Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 968
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Демократия: генезис и теоретико-правовые основы
1.1. Становление демократии в Древнем мире
1.2. Понятие, типы, виды и формы современной демократии
Глава 2. Реализация начал демократии в Российской Федерации и зарубежных странах
2.1. Демократические принципы построения российского общества
2.2. Современные демократии за рубежом: сравнительно-правовой анализ
1.
Далее следует отметить подход, в соответствии с которым демократия понимается в качестве такой формы правления, где народ участвует в осуществлении гражданской власти с помощью прямой (референдум) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы) демократии2.
Следующая позиция основывается на том, что демократия является способом организации власти, при котором у граждан есть возможность регулярно с помощью юридических закреплённых ненасильственных процедур корректировать деятельность правящей власти, а также состав этой власти3.
Ещё одним, наиболее лаконичным и ёмким определением демократии является понятие, высказанное А. Линкольном: «демократия есть правление народа, избранное народом и для народа»4.
Таким образом, анализ приведенных подходов к пониманию демократии позволил сделать вывод, что на современном этапе в большинстве случаев демократия понимается в качестве политического режима, при котором народ является единственным источником власти и активно участвует в управлении государством.
В современной доктрине государства и права закрепились такие ключевые свойства демократической формы политической системы, как суверенитет народа; легальность и легитимность власти; правомерный характер государственного принуждения; верховенство закона; независимость судебной власти; признание и обеспечение юридическими гарантиями основных прав и свобод человека и гражданина; взаимный характер ответственности государства и личности2.
Исходя из выше изложенного дадим свое авторское определение понятию «демократия» – это одна из либеральных форм признания права народа на участие в политической жизни государства.
В зависимости от локационного критерия (типа локации) демократии подразделяются на сотовые демократии и демократии на рабочем месте.
В зависимости от этнического фактора демократии бывают этническими и этнократическими.
Религиозные демократии подразделяются на: христианские, исламские, консервативные, еврейские демократии и теодемократии.
В зависимости от уровня свободы демократии бывают либеральными и оборонительными3.
Что касается форм демократии, то их всего две: уже неоднократно упомянутая представительная демократия и непосредственная демократия.
Представительная демократия - это политический режим, при котором, несмотря на то, что источником власти законодательно признан народ, само управление государством делегируется различным органам представительной направленности, члены которых избираются непосредственно гражданами. Что собственно и объясняет, а равно и в полной мере раскрывает сущность понятия представительной власти, то есть осуществляемой посредством представителей, которые в свою очередь
призваны выражать интересы своих избирателей, принимать законы и отдавать распоряжения1.
Непосредственная демократия, представляя собой одну из форму осуществления государственной власти, в отличие от представительной демократии, предоставляет гражданам право самостоятельно выступать в роли коллективного субъекта управления, от решения которого по итогу зависит осуществление публичной власти2.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать следующий вывод: на сегодняшний день, все государства с действующим демократическим политическим режимом, так как политические деятели и население находят в этом правильный способ существования и регулирования общественной жизни.
Народ – источник и держатель власти. Данные понятия являются слишком идеализированными, но это не значит, что демократический режим – всего лишь формальность. С опорой на признаки демократии свою политику выстраивают многие государства, в число которых входит и Россия.
У народа есть свобода выбора и свобода слова. Каждая свобода ограничивается законом, в противном случае в стране начнется хаос и беспорядок. Функции демократии, направленные на повышение активности граждан в политической жизни, подчёркивают важность мнения населения. Действующие демократические режимы не идеальны, но являются приоритетными среди иных моделей политических режимов государств, несмотря на то, что требуют дальнейшего правового совершенствования.
В любой демократии граждане несут ответственность за общественный порядок с помощью различных механизмов. Граждане несут ответственность за соблюдение закона, участие в политической жизни, выполнение своих личных обязательств, защиту своих интересов, уважение прав других лиц и возмещение ущерба третьим лицам.
В любой демократии субъекты могут свободно выражать свои идеи, ценности и убеждения, если они не угрожают общему благу и не подрывают права других.
Свобода информации неразрывно связана с демократией. Оно включает в себя как право на передачу информации, так и право на ее получение. По этой причине средства массовой информации должны быть независимы от государственного контроля, даже если на них распространяются ограничения социальной ответственности, установленные законом.
Будучи приверженными миру и правам человека, демократии обращаются к дебатам и переговорам как к более последовательной стратегии разрешения конфликтов.
