Файл: Курсовая работа тема работы Организация работ сервисного обслуживания автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Запасные части - элементы конструкции (агрегаты, узлы, детали), ис­пользуемые при техническом обслуживании и/или ремонте автомототранс­портных средств.

Принадлежности - дополнительные устройства, устанавливаемые на автомототранспортное средство с целью улучшения его потребительских свойств и не предназначенные для установки на всех экземплярах автомото­транспортных средств одной модели.

Составные части и предметы оборудования - элементы конструкции (агрегаты, узлы, детали) автомототранспортных средств, на которые норма­тивные документы содержат требования по безопасности жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды и предотвращению причинения вреда имуществу потребителей.

Вспомогательные материалы - это предметы труда, которые не вхо­дят в своей вещественной форме в состав автомобиля, а используются при осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта в целях обеспечения нормальных условий этого процесса, его облег­чения, а также сохранения потребительских свойств транспортного средства (полиэтиленовые чехлы на сиденья и рулевое колесо, бумажные коврики, ру­кавицы, защитные накидки на элементы кузова, защитные мази для рук и т.д.).

Вспомогательные материалы учитываются при расчете стоимости нор- мо-часа. Их нельзя путать с основными эксплуатационными материалами (различные виды топлив, моторные и трансмиссионные масла, смазки, охла­ждающие и прочие технические жидкости), которые входят в снаряженную массу автомобиля.


1.3Виды технического обслуживания автомобиля


В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению  тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

    1. ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

    2. первое техническое обслуживание (ТО-1);

    3. второе техническое обслуживание (ТО-2);

    4. сезонное техническое обслуживание (СО).


Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида.

Выполняя ежедневное техническое обслу­живание, производят уборочно-моечные рабо­ты, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы ав­томобиля на линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.

Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.

Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.

Вывод по первой главе. Автосервис, или технический сервис - это процесс обеспечения потребителей автомототранспортными средствами, обучения эффективному использованию и поддержания их в исправном со­стоянии в течение всего периода эксплуатации. В техническом сервисе присутствуют специфические термины и опре­деления, присущие только этой сфере деятельности. Техническое обслуживание автомобилей  проводится по так называемой планово-предупредительной системе.

2 Основы организации производственных процессов в условиях СТО


2.1 Формы организации работы СТО


Существует две формы организации работы СТО. Первая форма - про­изводство технического обслуживания и текущего ремонта согласно регла­менту, разработанному заводом-изготовителем автомобиля. Вторая форма - производство ТО и ремонта на основе абонементного обслуживания.

В настоящее время практически повсеместно применяется первая фор­ма. Станция при этом действует строго по рекомендациям завода, пользуясь информационными материалами производителя. В этих материалах указы­ваются периодичности проводимых регламентных работ по обслуживанию автомобиля и перечни выполняемых при этом операций. Ответственность за соблюдение сроков выполнения очередного ТО лежит на владельце транс­портного средства.

Фактически на предприятии осуществляются контрольно­диагностические работы по различным агрегатам и системам автомобиля. При выявлении отклонений от предъявляемых требований по техническому состоянию автомобиля предприятие устраняет обнаруженные неисправности. Таким образом, контрольные операции проводятся регулярно, а исполни­тельские - по мере необходимости.

Владелец автомобиля оплачивал работы по диагностированию, но эко­номил на оплате регулировочных, крепежных, разборочно-сборочных и про­чих операций, которых по результатам проверки могло и не быть. Также эко­номились запасные части, необходимость использования которых не под­тверждалась диагностированием.

Этот подход еще сохраняется на автотранспортных предприятиях. В сфере технического сервиса с приходом на отечественный рынок производи­телей импортных автомобилей и принесших свою специфику в процесс под­держания транспортных средств в исправном состоянии планово­предупредительная система обслуживания и ремонта претерпела некоторые изменения. Сейчас ее можно назвать планово-предупредительной системой ремонта и обслуживания.

Согласно заводским предписаниям через строго отведенные межсервисные интервалы автомобиль должен заезжать на СТО для выполнения тех­нического обслуживания. На самом деле в перечне операций ТО, прописанных в сервисной книжке, содержится много операций текущего ремонта. По своей сути ремонт - это процесс восстановления работоспособного состоя­ния автомобиля посредством замены вышедших из строя элементов. И если масла, смазки, технические жидкости, различные фильтры относятся к рас­ходным материалам, то свечи зажигания, детали привода газораспределительного механизма, элементы подвески и т.д. ими не являются. Тем не ме­нее, в работах по регламентному обслуживанию замена перечисленных дета­лей часто присутствует.

