Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Понятие и общая характеристика информационно-коммуникационных технологий

    1. Основные понятия информационно- коммуникационных технологий



В настоящее время в сфере образования существует ряд понятий, свя- занных с интенсивным процессом информатизации.

Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объек- те.

Информационная технология – это педагогическая технология, исполь- зующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний [20].

Последние годы термин «информационные технологии» часто высту- пает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информа- ционные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применени- ем компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляю- щей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Совре- менные информационные технологии».

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обоб- щающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессор- ной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транс- лирования информации, информационного обмена,
обеспечивающие опера- ции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компью- терных сетей (в том числе глобальных).

К средствам современных информационных и коммуникационных тех- нологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода- вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графи- ческой информацией, средства архивного хранения больших объемов ин- формации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устрой- ства для преобразования данных из графической или звуковой формы пред- ставления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипули- рования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и

«Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных про- грамм и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информа- ционное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [15].

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Б.Н.Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), информационные техно- логии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — ин- формационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в обра- зовании, появился термин "новая информационная технология обучения".

В образовании "педагогическая технология" и "информационная тех- нология" — это в определенном смысле синонимы.

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

  • удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предва- рительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целост- ность);

  • решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.


При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе но- вых информационных технологий.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использо- ванию ТСО на уроках. Что, где и когда применять, опираясь на эти инструк- ции и личный опыт, учитель определяет сам.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опирается на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, и тем самым выбирает оптимальный ее вариант [14].

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информа- тизации, а именно о системе способов, в совокупности охватывающие все характеристики процесса обучения.

Групп способов информатизации процесса обучения:

    • Построение оптимального учебного плана школы.

    • Построение электронных моделей школьных учебников.

    • Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.

    • Построение и проведение полного внутришкольного психологическо- го

    • мониторинга.

    • Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга

    • здоровья и физического развития учащихся.

    • Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.

    • Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по

    • классу в целом.

    • Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.

    • Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.

    • Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.

    • Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно – позна- вательной деятельностью на уроке.

    • Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.

    • Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.


Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невоз- можно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содер- жание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены пе- дагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «кон- фликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно – воспитательный процесс [3].
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Эволюция информационно-коммуникационных технологий




Если в качестве признака информационных технологий выбрать ин- струменты, с помощью которых проводится переработка информации (ин- струментарий технологии), то допускается выделение следующие этапов ее развития:

      1. й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная тех- нология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись посредством посылки через почту писем, па- кетов, депеш и др. Главная задача технологии - представление информации в нужной форме.

      2. й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная бо- лее совершенными способами доставки почты, инструментарий которой со- ставляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Главная задача технологии

  • представление информации в нужной форме более современными удобны- ми средствами.

      1. й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструмен- тарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные дик- тофоны. Главная задача информационной технологии начинает перемещать- ся с формы представления информации на формирование ее содержания.

      2. й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, главным ин- струментарием которой становятся большие ЭВМ и формируемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно- поисковые системы, оборудованные широким диапазоном базовых и специа- лизированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще больше сдвигается в сторону формирования содержательной стороны ин- формации для управленческой среды всевозможных сфер социальной жизни, в особенности на организацию аналитической работы.

      3. й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, главным инструментарием которой является персональный компьютер с ши- роким диапазоном стандартных программных продуктов различного предна- значения. На данном этапе происходит процесс персонализации автоматиче- ских систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем под- держки принятия решений определенными специалистами. Похожие систе- мы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и ис- пользуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу важным переменам подвергаются и технические средства бытового, культурного и других назначений.

      4. й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компью- терных технологий) на этапе становления в настоящее время. Этап начала широкого использоваться в различных областях глобальных и локальных компьютерных сетей. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основы - глобальной компьютерной сети Интернет [17].