В силу этого демократические правительства должны избегать использования насильственных государственных сил против граждан. Также, как правило, они не объявляют войну другим демократическим государствам.
Фундаментальной чертой демократии является ее стремление ограничить злоупотребление властью. Это возможно благодаря артикуляции политического участия граждан, разделения властей, автономии и децентрализации.
Если обращаться к вопросу демократических принципов построения российского общества, то это однозначно - политические права, которые закреплены в законе и охраняются им же. В первую очередь стоит отметить, что закрепление политических прав граждан в России началось с Конституции Российской Федерации и имеет фундаментальное значение для всей правовой системы страны. Это обусловлено тем, что в России на официально-правовом уровне провозглашена демократия, как политический режим в стране. Часть первая статьи первой Конституции РФ гласит, цитируем: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Хоть в России демократия в своем верном толковании и состоянии находится сравнительно недавно, однако политические права граждан получили свое место и формальное закрепление в основном законе страны уже с самого ее начала.
Вторая глава Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина1. Именно в ней и находятся те самые политические права, которыми наделены все граждане нашей страны. Однако воспользоваться ими удается далеко не всем. Необходимо понять, какие политические права предоставляет гражданам государство и как их можно реализовать.
Одно из самых первых политических прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является право на свободу мысли и слова. Это право гарантируется каждому. И под словом «каждому» законодатель подразумевает в контексте правового поля не только граждан, но и все население страны, к которому могут относиться иностранные граждане и лица без гражданства. Было бы очень странно наблюдать в стране демократию, которая дает полную свободу слова и мысли только своим гражданам, а иностранцам такого права не предоставляется. Так как Российская Федерация является государством демократической направленности, то такое право присутствует у всех.
Разбирая данное право более детально, мы выделили первый его аспект — это свобода мысли. В первую очередь, свобода мысли заключается в возможности человека самостоятельно, без императивного воздействия извне выбирать и придерживаться идеологии, концепции или идеи, которая несет в себе определенные взгляды, убеждения и точки зрения на процессы, происходящие в обществе, и общество в целом, а также формирует мировоззрение индивида. Однако только этим нельзя ограничить понятие свободы мысли в российском законодательстве.
Уже давно пришло мнение, что к свободе мысли можно отнести возможность и право гражданина выбирать и придерживаться той религии, которой он желает.
В Российской Федерации гражданин имеет право придерживаться данной точки зрения и идеологии, а также для него созданы все условия на политической арене в государстве, а равно возможность более детально и тщательно изучить и спрогнозировать свой подход к участию в политической жизни в России. Для того, чтобы наиболее полно реализовать свои убеждения и найти единомышленников, гражданин может вступить в политическую партию, такую как «КПРФ» - Коммунистическую партию Российской Федерации.
В нашем государстве для подобных случаев созданы все условия для наиболее полной реализации идеологических течений, которые не противоречат актуальному законодательству, а также для реализации граждан их права на свободу мысли в полной степени. Иное не менее важное политическое право граждан в Российской Федерации — это право на свободу слова1.
В своем простом толковании в России оно означает возможность гражданина высказывать публично свою точку зрения, а также нести в массы свое мнение, мысли или учение, при этом не получая государственных санкций за свои высказывания. Однако подобного рода речи все равно имеют маленькую, но цензуру — они должны не нарушать актуальное законодательство. Например, человек, который с трибуны кричит о том, что ненавидит определенную национальность не только не реализует свое право на свободу слова, но и нарушает законодательство РФ. А вот человек, который на радиоэфире высказал свою явную неприязнь к торту «Наполеон» уже реализует свое право на свободу слова и никак не нарушает законодательство России. Тем самым, выводится простое правило — говори то, что не запрещено законом.
Однако части пятой статьи двадцать девятой Конституции Российской Федерации указано, что цензура в средствах массовой информации запрещается. Соответственно, понятие цензуры такое же: «нельзя запрещать говорить то, что не запрещено законом». Само состояние права граждан на свободу слова все же было более свободным в девяностые года прошлого столетия. Именно тогда появилась возможность напрямую критиковать органы государственной власти в локальных и федеральных СМИ.
Например, издавались огромные тиражи местных газет в городах, где можно было высказать свою истинную точку зрения в отношении политики, проводимой главой городской администрации, что встретить в наши дни — крайняя редкость. Тогда же появилась сатирическая телепередача с политической повесткой «Куклы», которая транслировалась на федеральном канале «НТВ», и откровенно высмеивала действия высших должностных лиц, занимавших в то время посты на государственной службе в Российской Федерации.