2.2 Организация производственной деятельности на СТО


Основой технической политики, проводимой на автомобильном транс­порте, является планово-предупредительная система технического обслужи­вания автотранспортных средств и ремонта по потребности.

Система технического обслуживания представляет собой совокуп­ность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контро­лю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автотранспорт­ных средств, а также нормативно-технической документации и исполните­лей, необходимых для обеспечения работоспособности автомобилей.

Существует два способа управления работоспособностью автомобиля - техническое обслуживание и ремонт. Предупреждение отказов возможно только при регулярном выполнении операций ТО и ремонта с определенной периодичностью. Техническое обслуживание и ремонт в настоящее время проводятся строго по плану (регламенту завода-изготовителя) и представля­ют собой систему ТО и ремонта.

Основа этой системы - структура и нормативы.

Структура включает в себя виды и число воздействий, например, ТО 10000 км, 20000 км, 30000 км и т.п.

Нормативы включают значения периодичности воздействий на авто­мобиль, трудоемкости, перечни операций, ресурсные пробеги, нормы расхо­да запасных частей и т.п.

Структура системы сложная, так как ТО включает в себя до 10 видов работ по более 300 объектам обслуживания (узлам и агрегатам). К этим рабо­там относятся: контрольные, диагностические, уборочные, моечные, смазоч­ные, заправочные, крепежные, регулировочные, разборочные, сборочные. Причем каждый объект имеет свою периодичность обслуживания и четкий перечень проводимых работ. Поэтому выделяют все воздействия, которые должны быть выполнены при обслуживании, затем определяют периодично­сти этих операций и группируют их по видам ТО. Однако при группировке операций происходит отклонение периодичностей ТО данного вида от опти­мальных периодичностей ТО отдельных операций.

Различают несколько видов группировок.

Группировка по стержневым операциям. Все операции приурочива­ют к периодичности стержневой операции (смазка, регулировка тормозов). Эти операции обладают рядом характерных признаков:

  • влияют на безопасность движения;

  • влияют на работоспособность, безотказность;

  • имеют большую трудоемкость;

  • требуют специального оборудования;

  • регулярно повторяются.


Группировка по технико-экономическому методу. При этом целевой функцией являются затраты на ТО и ремонт. Они должны сводиться к мини­муму.

Группировка по экономико-вероятностному методу. За основу при­нимается периодичность стержневой операции. Затем определяют затраты, получаемые при эксплуатации автомобиля и выполнении обслуживания и ремонта с учетом наработки при данной периодичности этой стержневой операции.

Если затраты велики, то меняют периодичность, ждут отказа или вво­дят дополнительный контроль.

Естественная группировка объединяет близкие по периодичности об­служивания объекты (тормоза, углы установки колес).

Применение соответствующих методов определения периодичности технического обслуживания и последующее использование полученных нормативов благоприятно сказывается на надежности автомобилей и затра­тах на обеспечение работоспособности отдельных элементов, но одновре­менно увеличиваются затраты, связанные с организацией производства тех­нического обслуживания и ремонта. Однако в сфере технического сервиса часть этих затрат ложится на плечи владельца автомобиля.

Фирменная система технического обслуживания и ремонта может включать в себя различные виды воздействий по обеспечению исправного состояния транспортных средств. Для обслуживания и ремонта автомобилей предусмотрены следующие виды услуг:

  • предпродажная подготовка;

  • диагностирование;

  • техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации;

  • ремонт в гарантийный период;

  • техническое обслуживание в послегарантийный период эксплуатации;

  • ремонт в послегарантийный период эксплуатации;

  • подготовку к периодическим техническим осмотрам;

  • капитальный ремонт;

  • восстановление изношенных деталей;

  • поставка (продажа) запасных частей.

Целью предпродажной подготовки является предоставление покупа­телю технически исправного, подготовленного к эксплуатации автотранс­портного средства с устранением неисправностей, вызванных транспорти­ровкой и хранением, отклонением от норм в работе агрегатов и систем авто­транспортного средства, а также установка комплектующих изделий, не установленных заводом-изготовителем, согласно описи, прилагаемой к авто­транспортному средству.