Файл: демократия понятие, типы, виды и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 980

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Департамент международного и публичного права


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

ТЕМА: «ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ»

Выполнила студентка 1 курса, группы Ю22-8

Симбаева Элина Сабитовна

Научный руководитель курсовой работы:

к.ю.н., доцент Матвиенко Галина Владимировна

К защите_______________________________

(дата, подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой_______________

_________________________ _____________

(подпись руководителя) Ф.И.О.

«___» ________________2023 г.
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3

Глава 1. Демократия: генезис и теоретико-правовые основы 5

1.1. Становление демократии в Древнем мире 5

1.2. Понятие, типы, виды и формы современной демократии 12

Глава 2. Реализация начал демократии в Российской Федерации и зарубежных странах 19

2.1. Демократические принципы построения российского общества 19

2.2. Современные демократии за рубежом: сравнительно-правовой анализ 27

Заключение 31

Приложение 35

Список использованной литературы 43



Введение



Актуальность темы исследования вытекает из теоретической и практической значимости вопросов, связанных с определением такого понятия, как демократия: понятие, тип, формы, а также проблемами формирования демократического политического режима. Вышеуказанные проблемы требуют серьезной теоретической разработки, осмысления и уточнения.

В последнее время в Российской Федерации произошли глубокие политические, социально-экономические и правовые изменения. Связанное с этим новое политико-правовое мышление делает людей, их жизненные проблемы и интересы важнейшим объектом исследования в социальных науках. Одним из основных понятий, которое наиболее тесно связано с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является демократический политический режим. В связи с этим вполне понятна актуальность идеи демократизации политических режимов в современном мире.


Форма государства, представляющая собой сложное социальное явление, определяет то, как создается и организуется государство, какими методами осуществляется государственная власть, территориальная организация государственной власти. Будущее того или иного государства в целом, а, следовательно, и общества в целом, и каждого его народа в отдельности во многом зависит от того, как будет выглядеть это государство.

К настоящему времени в науке накоплен значительный опыт изучения этой проблемы. Их отчетность позволит четче сформулировать достигнутые к настоящему времени вехи теории формы правления, выявить нерешенные проблемы, четче сформулировать задачи и цели дальнейшего развития.

Степень научной разработанности темы курсовой работы. Исследованию отдельных вопросов демократии в разные времена посвятили свои научные изыскания следующие авторы: Л.И. Антонова, С.С. Алексеев, Н.А. Боброва, А.Б. Венгеров, А.А. Гогин, Ю.И. Гревцов, А.В. Зиновьев, В.Д. Зорькин, Н.М. Коркунов, А.И. Королев, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Д.А. Липинский, А.В. Малько, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, И.А. Полянский, В.П. Сальников, Е.В. Титова, К.Ф. Шеремет, В.В. Чиркин и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере демократии.

Предмет исследования: теоретико-правовые аспекты формирования, развития и функционирования демократического режима.

Целью представленной курсовой работы выступает рассмотрение демократии, ее понятия, видов и форм.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть становление демократии в Древнем мире;

2. Определить понятие, типы, виды и формы современной демократии;

3. Перечислить демократические принципы построения российского общества;

4. Провести сравнительно-правовой анализ современных демократий за рубежом.

Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системно-структурный, исторический, формально-логический, специально-юридические методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, логико-юридический, формально-юридический.



Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что тезисы по исследованным проблемам и сформулированные выводы в дальнейшем могут использоваться в научно-исследовательской работе и правоприменительной практике.

Структура курсовой работы включает: введение; две главы, объединяющих четыре параграфа; заключение; список используемых источников и научной литературы и приложения.


Глава 1. Демократия: генезис и теоретико-правовые основы




1.1. Становление демократии в Древнем мире


На заре человеческого общества преобладала прямая демократия. Ее первобытные формы берут свое начало в первобытном обществе, в котором люди жили относительно небольшими группами и в условиях борьбы за выживание, занимаясь при этом как производственной деятельностью, так и управлением родовыми делами. По мере усложнения сферы управления, структурно-функциональной дифференциации и появления первых политических институтов круг лиц, непосредственно вовлеченных в управление обществом, постепенно сокращался. Назначение отдельным вооруженным лицам, взявшим на себя ответственность за безопасность племени, означало, что они стали играть центральную роль в принятии решений (военная демократия, военные).

