Файл: Отчет по учебной практике Череповецкий государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) если уравнение имеет вид ax2 + bx = 0, то используется метод факторизации: x (ax + b) = 0; т.е. либо x = 0, либо ax + b = 0. Результатом являются два корня: x1 = 0; х2 = -b/2;

3) Если уравнение имеет вид ах2 + с = 0, то преобразовать его к виду ах2 = - с и затем х2=-c/a. В случае –c/a <0, уравнение x2 = -c/a не имеет корней (следовательно, у него нет корней и исходное уравнение ax2 + c = 0). В случае –c/a> 0, т.е. –c/a= m, где m>0, уравнение x2 = m имеет два корня x1= , x2 = - , (в этом случае допустима более короткая запись x1,2 = .

Таким образом, неполное квадратное уравнение может иметь два корня, один корень и не иметь корней.

На втором этапе происходит переход к решению полного квадратного уравнения. Это уравнения вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c — заданные числа, a ≠ 0, x — неизвестное.

Любое полное квадратное уравнение можно привести к виду

, определить количество корней квадратного уравнения и найти эти корни. Рассмотрены следующие случаи решения полных квадратных уравнений: D < 0, D = 0, D > 0.

1. Если D < 0, то квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 не имеет действительных корней.

Например, 2x2 + 4x + 7 = 0. Решение: здесь a = 2, b = 4, c = 7.

Д = b2 - 4ас = 42 - 4 * 2 * 7 = 16 - 56 = - 40.

Поскольку D <0, это квадратное уравнение не имеет корней.

2. Если D = 0, то квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет корень, находящийся по формуле .

Например 4x2 - 20x + 25 = 0. Решение: a = 4, b = - 20, c = 25.

D = b2 - 4ас = (-20) 2 - 4 * 4 * 25 = 400 - 400 = 0.

Поскольку D = 0, это уравнение имеет корень. Этот корень находится по формуле . Получаем ,

3. Если D > 0, то квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет два корня, которые находятся по формулам:

Например 3x2 + 8x - 11 = 0. Решение: a = 3, b = 8, c = -11. D = b2 - 4ас = 82 - 4 * 3 * (-11) = 64 + 132 = 196.

Поскольку D > 0, это квадратное уравнение имеет два корня. Эти корни находятся по формулам:




Составляется алгоритм решения уравнения вида ax2 + bx + c = 0.

  1. Вычислите дискриминант D по формуле D = b2 - 4ac.

2. Если D < 0, то квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 не имеет корней.

3. Если D = 0, то квадратное уравнение имеет корень, находящийся по формуле

4. Если D > 0, то квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет два корня: .

Этот алгоритм универсален, он применим как к неполным, так и к полным квадратным уравнениям. Однако неполные квадратные уравнения обычно не решаются этим алгоритмом.

Таким образом, мы можем заключить, что квадратные уравнения могут быть решены в деталях с использованием сформулированного выше правила. [1.98].

На третьем этапе рассматриваются редуцированные квадратные уравнения, имеющие вид x2 + px + q = 0 (3), где p и q — числа. Число p — это коэффициент при x, а q — свободный член. Дискриминант уравнения:

D = p2 - 4q. Рассматриваются 3 случая:

  1. D> 0, то уравнение имеет два корня, вычисляемых по формуле.



  1. D = 0, то уравнение (3) имеет один корень, или, как говорят, два совпадающих корня:



3. D <0, то уравнение не имеет корней. Обычно в случае редуцированного квадратного уравнения вместо D рассматривается выражение , который имеет тот же знак, что и D. В этом случае формула для корней приведенного квадратного уравнения записывается следующим образом:

Следует:

  1. Когда тогда уравнение имеет два корня;

  2. Когда тогда уравнение имеет два совпадающих корня;

  3. Когда то уравнение не имеет корней.

Важным моментом при изучении квадратных уравнений является рассмотрение теоремы Виета, утверждающей существование связи между корнями и коэффициентами редуцированного квадратного уравнения.



Теорема Виета. Сумма корней данного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с обратным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Другими словами, если x1 и x2 — корни уравнения x2 + px + q = 0, то

х1 + х2 = - р,

х1 х2 = q

Эти формулы называются формулами Виета в честь французского математика Ф. Виета (1540—1603), введшего систему алгебраических символов и разработавшего основы элементарной алгебры. Он одним из первых начал обозначать числа буквами, что значительно продвинуло теорию уравнений.

Например, приведенное выше уравнение х2 - 7х +10 = 0 имеет корни 2 и 5. Сумма корней равна 7, а произведение равно 10. Видно, что сумма корней равна второму коэффициенту, при обратном взятом знаке и произведение корней равно свободному члену.

Существует также теорема, противоположная теореме Виета.

Обратная теорема Виета. Если формулы

х1 + х2 = - р,

х1 х2 = q

верны для чисел x1, x2, p, q, то x1 и x2 являются корнями уравнения

x2 + px + q = 0 [2.49].

Теорема Виета и обратная к ней теорема широко используются для решения различных задач.

Пример.

Запишем заданное квадратное уравнение, корнями которого являются числа 1 и -3.

По формулам Виета

– р = х1 + х2 = - 2,

q = х1 х2 = -3.

Следовательно, искомое уравнение имеет вид x2 + 2x - 3 = 0.