Далее следует отметить подход, в соответствии с которым демократия понимается в качестве такой формы правления, где народ участвует в осуществлении гражданской власти с помощью прямой (референдум) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы) демократии2.
Следующая позиция основывается на том, что демократия является способом организации власти, при котором у граждан есть возможность регулярно с помощью юридических закреплённых ненасильственных процедур корректировать деятельность правящей власти, а также состав этой власти3.
Ещё одним, наиболее лаконичным и ёмким определением демократии является понятие, высказанное А. Линкольном: «демократия есть правление народа, избранное народом и для народа»4.
Таким образом, анализ приведенных подходов к пониманию демократии позволил сделать вывод, что на современном этапе в большинстве случаев демократия понимается в качестве политического режима, при котором народ является единственным источником власти и активно участвует в управлении государством.
В современной доктрине государства и права закрепились такие ключевые свойства демократической формы политической системы, как суверенитет народа; легальность и легитимность власти; правомерный характер государственного принуждения; верховенство закона; независимость судебной власти; признание и обеспечение юридическими гарантиями основных прав и свобод человека и гражданина; взаимный характер ответственности государства и личности2.
Исходя из выше изложенного дадим свое авторское определение понятию «демократия» – это одна из либеральных форм признания права народа на участие в политической жизни государства.
В зависимости от локационного критерия (типа локации) демократии подразделяются на сотовые демократии и демократии на рабочем месте.
В зависимости от этнического фактора демократии бывают этническими и этнократическими.
Религиозные демократии подразделяются на: христианские, исламские, консервативные, еврейские демократии и теодемократии.
В зависимости от уровня свободы демократии бывают либеральными и оборонительными3.
Что касается форм демократии, то их всего две: уже неоднократно упомянутая представительная демократия и непосредственная демократия.
Представительная демократия - это политический режим, при котором, несмотря на то, что источником власти законодательно признан народ, само управление государством делегируется различным органам представительной направленности, члены которых избираются непосредственно гражданами. Что собственно и объясняет, а равно и в полной мере раскрывает сущность понятия представительной власти, то есть осуществляемой посредством представителей, которые в свою очередь
призваны выражать интересы своих избирателей, принимать законы и отдавать распоряжения1.
Непосредственная демократия, представляя собой одну из форму осуществления государственной власти, в отличие от представительной демократии, предоставляет гражданам право самостоятельно выступать в роли коллективного субъекта управления, от решения которого по итогу зависит осуществление публичной власти2.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать следующий вывод: на сегодняшний день, все государства с действующим демократическим политическим режимом, так как политические деятели и население находят в этом правильный способ существования и регулирования общественной жизни.
Народ – источник и держатель власти. Данные понятия являются слишком идеализированными, но это не значит, что демократический режим – всего лишь формальность. С опорой на признаки демократии свою политику выстраивают многие государства, в число которых входит и Россия.
У народа есть свобода выбора и свобода слова. Каждая свобода ограничивается законом, в противном случае в стране начнется хаос и беспорядок. Функции демократии, направленные на повышение активности граждан в политической жизни, подчёркивают важность мнения населения. Действующие демократические режимы не идеальны, но являются приоритетными среди иных моделей политических режимов государств, несмотря на то, что требуют дальнейшего правового совершенствования.
В любой демократии граждане несут ответственность за общественный порядок с помощью различных механизмов. Граждане несут ответственность за соблюдение закона, участие в политической жизни, выполнение своих личных обязательств, защиту своих интересов, уважение прав других лиц и возмещение ущерба третьим лицам.
В любой демократии субъекты могут свободно выражать свои идеи, ценности и убеждения, если они не угрожают общему благу и не подрывают права других.
Свобода информации неразрывно связана с демократией. Оно включает в себя как право на передачу информации, так и право на ее получение. По этой причине средства массовой информации должны быть независимы от государственного контроля, даже если на них распространяются ограничения социальной ответственности, установленные законом.
Будучи приверженными миру и правам человека, демократии обращаются к дебатам и переговорам как к более последовательной стратегии разрешения конфликтов.
В силу этого демократические правительства должны избегать использования насильственных государственных сил против граждан. Также, как правило, они не объявляют войну другим демократическим государствам.
Фундаментальной чертой демократии является ее стремление ограничить злоупотребление властью. Это возможно благодаря артикуляции политического участия граждан, разделения властей, автономии и децентрализации.
