Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, информативным и безопасным.
В последние годы в систему САУТ-К, как и во многих других системах обеспечения безопасности движения, вводятся все новые микропроцессорные технологии, которые значительно снижают размеры устройств локомотивной аппаратуры, а также в какой-то степени повышают надежность и безотказность работы.
Но, несмотря на совершенствование узлов и деталей локомотивной аппаратуры, оборудования и технологий для из ремонта, случаи возникновения отказов все равно появляются.
Проанализировав статистические данные об отказах изделий локомотивной аппаратуры САУТ-К в ООО «НПО САУТ» в период гарантийного срока эксплуатации было выявлено, что за 2021 год количество отказавших гарантийных изделий САУТ-К составило 150 изделий. В период с начала октября 2020 по конец декабря 2020 было выявлено 41 случай отказа гарантийных изделий. В 2019 году система САУТ-К проходила экспериментальные испытания, во время которых выявлялись наиболее подверженные выходу из строя блоки для дальнейшей модернизации. Данные испытания проводились на одной секции локомотива, поэтому при проведении анализа отказов данные за 2019 год не учитывались.
Последующая обработка данных установила, что за 2021 год количество отказов, связанных с выходом из строя внутренних элементов блоков локомотивной аппаратуры, составило 28 случаев. За период с октября по декабрь 2020 года отказы этих же блоков составили 8 случаев. Благодаря выполненному анализу удалось выявить узлы с наибольшей частотой возникновения отказов и имеющих выраженную вариабельность (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация дефектов изделий локомотивной аппаратуры
САУТ-К
Так как система САУТ-К является новой системой (запуск первого локомотива с этой системой произошел в октябре 2020 года), то информации об отказах локомотивной аппаратуры не так много в настоящее время. Но в состав системы САУТ-К также входит блоки, которые используются в эксплуатации уже продолжительное время – это датчики угла поворота ДПС-У и ДПС.
Статистические данные отказов датчиков угла поворота ДПС-У и ДПС за 3 года (2019-2021) представлены в таблице 1.2. Диаграмма отказов представлена на рисунке 1.2.
Таблица 1.2 – Данные по отказам датчиков ДПС-У и ДПС
Рисунок 1.2 – Диаграмма отказов блоков ДПС-У и ДПС
В таблице 1.3 показано количество отказов датчиков ДПС и ДПС-У в зависимости от тягового подвижного состава, на который они установлены, за 2021 год.
Таблица 1.3 – Отказы датчиков ДПС-У и ДПС в зависимости от тягового
подвижного состава
Окончание таблицы 1.3
Оставшиеся 4 отказа датчиков ДПС-У и ДПС относятся к локомотивам, серия и номер которых не были указаны при поступлении на ремонт с эксплуатирующей организации.
Далее необходимо определить наиболее значимые отказы локомотивной аппаратуры для принятия мер по увеличению надежности системы в целом.
Для оценки причинно-следственных связей между дефектами и причинами отказов блоков локомотивной аппаратуры системы САУТ-К нужно воспользоваться законом Парето. Закон Парето, или принцип Парето, имеет следующую формулировку: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата. Другими словами, правильно выбрав самые важные факторы (причины или действия), можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны. Диаграмма Парето – графическое отображение закона Парето, кумулятивной зависимости распределения дефектов изделий локомотивной аппаратуры САУТ-К, она позволяет выявить и отобразить первоочередные проблемы и распределить усилия с целью их эффективного решения, установить основные причины, которых нужно начинать устранять появившиеся дефекты.
Для построения диаграммы Парето для выявления наиболее значимые изделия из локомотивной аппаратуры САУТ-К, ставших причинами нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава в 2021 году. На оси абсцисс откладываем название изделия, а на оси ординат – их количество. Диаграмма представлена на рисунке 1.3.
Область риска
Рисунок 1.3 – Диаграмма Парето
Из построенное диаграммы Парето видно, что в области риска попали следующие изделия локомотивной аппаратуры САУТ-К: Пульт машиниста ПМ10, датчики угла поворота ДПС-У и ДПС, датчики давления ДД-И-1,00-06-1,0.
Анализируя отказы вышеперечисленных блоков видно, что большинство отказов основаны на неисправностях внутренних элементов электрических цепей блоков.
1.2 Анализ отказов локомотивной аппаратуры
В последние годы в систему САУТ-К, как и во многих других системах обеспечения безопасности движения, вводятся все новые микропроцессорные технологии, которые значительно снижают размеры устройств локомотивной аппаратуры, а также в какой-то степени повышают надежность и безотказность работы.
Но, несмотря на совершенствование узлов и деталей локомотивной аппаратуры, оборудования и технологий для из ремонта, случаи возникновения отказов все равно появляются.
Проанализировав статистические данные об отказах изделий локомотивной аппаратуры САУТ-К в ООО «НПО САУТ» в период гарантийного срока эксплуатации было выявлено, что за 2021 год количество отказавших гарантийных изделий САУТ-К составило 150 изделий. В период с начала октября 2020 по конец декабря 2020 было выявлено 41 случай отказа гарантийных изделий. В 2019 году система САУТ-К проходила экспериментальные испытания, во время которых выявлялись наиболее подверженные выходу из строя блоки для дальнейшей модернизации. Данные испытания проводились на одной секции локомотива, поэтому при проведении анализа отказов данные за 2019 год не учитывались.
Последующая обработка данных установила, что за 2021 год количество отказов, связанных с выходом из строя внутренних элементов блоков локомотивной аппаратуры, составило 28 случаев. За период с октября по декабрь 2020 года отказы этих же блоков составили 8 случаев. Благодаря выполненному анализу удалось выявить узлы с наибольшей частотой возникновения отказов и имеющих выраженную вариабельность (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация дефектов изделий локомотивной аппаратуры
САУТ-К
Название изделия | Количество отказов | Процент числа отказов от общего числа отказов |
ПМ10 | 72 | 41,86 |
ДПС-У и ДПС | 34 | 19,77 |
ДД-И-1,00-0,-1,0 | 25 | 14,53 |
ДКСВ-М | 21 | 12,21 |
БС-СН/САУТ-К | 20 | 11,63 |
Итого | 172 | 100,00 |
Так как система САУТ-К является новой системой (запуск первого локомотива с этой системой произошел в октябре 2020 года), то информации об отказах локомотивной аппаратуры не так много в настоящее время. Но в состав системы САУТ-К также входит блоки, которые используются в эксплуатации уже продолжительное время – это датчики угла поворота ДПС-У и ДПС.
Статистические данные отказов датчиков угла поворота ДПС-У и ДПС за 3 года (2019-2021) представлены в таблице 1.2. Диаграмма отказов представлена на рисунке 1.2.
Таблица 1.2 – Данные по отказам датчиков ДПС-У и ДПС
Период | Количество отказов |
2021 год | 34 |
2020 год | 22 |
2019 год | 42 |
Рисунок 1.2 – Диаграмма отказов блоков ДПС-У и ДПС
В таблице 1.3 показано количество отказов датчиков ДПС и ДПС-У в зависимости от тягового подвижного состава, на который они установлены, за 2021 год.
Таблица 1.3 – Отказы датчиков ДПС-У и ДПС в зависимости от тягового
подвижного состава
Тяговый подвижной состав | Количество отказов |
2ЭС6 | 7 |
ЭС1П | 3 |
ВЛ85 | 3 |
2ЭС5К | 3 |
ЭС2Г | 2 |
ЭП1М | 2 |
ТЭМ7А | 2 |
2ЭС10 | 1 |
Окончание таблицы 1.3
Тяговый подвижной состав | Количество отказов |
ТЭМ14 | 1 |
2ТЭ10МК | 1 |
3ЭС5К | 1 |
ЭП2К | 1 |
РА-3 | 1 |
3ТЭ25К2М | 1 |
ЭГ2ТВ | 1 |
Итого | 30 |
Оставшиеся 4 отказа датчиков ДПС-У и ДПС относятся к локомотивам, серия и номер которых не были указаны при поступлении на ремонт с эксплуатирующей организации.
Далее необходимо определить наиболее значимые отказы локомотивной аппаратуры для принятия мер по увеличению надежности системы в целом.
1.3 Определение наиболее значимых отказов
Для оценки причинно-следственных связей между дефектами и причинами отказов блоков локомотивной аппаратуры системы САУТ-К нужно воспользоваться законом Парето. Закон Парето, или принцип Парето, имеет следующую формулировку: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата. Другими словами, правильно выбрав самые важные факторы (причины или действия), можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны. Диаграмма Парето – графическое отображение закона Парето, кумулятивной зависимости распределения дефектов изделий локомотивной аппаратуры САУТ-К, она позволяет выявить и отобразить первоочередные проблемы и распределить усилия с целью их эффективного решения, установить основные причины, которых нужно начинать устранять появившиеся дефекты.
Для построения диаграммы Парето для выявления наиболее значимые изделия из локомотивной аппаратуры САУТ-К, ставших причинами нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного подвижного состава в 2021 году. На оси абсцисс откладываем название изделия, а на оси ординат – их количество. Диаграмма представлена на рисунке 1.3.
Область риска
Рисунок 1.3 – Диаграмма Парето
Из построенное диаграммы Парето видно, что в области риска попали следующие изделия локомотивной аппаратуры САУТ-К: Пульт машиниста ПМ10, датчики угла поворота ДПС-У и ДПС, датчики давления ДД-И-1,00-06-1,0.
Анализируя отказы вышеперечисленных блоков видно, что большинство отказов основаны на неисправностях внутренних элементов электрических цепей блоков.