Файл: демократия понятие, типы, виды и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 975

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качестве политического режима, в США на этапе зарождения этого государства. Формирование гражданского общества с политическими правами, партийной системы, избирательного процесса на современный лад - черты американской демократии, которые стали отправной точкой в популяризации данного политического режима по всему миру.

Формальное состояние политических прав граждан в разных странах, которые являются демократическими, исходя из курса их конституций, всегда пребывает в отличном состоянии и добром здравии. Конституции демократических стран традиционно всегда открыты для расположения в себе политических прав граждан с их почти полным описанием. Также благодаря пониманию политических прав как термина, что обозначают собой закрепленные в конституциях демократических стран права граждан иметь политическую точку зрения, создавать свое психологическое представление о политических аспектах жизни государства, а также напрямую участвовать в политической жизни государства. Однако лишь наличие политических прав, а равно их формальное закрепление, не создает крепкую и устойчивую систему функционирования этого правового института.

в России на основании норм ст. 3 Конституции РФ возникло правовое состояние народовластия. В этом правоотношении народ обладает субъективным правом на всю полноту власти в стране. Ему корреспондирует юридическая обязанность граждан РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц и рядовых служащих осуществлять в конкретных конституционно-правовых отношениях волю и интересы всего многонационального народа России. Если юридическая обязанность по каким-либо причинам не исполняется, то власть по своей сути превращается в антинародную и граждане могут самостоятельно оказывать сопротивление любой попытке насильственного устранения или изменения существующего конституционного строя, нарушению принципа народовластия. Это служит дополнительной гарантией устойчивости конституционно-правового состояния народовластия в каждой демократической стране мира.


Приложение


ИндексДемократии The Economist Intelligence Unit (2015–2023)
В настоящее время демократия господствует в большинстве стран мира, но в то же время она подвергается весьма серьезной критике. Демократический режим не считается безупречным, учитывая разрыв между идеальными представлениями и реальными политическими практиками. Подобные позиции подтверждаются и политико-философскими работами последних лет, проанализированными в диссертационном исследовании, и различными социологическими опросами, и исследованиями.

Одним из наиболее авторитетных индексов демократии, основанных на результатах экспертных опросов, выпускается британской компанией The Economist Intelligence Unit. Начиная с 2006 г. мы ежегодно получаем данные о тенденциях развития демократии в 167 независимых государствах и двух территориях. Данные основаны на анализе общественного или же экспертного мнения по таким категориям, как плюрализм, политическая культура, гражданские свободы и др. Но, несмотря на то что в половине стран мира можно считать установившимися демократические режимы, общие показатели индекса демократии начиная с 2015 г. стали резко снижаться. Один из ведущих специалистов в области изучения демократии профессор социологии и политологии Стэндфордского университета Ларри Даймонд считает, что общество последние лет 10–12 идет к состоянию «кризиса демократии»366, что и подтверждают данными The Economist Intelligence Unit. Среди основных проявлениями регрессии демократии выделяются: сокращение участия населения в выборах; снижение доверия к институтам власти; расширение разрыва между политическими элитами и избирателями; упадок уровня свободы СМИ.

В 2016 г. в 72 странах было отмечено снижение уровня индекса демократии, в то время как улучшились показатели лишь у 38. В 2017 г. тенденция продолжилась, зафиксировав худшие показатели с периода глобального экономического и финансового кризиса в 2010–2011 гг. В 89 странах общий показатель индекса демократии снизился, что более чем в три раза превосходит количество стран, в которых было отмечено улучшение показателей. Средняя же оценка снизилась с 5,52 в 2016 г. до 5,48 (по шкале от 0 до 10). В 2016 г. испытали регрессию вдвое больше регионов по сравнению с тремя в 2015 г.: Восточная Европа, Латинская Америка, Америка, Ближний Восток, Северная Африка, Африка к югу от Сахары и Западная Европа, а в Восточной Европе зафиксирован самый значительный спад (с 5,55 до 5,43). Ни по одному региону не было зафиксировано улучшения среднего балла демократического индекса в 2016 г., что повторилось и в 2017 г.



В 2017 г. средний региональный балл по Северной Америке (Канада и США) остался прежним, а остальные шесть регионов пережили регресс, что относится даже к активно развивающемуся Азиатскому региону.

Согласно индексу демократии The Economist Intelligence Unit367 за 2017 г., видно, что для регионов Азии и Австралии показатели с 5,74 в 2016 г упали до 5,63 в 2017 г., что является худшим результатом в регионе за последние шесть лет. Индия стала аутсайдером, уступив десять позиций в рейтинге (с 32-го на 42-е место). Худшие показатели в регионе принадлежат Индонезии, страна отступила на двадцать мест в мировом рейтинге, перейдя с 48-й по 68-ю позицию. В Индонезии показатели упали с 6,97 до 6,39, что поставило страну на 12-е место в регионе (по сравнению с 8-м в 2016 г.). Разговоры о кризисе демократии продолжают быть неотъемлемой частью индонезийского общества.

Одной из причин снижения индекса является рост напряженности в обществе, в том числе на расовой, религиозной и политической почве. Определенную роль сыграли частные проблемы, например, на бурных губернаторских выборах в Джакарте мэр китайско-индонезийского происхождения Basuki Tjahaja Purnama (Ahok) был обвинен в богохульстве. Ситуация наглядно показала значительные структурные проблемы демократических институтов страны.

