Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 966
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Демократия: генезис и теоретико-правовые основы
1.1. Становление демократии в Древнем мире
1.2. Понятие, типы, виды и формы современной демократии
Глава 2. Реализация начал демократии в Российской Федерации и зарубежных странах
2.1. Демократические принципы построения российского общества
2.2. Современные демократии за рубежом: сравнительно-правовой анализ
4.
Таким образом, древнегреческие историки продемонстрировали описание демократического строя своей страны как уникальной общественно политической формы государственного устройства. По большей части их подход базировался на совмещении описательных преимуществ демократии перед деспотией восточного мира, а затем и на сравнительной характеристике различных греческих полисов, в основном Афин и Спарты.
Более глубокий и серьезный анализ демократической формы правления дал Платон (427-437 гг. до н.э.). Платон принадлежал к аристократическому роду, и потому в вечных противостояниях демократических и аристократических политических сил в Афинах поддерживал последних. Исходя из своей концепции идеального государства, многократно проанализированной многими авторами, Платон разделил все государства на правильные (справедливые) и неправильные (несправедливые). Основанием для такого разделения стала господствующая в том или ином государстве форма правления. К правильным государствам (а, следовательно, и государственным устройствам) относились аристократия и монархия. К неправильным Платон отнёс олигархию (власть небольшого количества наиболее богатых представителей общества), тимократию (власть военных), демократию (власть простого народа, низов) и тиранию (власть тирана, узурпатора). Худшей из всех возможных форм правления он считал тиранию1.
По мнению Платона, демократический строй очень лояльно относится к человеческим слабостям и проступкам, что даёт почву для формирования разнообразных личностей, допускает свободу нравов, создаёт плюрализм мнений и идей. Демократический строй в таком цвете предстаёт как одна из лучших форм правления, «прекрасный общественный строй»2.
Однако Платон подчеркивает, что это лишь мишура, воображаемая прекрасность. В своих трудах он в гораздо большей степени критикует демократию, в значительно меньшей степени говорит о её достоинствах и преимуществах. В его трактовке демократический строй значительно отличается от спроектированного им идеального государства, имеет множество недостатков и отклонений. Например, при демократии в государственном управлении принимают участие не те, кто имеет к этому наилучшие способности, а все подряд. Помимо этого, свобода действий и выбора создаёт угрозу для государства при возникновении внешней опасности. Платон уже в то время говорил о демагогии, о стремлении политиков угодить толпе,
выражении абсолютно популистских идей, что в корне неправильно. Демократия, «уравнивая равных и неравных», не имеет «должного управления»1. Демократия способствует моральному и духовному разложению граждан полиса. Главным качеством человека при демократии становится расточительство, тогда как при аристократии – бережливость. При демократии люди стремятся к потреблению, а не к производству, в то время как основной принцип воспитания в аристократии «обуздывание лишённых необходимости вожделений человека». Согласно Платону, вместо безответственного и расточительного демократического уклада жизни люди должны прийти к олигархическому – добродетельному и бережливому2.
Однако нельзя утверждать, что Платон не видел в демократии ничего хорошего. По его мнению, если потребности граждан в государстве остаются на нормальном уровне, а само его устройство является справедливым, то такое государство можно назвать здоровым3.
Другой великий ученый и философ, ученик Платона и последовательный критик его идей, Аристотель (348-322 гг. до н.э.) свои политические взгляды, и, в частности, своё мнение о демократии Аристотель изложил в трудах «Афинская полития» и «Политика». По его мнению, государство образуется в обществе людей в результате осуществления различного рода актов общения. Сначала в результате общения возникает семья, затем из семей образуются селения, а в рамках общения нескольких селений формируется государство. «Государство… есть общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни»1.
Аристотель, подобно Платону, делит формы правления на правильные и неправильные. Правильными он считает аристократию, монархию и политию. Под политией он понимает воображаемую форму правления, которая сочетает в себе всё лучшее от демократии и олигархии, но в то же время лишена их недостатков. Неправильными, по мнению Аристотеля, являются такие формы государственного устройства, как олигархия, демократия и тирания2.
По Аристотелю, основа демократии заключается в свободе, которая возможна только при власти большинства. Однако свобода может превратиться и во вседозволенность3.
Ещё одним принципом демократии является справедливость. Сквозь призму большинства она понималась как равное распределение власти среди всех граждан. Однако справедливость может перерасти в несправедливость, в том случае, если власть будет получена неимущим большинством. Здесь можно проследить основные различия между радикальной и умеренной демократией. Аристотель отдаёт предпочтение последней, при которой все слои общества участвуют в управлении жизнью полиса. При радикальной же форме демократии верховенство получают охлос – низы общества, и их предводители – демагоги
4.