Сложность усвоения теоремы Виета связана с несколькими обстоятельствами. Во-первых, необходимо учитывать разницу между прямыми и обратными предложениями. В прямой теореме Виета дано квадратное уравнение и его корни; наоборот, чисел всего два, а квадратное уравнение стоит в конце теоремы. Студенты часто делают ошибку, подкрепляя свои аргументы неправильной ссылкой на прямую или обратную теорему Виета.

Например, при нахождении корней квадратного уравнения методом подбора необходимо обращаться к обратной теореме Виета, а не к прямой, как это часто делают студенты. Чтобы распространить теоремы Виета на случай нулевого дискриминанта, мы должны согласиться с тем, что в этом случае квадратное уравнение имеет два равных корня. Удобство такого соглашения проявляется в факторизации квадратного трехчлена

Так, неполные и редуцированные квадратные уравнения имеют разные алгоритмы решения; при изучении этого предмета необходимо показать, что общая формула корня применима к этим случаям. Обычно их исследуют перед выводом корней общего квадратного уравнения. В целом можно сказать, что овладение темой «Квадратные уравнения» поднимает учащихся на качественно новый уровень овладения содержанием школьной математики.

Урок на тему "Формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом"


Цели:

  • научить детей решать квадратные уравнения с новой формулой;

  • повторить ранее изученный материал по теме «Квадратные уравнения»;

  • Развивать у детей счет, внимание, память и математический язык;

  • Воспитывать аккуратность, умение аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с формулами.

Во время урока

1. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: выучите формулы, вывод этих формул.

2. Устные упражнения.

- В начале урока повторяем теоретический материал по теме: «Квадратные уравнения».

Фронтальный опрос

1. Что называется квадратным уравнением? (Квадратное уравнение — это уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c — любые действительные числа и a ≠ 0).

2. В уравнении 2х+4х2+1=0 (на доске).

- Наименование: - Старший коэффициент (4);

- второй коэффициент (2)

- свободный срок (1).

3. Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением? Пример. (Квадратное уравнение называется приведенным, если старший коэффициент равен 1. Пример: x2 + 3x + 4 = 0).

4. Какое уравнение называется полным квадратным уравнением? (Полное квадратное уравнение — это уравнение, в котором присутствуют все три члена, т. е. уравнение, в котором b, c ≠ 0).

5. Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением? (Неполное квадратное уравнение — это уравнение, в котором присутствуют не все три члена.)

6. Что вы называете корнем квадратного уравнения? (Корнем квадратного уравнения является любое значение переменной x, при котором квадратный трехчлен ax2 + bx + c = 0 обращается в нуль; такое значение переменной x называется корнем квадратного трехчлена).

7. Что значит решить квадратное уравнение? (Итак, найдите все его корни или установите, что корней нет).

3. Сообщение темы и цели урока.

- А теперь познакомимся с еще одной формулой, которая поможет вам найти корни квадратного уравнения.

- Мы научимся применять его при решении квадратных уравнений.

Работа по теме урока

Историческая справка.

- Решать простые уравнения люди научились более 3 тысяч лет назад в Древнем Египте, в Вавилоне, и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Одним из тех, кто внес крупный вклад в развитие математики, был французский математик Виет. Формы для решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые описаны в «Книге счетов», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Автор самостоятельно разработал несколько новых алгебраических примеров для решения задач и первым в Европе подошел к введению отрицательных чисел.


Объяснение нового материала.

- Записываем сегодняшнюю дату и тему нашего урока в лекционных тетрадях: «Формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом».

- Все внимательно слушаем, в блокнот пока ничего не пишем.

Напишите слова учителя на доске.

1. Квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0

ax2 + bx + c = 0, для второго четного b = 2n. коэффициент, т.е. b = 2n.

- Тогда уравнение ax2 + 2nx + c = 0 можно записать так:

- Найдите дискриминант (вместо b D = (2n) 2 - 4ac = напишем 2n).

- Что у тебя?

- Что я могу сделать с этим выражением? = 4n2 - 4ас =

(открытые скобки)

- Что случится?

- И тогда можно поставить 4 за скобки. = 4(n2 - ас)

- Выражение в скобках обозначается через n2 – ac = D1

- Запишите мои записи с доски в тетрадь.

2. - От чего зависит количество корней в D = 4 (n2 - ас) = 4D1

квадратное уравнение? (от значения D).

- От чего зависит значение D? (от значения D1)

- Пусть D> 0, тогда D1> 0 и D = 4D1> 0 D1> 0


- Чему равно D? (4D1)

- Что можно сделать дальше? (Давайте вынесем 2 под знаком корня).

- Что еще мы можем сделать? (вынести общий множитель за скобки и сократить)
- Кто может записать, чему равно х2.


Микрообобщение: так, если



- Напишите в тетради, как мы нашли х1 и х2.

3. Если D1=0, то D=0.

Сколько корней имеет квадратное уравнение? (1 корень).

По какой формуле его найти?

- так как b = 2n, заменить вместо b → 2n.

Итак, если D1 = 0, то

- Запиши это в тетрадь!

4. Если D1 < 0, то D< 0

Что вы знаете о корнях? (корней нет)

5. Рассмотрим эту формулу для x2 + 2nx + c = 0 редуцированного квадратного уравнения.

Какова формула квадратных корней мы получаем?



а = 1.

- Запиши это!

- Посмотри внимательно, какие вопросы у тебя есть?

Итог: Мы познакомились с новой формулой, которая частично облегчает наши расчеты