностью поглотить внимание человека, что практически исключает плохое поведение и отвлечение на посторонние вещи. -
Сложные таблицы, графики и диаграммы проблематично представить на доске, а вот презентация справится с эти прекрасно. К тому же ин- терактивное приложение позволяет включать анимации, видеофайлы, которые помогают в восприятии схем и других графических объектов. Также очень актуальны презентации по предмету география, демон- стрирующие карты, которых нет в атласе. -
Правильно созданное приложение позволяет перемещаться с помощью гиперссылок и быстро переходить к нужному слайду. Особенно это ак- туально в случае, когда предлагается выбрать тему урока или же про- пустить ненужную информацию. -
Презентации повышают производительность урока, так как способны преподнести больше материала и задействовать максимум учащихся. -
При использовании в начальных классах красочные презентации спо- собны надолго задержать внимание детей и стимулировать их к обуче- нию. Помимо этого они могут увлечь малышей, что приведет к хоро- шему отношению к урокам.
Недостатки использования презентаций на уроках:
-
Дороговизна аппаратуры. Не каждая школа может позволить себе при- обретение проектора и ноутбука. К тому же не один курс нуждается в изложении материала таким способом. -
Сложности при создании презентаций. Они могут возникать не только с программным обеспечением, но и вследствие недостатка знаний, ко- торые помогают правильно оформлять слайды, чтобы они не были пе- регружены и несли максимум информации учащимся. -
Не всем детям легко воспринимать текстовые материалы, а создавать урок из ярких картинок тоже нельзя, поэтому такой вид изложения мо- жет все-таки найти своих противников. -
Презентации могут вызывать не только активные обсуждения, но и яростные споры, провоцирующие хаос в классе, который не всегда уда- ется сразу ликвидировать.
Вывод можно сделать только один – недостатки презентаций в основном зависят от создателя, а перечень достоинств должен призывать к их исполь- зованию на большинстве уроков для повышения интереса учащихся и ре- зультатов экзаменов [13].
Глава 2. Разработка учебного занятия по предмету «БЖД» с использова- нием информационно-коммуникационных технологий
2.1. Методические рекомендации при подготовке учебного занятия по предмету «БЖД» с использованием информационно-
коммуникационных технологий
Использование презентации PowerPoint в учебном процессе обуславлива- ет применение определенных видов упражнений. В понятийный аппарат ме- тодики обучения «Безопасности жизнедеятельности» вводятся следующие специальные упражнения:
-
Линейные упражнения, структура которых носит фиксированный ха- рактер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстра- ций (слайд-«плакат»). -
Анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда. -
Гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок. Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно- коммуникативной направленностью учебного материала -
Упражнения в форме Интернет страницы, управление которыми осу- ществляйся с помощью горизонтального или вертикального меню, что под- разумевает компоновку фрагментов упражнений, проведенных ранее [4].
Стоит отметить, что прослеживается закономерность использова- ния данных видов упражнений на определенных этапах работы над учебным материалом. На начальном этапе, например, на этапе презента- ции и первичного закрепления новых языковых явлений, учитель чаще все- го предлагает линейные и анимационные упражнения. Этап тренировки бу- дет включать в себя преимущественно гипертекстовые и анимационные упражнения, характеризующиеся повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала.
На заключительном этапе работы над темой появляются упражнения в форме Интернет страницы, позволяющие систематизировать полученные знания и ориентирующие на выход в речь. Тем не менее, вы- бор и очередность использования данных упражнений зависят от конкрет- ных задач, решаемых учителем на уроке, и может варьироваться им в зависимости от логики урока или комплекса упражнений.
Успешность готового продукта и его реализация на учебном заня- тии зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому логич- но будет выделить определенные методические рекомендации по подготовке к использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.
Стадия 1. Определение целей и задач будущей презентации.
На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования: выделить ключевые момен- ты и
определить целевую группу обучающихся; продумать техниче- ские условия будущей демонстрации.
Можно ориентироваться на три способа использования презентации:
-
обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды про- ецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при лю- бой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.; -
обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компью- теров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа; -
обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с пре- зентацией; она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.) [5].
Стадия 2. Отбор и организация учебного материала.
На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотогра- фий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектирует- ся структура этапов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологи- ческого инструментария программы PowerPoint [8].
Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительно- го макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, созда- ние структуры основной части презентации, распределение учебного мате- риала по слайдам, поиск дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упраж- нений [6].
Техническое воплощение презентации согласно технологии програм- мы PowerPoint и требованиям к наглядности.
Под этим подразумевается:
-
простая навигация и управление; -
умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требо- ваниями, предъявляемыми к опорам и наглядности; -
соответствующий стиль подачи материала (пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических струк- тур и сплошного текста; -
предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучаю- щихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда); -
распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации
Учителю в разработке презентации могут помочь следую- щие технические возможности программы:
-
Шаблоны. Они предоставляют возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя учите- лю не задумываться над его оформлением и не затрачивать время на созда- ние собственного шаблона. -
Макет слайда. Это набор заполнителей структуры слайда, в качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, Диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы. Макет определяет также расположение информации на слай- де. -
Фон слайда. Это основа для смыслового наполнения. Фон может быть однотонным, многоцветным, иметь текстуру (кирпичная кладка и пр.) либо узор (диагональный, плитка и пр.). В качестве фона можно использовать ри- сунок или фотографию. Фон слайдов бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковый цвет, что обеспечивает целост- ность восприятия. -
Скрытые слайды. С их помощью учитель может использовать одну и ту же презентацию на разных этапах работы над темой. При этом он сознатель- но скрывает от обучающихся те слайды, которые планирует использовать на другом уроке, например, для расширения или углубления ранее изученного материала. Это экономит время, затрачиваемое на подготовку презентации. -
Эффекты кадровых переходов. Это способы переходов от одного кад- ра к другому, в результате которых происходит обособление смысло- вых фрагментов презентации. -
Эффекты анимации объектов в кадре. Они являются инструментом для дозированной подачи информации внутри кадра. Наиболее оптимальны- ми для учебных и обучающих целей представляются так называемые «про- стые» эффекты: