Файл: Курсовая работа тема работы Организация работ сервисного обслуживания автомобилей.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В АВТОСЕРВИСЕ
1.1 Основные задачи автосервиса и фирменного обслуживания автомобилей
1.2Терминология, применяемая в автосервисе
1.3Виды технического обслуживания автомобиля
2 Основы организации производственных процессов в условиях СТО
2.1 Формы организации работы СТО
2.2 Организация производственной деятельности на СТО
2.3 Управление производственным процессом СТО
Запасные части - элементы конструкции (агрегаты, узлы, детали), используемые при техническом обслуживании и/или ремонте автомототранспортных средств.
Принадлежности - дополнительные устройства, устанавливаемые на автомототранспортное средство с целью улучшения его потребительских свойств и не предназначенные для установки на всех экземплярах автомототранспортных средств одной модели.
Составные части и предметы оборудования - элементы конструкции (агрегаты, узлы, детали) автомототранспортных средств, на которые нормативные документы содержат требования по безопасности жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды и предотвращению причинения вреда имуществу потребителей.
Вспомогательные материалы - это предметы труда, которые не входят в своей вещественной форме в состав автомобиля, а используются при осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта в целях обеспечения нормальных условий этого процесса, его облегчения, а также сохранения потребительских свойств транспортного средства (полиэтиленовые чехлы на сиденья и рулевое колесо, бумажные коврики, рукавицы, защитные накидки на элементы кузова, защитные мази для рук и т.д.).
Вспомогательные материалы учитываются при расчете стоимости нор- мо-часа. Их нельзя путать с основными эксплуатационными материалами (различные виды топлив, моторные и трансмиссионные масла, смазки, охлаждающие и прочие технические жидкости), которые входят в снаряженную массу автомобиля.
1.3Виды технического обслуживания автомобиля
В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.
Согласно действующему положению техническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
-
ежедневное техническое обслуживание (ЕО); -
первое техническое обслуживание (ТО-1); -
второе техническое обслуживание (ТО-2); -
сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Выполняя ежедневное техническое обслуживание, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию.
Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки.
Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления в кабине автомобиля.
Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Вывод по первой главе. Автосервис, или технический сервис - это процесс обеспечения потребителей автомототранспортными средствами, обучения эффективному использованию и поддержания их в исправном состоянии в течение всего периода эксплуатации. В техническом сервисе присутствуют специфические термины и определения, присущие только этой сфере деятельности. Техническое обслуживание автомобилей проводится по так называемой планово-предупредительной системе.
2 Основы организации производственных процессов в условиях СТО
2.1 Формы организации работы СТО
Существует две формы организации работы СТО. Первая форма - производство технического обслуживания и текущего ремонта согласно регламенту, разработанному заводом-изготовителем автомобиля. Вторая форма - производство ТО и ремонта на основе абонементного обслуживания.
В настоящее время практически повсеместно применяется первая форма. Станция при этом действует строго по рекомендациям завода, пользуясь информационными материалами производителя. В этих материалах указываются периодичности проводимых регламентных работ по обслуживанию автомобиля и перечни выполняемых при этом операций. Ответственность за соблюдение сроков выполнения очередного ТО лежит на владельце транспортного средства.
Фактически на предприятии осуществляются контрольнодиагностические работы по различным агрегатам и системам автомобиля. При выявлении отклонений от предъявляемых требований по техническому состоянию автомобиля предприятие устраняет обнаруженные неисправности. Таким образом, контрольные операции проводятся регулярно, а исполнительские - по мере необходимости.
Владелец автомобиля оплачивал работы по диагностированию, но экономил на оплате регулировочных, крепежных, разборочно-сборочных и прочих операций, которых по результатам проверки могло и не быть. Также экономились запасные части, необходимость использования которых не подтверждалась диагностированием.
Этот подход еще сохраняется на автотранспортных предприятиях. В сфере технического сервиса с приходом на отечественный рынок производителей импортных автомобилей и принесших свою специфику в процесс поддержания транспортных средств в исправном состоянии плановопредупредительная система обслуживания и ремонта претерпела некоторые изменения. Сейчас ее можно назвать планово-предупредительной системой ремонта и обслуживания.