Одной из особенностей устройства полиса Аристотель считал его небольшие размеры, так как граждане, участвующие в управлении государством, должны иметь возможность относительно быстро достигать его центральной площади, на которой и проходило Народное собрание1. Платон и Аристотель стали родоначальниками политологической традиции, в рамках которой демократическая форма правления могла быть осуществлена только в небольших по площади государствах с небольшой численностью населения. Следовательно, в больших государствах демократию построить невозможно, они неминуемо станут империями.
Как мы видим, именно древнегреческие историки, философы и мыслители заложили основы понятия «демократия», дали ему характеристику, подкреплённую реальными историческими примерами. И Геродот, и Фукидид, и Ксенофонт, и Платон, и Аристотель, и другие мыслители гордились государственным устройством своей страны, ценили ее, критиковали режимы древних варварских государств и империй.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства2.
Как сложная система демократия выражается в соответствующих формах и соответственно состоит из конкретных институтов. В демократическом государстве они также функционируют как ключевые элементы механизма осуществления власти.
Идеалы демократии общепризнаны. Они являются одной из основных ценностей Организации Объединенных Наций. Демократия создает благоприятные условия для защиты и эффективной реализации прав человека. Ее ценности отражены во Всеобщей декларации прав человека и получили дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах, кодифицирующем политические права и гражданские свободы, составляющие основу подлинной демократии.
Формы демократии являются главными внешними проявлениями демократического характера государства.
Формы демократии существуют, но различаются в зависимости от исторической эпохи, размера общества и национальных особенностей, поэтому термин «демократия» используется в отношении различных политических систем этих матерей. Демократия различается по типу участия граждан в принятии политических решений (вместо среднего и представительного), силе либеральных институтов и степеням защиты, низкому (либеральному и нелиберальному) наличию или отсутствию дискриминации отдельных групп населения по отношению к право на участи в политической жизни, особенности государственного устройства и правовой системы1.
Для формирования целостного представления о демократии, данное исследование целесообразно начать с определения ее понятия, поскольку рассматриваемая научная категория во все времена являлась дискуссионной и имела неоднозначные оценки среди правоведов и философов.
Демократия, буквально, власть народа. Термин происходит от греческого dēmokratia, которое было образовано от dēmos («люди») и kratos («власть») в середине V века до нашей эры для обозначения политических систем, существовавших в то время в некоторых греческих городах-государствах, особенно в Афинах. Этимологическое происхождение термина «демократия» указывает на ряд актуальных проблем, выходящих далеко за рамки семантических вопросов. Если должно быть создано правительство народа или народа - «народное» правительство, то с самого начала необходимо ответить по крайней мере на пять фундаментальных вопросов, а еще два почти наверняка возникнут, если демократия будет существовать долгое время.
Как уже было отмечено ранее, первая подробная характеристика и описание демократии как формы государственного устройства возникла благодаря трудам древнегреческого философа Платона. В своей работе «Государство» мыслитель отметил, что при демократическом режиме имеет место извращённое понимание свободы, подмена понятий об идеалах и ценностях, неустойчивость и внутреннее противоречие. При этом определение демократического строя по Платону звучит, как «власть большинства». И здесь возникает ещё один вопрос – кто же представляет это «большинство»: власть имущие или простой народ? И здесь следует вновь обратиться к переводу слово «демократия» с латыни, вследствие чего, можно сделать вывод, что демократия есть народовластие («demos» – народ и «kratos» – власть)1.
Каковы же современные подходы к пониманию демократии? Рассмотрим имеющиеся в литературе точки зрения.
Одним из наиболее распространённых определений демократии является то, в соответствии с которым рассматриваемая категория представляет собой такую форму государственно-политического устройства, при которой в качестве источника власти признаётся народ2.
Следующая точка зрения относительно понятия демократии раскрывается через её признаки: демократия представляет собой форму государства, которую характеризуют следующие признаки:
- источником власти выступает народ;
- способом формирования властных институтов являются выборы;
- провозглашается равноправие граждан;
- гарантируются права и свободы личности3.
