ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


понимали из того, что мы изучали, соответственно и быстрее могли ориентироваться в том, что знали. А это не маленький факт. И все же я духом не падал. Учился степенно и ровно. Вперед не торопился, но и не отставал. Шел ровно, на государственную оценку.
И вот мне наш классный руководитель Перцев Алексей Григорьевич, учасник Отечественной войны, перед окончанием первуй четверти, поручил изго-

товить доску для класса. В ней обачно отображалась жизнь класса. В душе мне не хотелось ее делать, но отказаться я не посмел. И вот я взялся за выполнение поручения. Задумка была, конечно, большая. Но когда взялся, сделать оказалось трудно. Долго возился с ней, но к концу четверти так и не сделал. Купил даже строганок и пилу, но работа не получалась. Извел множество досок, а работа не шла, то там ошибусь, то не так вырежу, а времени в обрез. А учитель все спрашивает, когда я ее сделаю. Как мне было стыдно, что я не могу справиться с такой работой, если бы знал об этом учитель. Я готов был провалиться сквозь землю. Но отступать было некуда и я только отвечал, что скоро сделаю. К моему удивлению, вместо того чтобы выругать меня, он поручил мне сделать еще и геометрические фигуры из бумаги. Я вообще сел в лужу. Нет, сделать то я сделал, но так плохо, что самому было стыдно, когда их хотели отбирть как экспонаты для показа. Правда, мой «конус» прошел, но с большим трудом и то, наверне, потому чтобы мой труд не пропал даром. После этого я, наверне, так никогда не краснел, как при сдаче работы.

А тут я еще получил письма от :друзей, а еще и от Валентины Острижной, сестры Николая Острижного, моего товарища по школе №54 в селе Новый Егорлык, котрого я решил разыскать через нее. И вот долгожданное письмо и фото (80). Я торжествовал, получив наконец письмо с Родины. От нее и узнал, что Николай учится в ФЗО. Эта школа была очень распространена в сельских районах. С этого времени и пошла у меня переписка с Валей. Я ей сразу написал ответ, она мне, так завязалась переписка. В это же время я получил письмо и фото (№31) от Зины Фоменко. Она мне выслала адрес Лены Селидевской. Лена училась в школе №4 Луначарска/в параллельном классе. Посколько у меня сейчас не было никого, кто бы мне нравился, я от нечего делать , решил с ней переписываться. Когда я по окончании школы №4 полюбил Чуркину Надю, а это случилось незадовго до окончания 7-го класса, я до этого хотел серьезно познакомиться с Леной Селидевской. Она мне не нравилась, но надо же было хоть с кем либо познакомиться. Но вот то обстоятельство, что я влюбился, и не позволило мне познакомиться в свое время с Леной. Так я решил теперь с ней начать переписку. А мне, как назло, опять никто из них не нравился. Я уже хорошо изучил, что такое любовь, но вот как раз этих чувств я к ним и не испытывал. А что было делать? Надо же было заполнить вакуум отсутствия у меня девушек. И вот я решил это сделать. Лена быстро дала ответ. Теперь у меня ко всему добавились и письма от товарищей. Жизнь завертелась. Мне так понравилось, что я занят мыслями и это доставляло мне огромное удовольствие. В ходе этого круговорота, я незаметно для себя разыскал бывших соседей – Евсеева Владимира и Галицкого Вову. Они мне выслали фото ( №34). Так я узнал, что Евсеев по окончании семилетки остался работать в совхозе. Галицкий пошел учиться в ФЗО на тракториста (фото 33). Вот так я узнал, как идет жизнь в бывшем совхозе. Правда, мы в основном касались вопросов судьбы
каждого из нас и совсем не трогали политику, так как политика все еще вела нас и мы шли за ней. Да мы, собственно, еще и не разбирались в ней. Да и какая политика в эти наши годы, хотя в революции наши годки принимали активное участие. В наше же время ритм жизни был определен: школа-производство, или школа- ВУЗ- производство. Так что нам оставалось только учиться и наслаждаться своим временем. Поэтому же и мысли у нас были простые: как живешь?, чем занимаешься?, с кем встречаешься? Это как раз было такое время, когда только начинаешь понимать окружающий мир. Хотя некоторые в это время уже задумувались и о жизни. Ну вот мы и интересовались этой жизнью. А тот, кто хотел жить иначе- жил, ну не так как бы хотелось, но все же жил. Так вот, такой жизнью жил и я. Я ее понимал как и все по стране, но еще я ее понимал и как восстановление разрушенного войной хазяйства. Этому было подчинено все, в том числе и школа. ( но так как думал я, думали не все, но об этом после).