Следующей исторической формой демократического общественного устройства стала полисная демократия, получившая наибольшее развитие в греческих городах-государствах с середины 1-го тыс. до н. э. В это время появляется и сам термин “демократия”. Так же, как при родовом строе, древнегреческая демократия была непосредственной: основные вопросы государственной жизни решались народным собранием, в котором принимали участие граждане; собрание избирало главных должностных лиц и органы власти, осуществлявшие управление полисом в промежутках между народными собраниями; граждане обладали равными правами, но в их число не включались рабы, женщины, дети.

Демократия является одним из самых сложных и многозначных по формам типом политического режима. На протяжении веков продолжаются споры о самом значении термина «демократия». На сегодняшний день данное понятие является одним из самых распространённых в политической науке. Стоит отметить, что в политической науке до сих пор не выработаны общепринятые представления о том, чем же на самом деле является демократия. Существующие определения зависят в основном от применяемых подходов, исторических, политических и социальных условий, личных предпочтений авторов1. Для того чтобы проанализировать современные определения демократии, необходимо обратиться к истории и эволюции данного термина. На заре человеческого общества преобладала прямая демократия. Ее первобытные формы берут свое начало в первобытном обществе, в котором люди жили относительно небольшими группами и в условиях борьбы за выживание, занимаясь при этом как производственной деятельностью, так и управлением родовыми делами. По мере усложнения сферы управления, структурно-функциональной дифференциации и появления первых политических институтов круг лиц, непосредственно вовлеченных в управление обществом, постепенно сокращался. Назначение отдельным вооруженным лицам, взявшим на себя ответственность за безопасность племени, означало, что они стали играть центральную роль в принятии решений (военная демократия, военные).


Историю демократии логично начать с Древней Греции, ведь само слово «демократия» - греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «demos» – народ и «kratos» – власть. Соответственно, слово демократия с греческого языка можно перевести как «народовластие»1. Даже «отец истории» - Геродот, который жил уже непосредственно в афинской демократии в V в. до н.э., не пытался осуществить научный анализ данного феномена. Однако это можно объяснить тем, что историк акцентировал своё внимание, прежде всего, не на внутригосударственных конфликтах, а на противостоянии своей родной страны против субъекта восточного мира – Персии. Геродот застал эпоху противостояния олигархической (аристократической) и демократической партий в Греции, и всю свою жизнь

боролся против тирании, выступал за демократическое устройство полисов. В итоге он поселился в Афинах, вошёл в ближайшее окружение Перикла, и навсегда остался приверженцем демократии. В своих исторических трудах Геродот на примере грекоперсидских войн продемонстрировал преимущество демократического гражданско-политического устройства перед деспотическим имперским режимом1.

Вероятнее всего, первую попытку описать полисную демократию предпринял афинский историк Фукидид (460-400 гг. до н.э.). Он родился в Афинах в знатной семье, получил прекрасное образование, и вскоре вошёл в демократическую «партию» Перикла. За свои стратегические ошибки, допущенные в ходе Пелопонесских войн (431-404 гг. до н.э.) он был изгнан из Афин на 20 лет2.

Перикл утверждал, что их городом управляет не «горсть людей», а «большинство народа», поэтому государственный строй афинского полиса можно назвать «народоправством». Также правитель говорил о наличии у всех граждан полиса равных прав в частных делах, о формировании государственного аппарата по заслугам и доблести, а не по происхождению, о всеобщем уважении к закону, о богатстве своего полиса, о притоке населения, о любви к труду, об общественном обсуждении различных общественно-государственных инициатив, о поощрении развития науки и искусств3.

Другой подход продемонстрировал афинский историк Ксенофонт (ок. 430 – 370 гг. до н.э.), который, как и предыдущие учёные, принадлежал к обеспеченной, знатной семье и смог получить великолепное образование, однако жил в другую эпоху, нежели они. Ксенофонт застал поражение Афин от Спарты в упомянутой выше Пелопонесской войне, и был сторонником олигархического типа государственного устройства. Если Фукидид и Геродот дали начало демократическому видению государственного устройства Древней Греции, то Ксенофонт заложил основы олигархических и аристократических идей, выступал как критик демократии, аргументируя это необходимостью создания мощной милитаристской греческой державы