Еще один подход рассматривает демократию с позиций формы политической организации общества и как политического режима:
- Демократия представляет собой форму политической организации общества, при которой народ является основным источником власти;
- демократия как политический режим основывается на:
а) политическом плюрализме, при котором есть место легальной оппозиции, разносторонним идеологическим течениям, многопартийности;
б) доминирующей роли закона, регламентирующего все стороны общественной жизни;
в) высокая степень гарантии и реализации прав и свобод человека и гражданина;
г) выборности государственных органов и их регулярной сменяемости;
д) реализации принципа разделения властей;
е) принципах правового государства и гражданского общества
Таким образом, древнегреческие историки продемонстрировали описание демократического строя своей страны как уникальной общественно политической формы государственного устройства. По большей части их подход базировался на совмещении описательных преимуществ демократии перед деспотией восточного мира, а затем и на сравнительной характеристике различных греческих полисов, в основном Афин и Спарты.
Более глубокий и серьезный анализ демократической формы правления дал Платон (427-437 гг. до н.э.). Платон принадлежал к аристократическому роду, и потому в вечных противостояниях демократических и аристократических политических сил в Афинах поддерживал последних. Исходя из своей концепции идеального государства, многократно проанализированной многими авторами, Платон разделил все государства на правильные (справедливые) и неправильные (несправедливые). Основанием для такого разделения стала господствующая в том или ином государстве форма правления. К правильным государствам (а, следовательно, и государственным устройствам) относились аристократия и монархия. К неправильным Платон отнёс олигархию (власть небольшого количества наиболее богатых представителей общества), тимократию (власть военных), демократию (власть простого народа, низов) и тиранию (власть тирана, узурпатора). Худшей из всех возможных форм правления он считал тиранию1.
По мнению Платона, демократический строй очень лояльно относится к человеческим слабостям и проступкам, что даёт почву для формирования разнообразных личностей, допускает свободу нравов, создаёт плюрализм мнений и идей. Демократический строй в таком цвете предстаёт как одна из лучших форм правления, «прекрасный общественный строй»2.
Однако Платон подчеркивает, что это лишь мишура, воображаемая прекрасность. В своих трудах он в гораздо большей степени критикует демократию, в значительно меньшей степени говорит о её достоинствах и преимуществах. В его трактовке демократический строй значительно отличается от спроектированного им идеального государства, имеет множество недостатков и отклонений. Например, при демократии в государственном управлении принимают участие не те, кто имеет к этому наилучшие способности, а все подряд. Помимо этого, свобода действий и выбора создаёт угрозу для государства при возникновении внешней опасности. Платон уже в то время говорил о демагогии, о стремлении политиков угодить толпе,
выражении абсолютно популистских идей, что в корне неправильно. Демократия, «уравнивая равных и неравных», не имеет «должного управления»1. Демократия способствует моральному и духовному разложению граждан полиса. Главным качеством человека при демократии становится расточительство, тогда как при аристократии – бережливость. При демократии люди стремятся к потреблению, а не к производству, в то время как основной принцип воспитания в аристократии «обуздывание лишённых необходимости вожделений человека». Согласно Платону, вместо безответственного и расточительного демократического уклада жизни люди должны прийти к олигархическому – добродетельному и бережливому2.
Однако нельзя утверждать, что Платон не видел в демократии ничего хорошего. По его мнению, если потребности граждан в государстве остаются на нормальном уровне, а само его устройство является справедливым, то такое государство можно назвать здоровым3.
Другой великий ученый и философ, ученик Платона и последовательный критик его идей, Аристотель (348-322 гг. до н.э.) свои политические взгляды, и, в частности, своё мнение о демократии Аристотель изложил в трудах «Афинская полития» и «Политика». По его мнению, государство образуется в обществе людей в результате осуществления различного рода актов общения. Сначала в результате общения возникает семья, затем из семей образуются селения, а в рамках общения нескольких селений формируется государство. «Государство… есть общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни»1.
Аристотель, подобно Платону, делит формы правления на правильные и неправильные. Правильными он считает аристократию, монархию и политию. Под политией он понимает воображаемую форму правления, которая сочетает в себе всё лучшее от демократии и олигархии, но в то же время лишена их недостатков. Неправильными, по мнению Аристотеля, являются такие формы государственного устройства, как олигархия, демократия и тирания2.
По Аристотелю, основа демократии заключается в свободе, которая возможна только при власти большинства. Однако свобода может превратиться и во вседозволенность3.
Ещё одним принципом демократии является справедливость. Сквозь призму большинства она понималась как равное распределение власти среди всех граждан. Однако справедливость может перерасти в несправедливость, в том случае, если власть будет получена неимущим большинством. Здесь можно проследить основные различия между радикальной и умеренной демократией. Аристотель отдаёт предпочтение последней, при которой все слои общества участвуют в управлении жизнью полиса. При радикальной же форме демократии верховенство получают охлос – низы общества, и их предводители – демагоги
4.
