Файл: демократия понятие, типы, виды и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 983

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, очень сатирически подошли авторы к созданию и реализации образа первого Президента России — Бориса Николаевича Ельцина. Иногда у зрителя могло сложиться впечатление того, что Президент не совсем адекватен и понимает, где находится и какой вообще страной он управляет. Подобного формата телепередачи встретить в наше время не представляется возможным, так как свобода слова в современной России претерпела некоторые изменения в сторону большей закрытости и отсутствия фактического обильного наличия критики в сторону органов государственной власти, а также лиц, которые в ней занимают руководящие посты.

Соответственно, необходимо сделать несколько шагов в прошлое для наиболее полной реализации права граждан на свободу слова. Следующий пункт в политических правах граждан — это право граждан на проведение мирных собраний без оружия, митингов и так далее. Являясь одним из ключевых путей для граждан в стезе прямого диалога с органами государственной власти, митинги — это средство достижения подобных целей. Как мы упоминали ранее, главная проблема митингов по всему миру — отсутствие у граждан верного понимания, как провести митинг1.

Такое правовое явление, как митинг является очень важным туннелем связи между органами государственной власти и народом, который осуществляет свою власть через эти органы. Диалог - цель любого митинга. Однако не всегда удается верно и грамотно с точки зрения правовой пунктуальности проводить такие мероприятия. Очень часто имеют место случаи, когда организаторы наплевательски относятся к построению хронологической ветви событий во время митинга, а также к информированию участников об их правах и обязанностях во время его проведения.

Также, что случается довольно часто, митинги не согласуются с органами местного самоуправления, хотя закон, а именно Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в статье седьмой закрепил порядок уведомления о проведении публичного мероприятия. Это важный процесс, который коррелируется с успехом проведения митинга. В Российской Федерации, вопреки букве закона, не всегда имеет место обоснованные отказы проведения митингов.

Например, 28 августа 2018 года стало известно, что Мосгорсуд вынес решение о том, что место для проведения митинга Либертарианской партией 31 августа 2018 года не будет предоставлено. Хотелось бы отметить, что проблема растёт корнями немного глубже, нежели казалось сперва. Дело в том, что решение Мосгорсуда в данном случае – это
решение суда апелляционной инстанции, а в первой инстанции дело рассматривал Тверской суд, который обязал власти города Москвы, которые изначально согласовали митинг, но затем оповестили либертаринцев, что места для его проведения нет, предоставить площадку для проведения митинга. Мы отмечаем, что данный митинг был отменён, так как не было свободной площадки для его проведения, но ведь это кажется совсем глупым ответом, так как Москва является большим по площади мегаполисом, который на тот день имел не мало свободного места (даже в центре города) для проведения митинга.

Таких примеров можно привести очень много, начиная от митингов 2018 перед выборами Президента РФ, заканчивая митингами в 2021 году по поводу осуждения к лишению свободы на определенный срок российского оппозиционера Алексея Навального. Безусловно, эти митинги могут быть восприняты с правовой точки зрения полностью обоснованными и подготовленными в законодательной стезе, а с точки зрения прагматичности и взгляда на действительное положение политических дел в стране — бесполезными.

Однако стоит признать, что на данный момент существуют две глубокие проблемы, связанные с политическим правом граждан на проведение митингов — это необоснованные отказы органов власти в отношении проведения митингов, а также в иных случаях — это неподготовленность организаторов и граждан следовать букве закона в процессах подготовки и проведения митингов.

Одно из наиважнейших политических прав граждан в России — это право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данный вопрос наглухо консервируется в Российской Федерации начиная с двухтысячных годов этого столетия. Во-первых, в вопросах избрания гражданами глав администрации городов уже давно поставлена точка. Главы городских администраций (мэры городов) уже не избираются голосованием жителей городов, так как это, по мнению Президента РФ, «сделает власть, которая решает непосредственные, насущные вопросы, ближе к населению».

И с недавнего времени во всех городах РФ (исключение составляют 10 городов, 3 из которых – города федерального значения) отменены прямые выборы глав городских администраций (мэров). Иными словами, у народа забрали возможность «властвовать» на местах – избирать мэров, что уже свидетельствует о том, что принцип

народовластия на местах работает абсолютно неэффективно, если народ даже не может выбрать тех, кто будет осуществлять муниципальное управление их городским поселением1.