Согласно заводским предписаниям через строго отведенные межсервисные интервалы автомобиль должен заезжать на СТО для выполнения технического обслуживания. На самом деле в перечне операций ТО, прописанных в сервисной книжке, содержится много операций текущего ремонта. По своей сути ремонт - это процесс восстановления работоспособного состояния автомобиля посредством замены вышедших из строя элементов. И если масла, смазки, технические жидкости, различные фильтры относятся к расходным материалам, то свечи зажигания, детали привода газораспределительного механизма, элементы подвески и т.д. ими не являются. Тем не менее, в работах по регламентному обслуживанию замена перечисленных деталей часто присутствует.
2.2 Организация производственной деятельности на СТО
Основой технической политики, проводимой на автомобильном транспорте, является планово-предупредительная система технического обслуживания автотранспортных средств и ремонта по потребности.
Система технического обслуживания представляет собой совокупность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автотранспортных средств, а также нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособности автомобилей.
Существует два способа управления работоспособностью автомобиля - техническое обслуживание и ремонт. Предупреждение отказов возможно только при регулярном выполнении операций ТО и ремонта с определенной периодичностью. Техническое обслуживание и ремонт в настоящее время проводятся строго по плану (регламенту завода-изготовителя) и представляют собой систему ТО и ремонта.
Основа этой системы - структура и нормативы.
Структура включает в себя виды и число воздействий, например, ТО 10000 км, 20000 км, 30000 км и т.п.
Нормативы включают значения периодичности воздействий на автомобиль, трудоемкости, перечни операций, ресурсные пробеги, нормы расхода запасных частей и т.п.
Структура системы сложная, так как ТО включает в себя до 10 видов работ по более 300 объектам обслуживания (узлам и агрегатам). К этим работам относятся: контрольные, диагностические, уборочные, моечные, смазочные, заправочные, крепежные, регулировочные, разборочные, сборочные. Причем каждый объект имеет свою периодичность обслуживания и четкий перечень проводимых работ. Поэтому выделяют все воздействия, которые должны быть выполнены при обслуживании, затем определяют периодичности этих операций и группируют их по видам ТО. Однако при группировке операций происходит отклонение периодичностей ТО данного вида от оптимальных периодичностей ТО отдельных операций.
Различают несколько видов группировок.
Группировка по стержневым операциям. Все операции приурочивают к периодичности стержневой операции (смазка, регулировка тормозов). Эти операции обладают рядом характерных признаков:
-
влияют на безопасность движения; -
влияют на работоспособность, безотказность; -
имеют большую трудоемкость; -
требуют специального оборудования; -
регулярно повторяются.
Группировка по технико-экономическому методу. При этом целевой функцией являются затраты на ТО и ремонт. Они должны сводиться к минимуму.
Группировка по экономико-вероятностному методу. За основу принимается периодичность стержневой операции. Затем определяют затраты, получаемые при эксплуатации автомобиля и выполнении обслуживания и ремонта с учетом наработки при данной периодичности этой стержневой операции.
Если затраты велики, то меняют периодичность, ждут отказа или вводят дополнительный контроль.
Естественная группировка объединяет близкие по периодичности обслуживания объекты (тормоза, углы установки колес).
Применение соответствующих методов определения периодичности технического обслуживания и последующее использование полученных нормативов благоприятно сказывается на надежности автомобилей и затратах на обеспечение работоспособности отдельных элементов, но одновременно увеличиваются затраты, связанные с организацией производства технического обслуживания и ремонта. Однако в сфере технического сервиса часть этих затрат ложится на плечи владельца автомобиля.
Фирменная система технического обслуживания и ремонта может включать в себя различные виды воздействий по обеспечению исправного состояния транспортных средств. Для обслуживания и ремонта автомобилей предусмотрены следующие виды услуг:
-
предпродажная подготовка; -
диагностирование; -
техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации; -
ремонт в гарантийный период; -
техническое обслуживание в послегарантийный период эксплуатации; -
ремонт в послегарантийный период эксплуатации; -
подготовку к периодическим техническим осмотрам; -
капитальный ремонт; -
восстановление изношенных деталей; -
поставка (продажа) запасных частей.
Целью предпродажной подготовки является предоставление покупателю технически исправного, подготовленного к эксплуатации автотранспортного средства с устранением неисправностей, вызванных транспортировкой и хранением, отклонением от норм в работе агрегатов и систем автотранспортного средства, а также установка комплектующих изделий, не установленных заводом-изготовителем, согласно описи, прилагаемой к автотранспортному средству.