Одной из особенностей устройства полиса Аристотель считал его небольшие размеры, так как граждане, участвующие в управлении государством, должны иметь возможность относительно быстро достигать его центральной площади, на которой и проходило Народное собрание1. Платон и Аристотель стали родоначальниками политологической традиции, в рамках которой демократическая форма правления могла быть осуществлена только в небольших по площади государствах с небольшой численностью населения. Следовательно, в больших государствах демократию построить невозможно, они неминуемо станут империями.
Как мы видим, именно древнегреческие историки, философы и мыслители заложили основы понятия «демократия», дали ему характеристику, подкреплённую реальными историческими примерами. И Геродот, и Фукидид, и Ксенофонт, и Платон, и Аристотель, и другие мыслители гордились государственным устройством своей страны, ценили ее, критиковали режимы древних варварских государств и империй.
1.2. Понятие, типы, виды и формы современной демократии
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства2.
Как сложная система демократия выражается в соответствующих формах и соответственно состоит из конкретных институтов. В демократическом государстве они также функционируют как ключевые элементы механизма осуществления власти.
Идеалы демократии общепризнаны. Они являются одной из основных ценностей Организации Объединенных Наций. Демократия создает благоприятные условия для защиты и эффективной реализации прав человека. Ее ценности отражены во Всеобщей декларации прав человека и получили дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах, кодифицирующем политические права и гражданские свободы, составляющие основу подлинной демократии.
Формы демократии являются главными внешними проявлениями демократического характера государства.
Формы демократии существуют, но различаются в зависимости от исторической эпохи, размера общества и национальных особенностей, поэтому термин «демократия» используется в отношении различных политических систем этих матерей. Демократия различается по типу участия граждан в принятии политических решений (вместо среднего и представительного), силе либеральных институтов и степеням защиты, низкому (либеральному и нелиберальному) наличию или отсутствию дискриминации отдельных групп населения по отношению к право на участи в политической жизни, особенности государственного устройства и правовой системы1.
Для формирования целостного представления о демократии, данное исследование целесообразно начать с определения ее понятия, поскольку рассматриваемая научная категория во все времена являлась дискуссионной и имела неоднозначные оценки среди правоведов и философов.
Демократия, буквально, власть народа. Термин происходит от греческого dēmokratia, которое было образовано от dēmos («люди») и kratos («власть») в середине V века до нашей эры для обозначения политических систем, существовавших в то время в некоторых греческих городах-государствах, особенно в Афинах. Этимологическое происхождение термина «демократия» указывает на ряд актуальных проблем, выходящих далеко за рамки семантических вопросов. Если должно быть создано правительство народа или народа - «народное» правительство, то с самого начала необходимо ответить по крайней мере на пять фундаментальных вопросов, а еще два почти наверняка возникнут, если демократия будет существовать долгое время.
Как уже было отмечено ранее, первая подробная характеристика и описание демократии как формы государственного устройства возникла благодаря трудам древнегреческого философа Платона. В своей работе «Государство» мыслитель отметил, что при демократическом режиме имеет место извращённое понимание свободы, подмена понятий об идеалах и ценностях, неустойчивость и внутреннее противоречие. При этом определение демократического строя по Платону звучит, как «власть большинства». И здесь возникает ещё один вопрос – кто же представляет это «большинство»: власть имущие или простой народ? И здесь следует вновь обратиться к переводу слово «демократия» с латыни, вследствие чего, можно сделать вывод, что демократия есть народовластие («demos» – народ и «kratos» – власть)1.
Каковы же современные подходы к пониманию демократии? Рассмотрим имеющиеся в литературе точки зрения.
Одним из наиболее распространённых определений демократии является то, в соответствии с которым рассматриваемая категория представляет собой такую форму государственно-политического устройства, при которой в качестве источника власти признаётся народ2.
Следующая точка зрения относительно понятия демократии раскрывается через её признаки: демократия представляет собой форму государства, которую характеризуют следующие признаки:
- источником власти выступает народ;
- способом формирования властных институтов являются выборы;
- провозглашается равноправие граждан;
- гарантируются права и свободы личности3.
Еще один подход рассматривает демократию с позиций формы политической организации общества и как политического режима:
- Демократия представляет собой форму политической организации общества, при которой народ является основным источником власти;
- демократия как политический режим основывается на:
а) политическом плюрализме, при котором есть место легальной оппозиции, разносторонним идеологическим течениям, многопартийности;
б) доминирующей роли закона, регламентирующего все стороны общественной жизни;
в) высокая степень гарантии и реализации прав и свобод человека и гражданина;
г) выборности государственных органов и их регулярной сменяемости;
д) реализации принципа разделения властей;
е) принципах правового государства и гражданского общества