Двигаясь дальше по лестнице фиктивных выборов, стоит также вспомнить отмену прямых выборов губернаторов в России в 2004 году, однако восстановленных в 2012 году. Почти 8 лет народ в России был лишён права выбора глав субъектов, где он проживает. Инициатива по отмене выборов губернаторов в РФ в 2004 году была предложена тогдашним Президентом РФ, Владимиром Владимировичем Путиным.

Выражалась она под предлогом централизации власти в РФ и превращения демократических выборов глав субъектов РФ в назначение их на пост Президентом РФ. Нормативно закреплялась эта отмена в Указе Президента РФ от 27 декабря 2004 года № 1603 «О Порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ». Запрет на прямые выборы губернатора, а если правовой вопрос отклонить в сторону более прагматичного, то и «владельца субъекта федерации» — это прямая возможность забрать у граждан их политические права и превратить существующее избирательное право в фикцию. Однако последующее возвращение выборов губернаторов в РФ необходимо признать позитивно-правовым моментом, который укрепил институт избирательного права в России.

Губернаторы и главы городских администраций — это важные посты в сфере органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, которые предполагают наличие на них избранника от народа, выражающего его интересы и получившего данную должность вследствие прямого доверия своего электората, соответственно и выполняющего его пожелания и представляющего его власть на местах. Единственный институт в избирательном праве, который остался нетронутым с момента основания Российской Федерации — это выборы президента. Впервые они проводились в 1996 году, результатом которых стала победа Бориса Николаевича Ельцина, равно продление демократического режима на территории России еще на 4 года. В дальнейшем институт выборов Президента РФ претерпевал некоторые изменения. Например, уже на выборах 2018 года Президент получил новый срок полномочий — шесть лет, вместо четырех, как это было ранее. Однако стоит признать, что в данном контексте демократия работает так, как должна в своем оригинальном и аутентичном понимании.


В выборах может принять участие любой гражданин, который подходит под параметры, описанные в статье восемьдесят первой Конституции Российской Федерации. Плюрализм среди участников выборов иногда поражает, что несомненно создает не только видимость, но и прямое правовое и фактическое наличие института выборов Президента РФ, а равно демократии в государстве.

Таким образом, мы выявили и учли существующие недостатки и проблемы, касающиеся реализации политических прав граждан в Российской Федерации. К ним относится в первую очередь отсутствие в институте избирательного права в РФ такого пункта, как выборы народом глав городских администраций. Он ограничен тем, что почти во всех городах нашей страны такая возможность у народа отсутствует, что сильно умаляет политическое право граждан избирать и быть избранными, а также право быть единственным источником власти в стране. Этот пробел необходимо решить в сторону возвращения «старой» традиции выборов глав городских администраций, а равно мэров городов, которая отлично себя показывала и реализовывала в 90-е года прошлого столетия. Иное политическое право граждан — право на свободу мысли — тоже не должно игнорироваться обществом и государством в целом. Необходимо создавать для подрастающего, а в некоторых случаях и более возрастного, поколения условия, при которых гражданин сможет определиться с идеологией, которая сможет осуществлять в нем политические начала при участии в политической жизни в государстве, а также создать условия, при которых будет отсутствовать навязывание какой-либо единой идеологии для всех граждан в стране, что напрямую противоречит Конституции РФ, а равно и праву граждан на свободу мысли.

Еще один важный пункт в исправлении положения политических прав граждан в РФ — это вопрос, связанный с организацией и проведением гражданами митингов. Этот вопрос должен решаться в большинстве случаев в пользу запрашиваемой разрешение на проведение митинга стороны, а также необходимо повышать правовую культуру граждан по вопросам того, как необходимо готовиться к проведению и организации митингов, а также того, как необходимо себя вести во время митингов, чтобы не нарушать законодательство РФ и добиться самой главной цели подобных мероприятий — диалога единственного источника власти в стране — народа и органов государственной власти — субъекта, который от имени народа осуществляет его право на власть в государстве.