Глава 2. Реализация начал демократии в Российской Федерации и зарубежных странах
2.1. Демократические принципы построения российского общества
Если обращаться к вопросу демократических принципов построения российского общества, то это однозначно - политические права, которые закреплены в законе и охраняются им же. В первую очередь стоит отметить, что закрепление политических прав граждан в России началось с Конституции Российской Федерации и имеет фундаментальное значение для всей правовой системы страны. Это обусловлено тем, что в России на официально-правовом уровне провозглашена демократия, как политический режим в стране. Часть первая статьи первой Конституции РФ гласит, цитируем: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Хоть в России демократия в своем верном толковании и состоянии находится сравнительно недавно, однако политические права граждан получили свое место и формальное закрепление в основном законе страны уже с самого ее начала.
Вторая глава Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина1. Именно в ней и находятся те самые политические права, которыми наделены все граждане нашей страны. Однако воспользоваться ими удается далеко не всем. Необходимо понять, какие политические права предоставляет гражданам государство и как их можно реализовать.
Одно из самых первых политических прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является право на свободу мысли и слова. Это право гарантируется каждому. И под словом «каждому» законодатель подразумевает в контексте правового поля не только граждан, но и все население страны, к которому могут относиться иностранные граждане и лица без гражданства. Было бы очень странно наблюдать в стране демократию, которая дает полную свободу слова и мысли только своим гражданам, а иностранцам такого права не предоставляется. Так как Российская Федерация является государством демократической направленности, то такое право присутствует у всех.
Разбирая данное право более детально, мы выделили первый его аспект — это свобода мысли. В первую очередь, свобода мысли заключается в возможности человека самостоятельно, без императивного воздействия извне выбирать и придерживаться идеологии, концепции или идеи, которая несет в себе определенные взгляды, убеждения и точки зрения на процессы, происходящие в обществе, и общество в целом, а также формирует мировоззрение индивида. Однако только этим нельзя ограничить понятие свободы мысли в российском законодательстве.
Уже давно пришло мнение, что к свободе мысли можно отнести возможность и право гражданина выбирать и придерживаться той религии, которой он желает.
В Российской Федерации гражданин имеет право придерживаться данной точки зрения и идеологии, а также для него созданы все условия на политической арене в государстве, а равно возможность более детально и тщательно изучить и спрогнозировать свой подход к участию в политической жизни в России. Для того, чтобы наиболее полно реализовать свои убеждения и найти единомышленников, гражданин может вступить в политическую партию, такую как «КПРФ» - Коммунистическую партию Российской Федерации.
В нашем государстве для подобных случаев созданы все условия для наиболее полной реализации идеологических течений, которые не противоречат актуальному законодательству, а также для реализации граждан их права на свободу мысли в полной степени. Иное не менее важное политическое право граждан в Российской Федерации — это право на свободу слова1.
В своем простом толковании в России оно означает возможность гражданина высказывать публично свою точку зрения, а также нести в массы свое мнение, мысли или учение, при этом не получая государственных санкций за свои высказывания. Однако подобного рода речи все равно имеют маленькую, но цензуру — они должны не нарушать актуальное законодательство. Например, человек, который с трибуны кричит о том, что ненавидит определенную национальность не только не реализует свое право на свободу слова, но и нарушает законодательство РФ. А вот человек, который на радиоэфире высказал свою явную неприязнь к торту «Наполеон» уже реализует свое право на свободу слова и никак не нарушает законодательство России. Тем самым, выводится простое правило — говори то, что не запрещено законом.
Однако части пятой статьи двадцать девятой Конституции Российской Федерации указано, что цензура в средствах массовой информации запрещается. Соответственно, понятие цензуры такое же: «нельзя запрещать говорить то, что не запрещено законом». Само состояние права граждан на свободу слова все же было более свободным в девяностые года прошлого столетия. Именно тогда появилась возможность напрямую критиковать органы государственной власти в локальных и федеральных СМИ.
Например, издавались огромные тиражи местных газет в городах, где можно было высказать свою истинную точку зрения в отношении политики, проводимой главой городской администрации, что встретить в наши дни — крайняя редкость. Тогда же появилась сатирическая телепередача с политической повесткой «Куклы», которая транслировалась на федеральном канале «НТВ», и откровенно высмеивала действия высших должностных лиц, занимавших в то время посты на государственной службе в Российской Федерации.