В настоящее время довольно низким является уровень доверия к демократическим учреждениям в Индонезии. По опросу населения 2017 г., самым низким уровнем доверия пользуются политические партии (45 %), парламент (55 %), суды (65 %) и средства массовой информации (67 %). Даже полиция, известная своей коррумпированностью, заняла более высокое место (70 %), чем такие демократические столпы, как СМИ, парламент и партии368. Самая многочисленная неправительственная организация по борьбе с коррупцией в стране ICW369 называет 2018 г. политически беспокойным, так как в 171 регионе Индонезии одновременно прошли не только всеобщие выборы политических партий, но и началась процедура подготовки к выборам президента страны 2019 г. При этом ожидалось, что процедура выборов будет сопровождаться многочисленными фактами коррупции, варьирующейся от манипулирования местным бюджетом до взяточничества в Конституционном Суде. На переизбрание баллотировался действующий с 2014 г. президент Индонезии Джоко Видодо. Выборы проходили параллельно с парламентскими выборами, что должно было гармонизировать исполнительную и законодательную ветви власти
, стабилизируя ситуацию в стране. Однако насколько этот процесс прошел успешно покажет лишь время.

Помимо проблем, связанных с отношениями демократии и ислама, экстремизмом и предвыборной лихорадкой, на снижение индекса демократии повлияла нарушения в стране свободы СМИ. Причем проблемы подобного характера в настоящее время широко распространены по всему миру. Во многих странах индекс свободы СМИ оценивается как «несвободный» или «в значительной степени несвободный». Это означает, что более половины населения мира не имеет доступа к свободным или частично свободным средствам массовой информации и не имеет возможности выражения свободы слова.

Количество «полных демократий» сократилось с 20 в 2015 г. до 19 в 2016 и 2017 гг. США, традиционно считающие себя ответственными за пропаганду и «принуждение» к демократии, окончательно утратили свое место в рейтинге с «полной демократии» до «недостаточной демократии», что связано с утратой доверия к институтам исполнительной власти США. Похожая тенденция снижения доверия к политическим элитам и институтам проявилась в Европе, что помогает объяснить, например, результаты референдума о выходе Великобритании из Европейского союза в июне 2016 г., а также растущее влияние популистских движений в Европе. Английской журналист и главный обозреватель “Financial Times” Эдвард Люс в своей книге “The Retreat of Western Liberalism” видит суть демократического кризиса Запада в огромном разрыве между волей народа и властью экспертов и серьезной поляризации между политическим классом и отчужденными избирателями на Западе.

Индекс демократии в 2018 г. вновь показал неоднозначные результаты. Конечно, стоит признать, что впервые за три года глобальный рейтинг демократии оставался относительно стабильным. В общей сложности 42 страны продемонстрировали снижение общего балла по сравнению с 2017 г., тогда как 48 – увеличение. Но в процентном отношении к населению мира меньше людей стали жить в условиях той или иной формы демократии (47,7 % по сравнению с 49,3 % в 2017 г). Очень немногие из них (4,5%) живут в условиях полной демократии.

По данным The Economist Intelligence Unit, 2019 г. признан годом демократических неудач и глобального протеста (Табл. 1)370. Почти половина мирового населения (48,4 %) живет в стране признанной демократией какого-либо типа, хотя только 5,7 % живут в странах «полной демократии». Более одной трети населения все еще живет в авторитарных режимах, в 2019 г. к данному типу правления присоединились еще две страны. Индекс демократии за отчетный год показывает, что средний глобальный балл упал с 5,48 в 2018 г. до 5,44 в 2019 г. Это самый низкий средний глобальный показатель с момента первого опубликования индекса демократии в 2006 г., уступающий показателям периода
глобального экономического и финансового кризиса, когда средний мировой балл упал до 5,46. В первую очередь общие показатели резко ухудшились в результате резких регрессий в Латинской Америке и некоторых странах Африки. Показатели Азии, Австралии, Восточной и Западной Европы с 2018 г. остались практически неизменными. В общей сложности в 2019 г. около 68 стран испытали снижение своего общего балла по сравнению с 2018 г., 34 страны стагнировали.

Однако в то время пока в ряде стран наблюдались драматические спады, в других странах эта общая тенденция была нарушена и наблюдались впечатляющие улучшения. Это можно проследить по улучшению показателей у 65 стран и росту числа «полных демократий» с 19 в 2015 г., когда отмечалось заметное снижение этого числа, до 22. Чили, Франция и Португалия перешли из категории «ущербной демократии» в категорию «полных демократий».

Центральной линией доклада 2022 г. является вопрос о влиянии пандемии коронавируса (Covid-19) на демократию и свободу во всем мире. В докладе рассматриваются аспекты массового лишения гражданских свобод, нетерпимости и цензуры общественного мнения. По всему миру в 2020 г. граждане испытали самый большой откат индивидуальных свобод, когда-либо предпринятый правительствами в мирное время. Добровольный уход миллионов людей в режим самоизоляции во избежание наибольших трагедий был правильным решением, которое оправдало временную потерю свободы. Однако вместе с тем было достаточно большое количество противников такого режима, которых правительства и средства массовой информации подвергали цензуре. Последнее в свою очередь привело к тому, что в Индексе 2023 г. баллы по ряду вопросов в категории гражданских свобод и функционировании государственного аппарата снижались.



Рисунок 1. Индекс демократии 2020, глобальная карта по типу режима
В Индексе демократии 2022-2023 г. 75 из 167 демократических стран и территорий, что составляет 44,9% считаются демократиями. Что касается «градации» демократии можно сказать следующее: число «полных демократий» увеличилось до 23 по сравнению с 22 в 2019 г., число «ущербных демократий» сократилось до 52, 57 признаны «авторитарными режимами», 35 классифицируются как «гибридные режимы».