Мое стремление было таким, чтобы как можно больльше узнать о жизни.

Все это я черпал от своих товарищей. Посколько я связь держал с теми, кто примерно жил как и мы или чуть хуже, но не лучше, то и вопросы мы подимали примерно одни и те же и понимали их одинаково. В основном спрашивали друг друга: как живешь, чем занимаешься? На этом и была построєна вся переписка. А о чем мы еще могли писать, если жили в одной стране, в одних условиях и ничего не видели. Все,что происходило за границей, мы узнавали только из газет и журналов. Все было построено на собственном материале и пропаганде. ( И все это скажется потом, но об этом после.) Однако, не только этим я в то время занимался. Я уже имел « профессию», умел фотографировать. Фотографировал все, что попадалось. Поскольку я обладал плохой памятью, то памятью для меня было документальное фото. Хоть времени у меня было мало, уже в то время писал историю свого рода. Возьмем фото 35-40. Это пам'ять тех. лет, когда отцу еще не было 40 лет. А вот и памятная школа, вернее здание, где меня впервые принимали в 1-й класс и где чинили мне препятствия (фото 40).

А возьмите фото 41-41а. Все это моя работа, которая теперь проявлялась и осталась мертвой памятью тех. времен. Брат мой Вова тоже не сидел сложа руки. Он тоже, как и я, принимал самое активное участие в своем самопознании и тоже тянулся к жизни. Однако не могу сказать, копировал ли он меня или нет, об этом знает только он, но то что он занимался всем тем, чем и я – это точно. Правда, при этом он выбирал, как правило, другие виды увлечения. Общим у нас было то, что мы стремились к чему то. Жаль, что я не жил его жизнью и не знаю о чем он думал и как решал свои проблемы. Поэтому получается, что жизнь, которую мы прожили, я пишу со своей точки



зрения. Но я буду надяться, что брат скажет слово и за себя. А сейчас я не буду на этом прерывать общего диалога, о развитии отдельно взятой личности, с тем чтобы поетапно рассмотреть сознательное развитие человека в обществе в силу своих способностей и возможностей.

А вот уже на носу и конец первуй четверти. Все учителя подводят итоги успеваемости. Тот, кто твердо учился в четверти, им уже были выведены оценки, кто плохо – того надо было переспросить, кого еще не спрашивали, надо было спросить. Одним словом, все готовились к отдыху. Правда, на каникулы давалось мало времени. Мы, ученики, ждали этого отдыха. От себя

скажу, что такого времени нужно было бы побольше. Кстати, по этому поводу у меня есть недоразумение. Как это получается, по радио говорять, что в городе уже отдыхают, а у нас все еще нет? А вот кончаются у всех одновременно. Это для меня было загадкой. Успехи в учебе у меня были не ахти важные, но не так уж и плохи, чтобы унывать. Были тройки, но были и четверки. Однако, меня это не огорчало. Я учился по своим способностям. Меня уже по всем предметам спрашивали, так что я был вне поля подозрения, и больше спрашивать не должны были, но я знал об уловке учитилей, потому, на всякий случай, с материалом знакомился, если вдруг кто вздумает спросить, учу ли я уроки. А такие случаи были как со мной так и с другими учениками. Как то, по моему в 3-й четверти 8-го класса, я забросил учебу. Это было по зоологи. А меня возьми, да и спроси. В результате….Так я имел четверку. А когда получил двойку, в четверти оказалась тройка. Вот потому я и держал ухо востро, не давал возможности меня больше поймать. На этот раз все обошлось благополучно. Получилось так как я и расчитывал. Меня спросили только по немецкому язику. Получил тройку и в четверти тройка. Все загалдели, зашумели когда прозвучал звонок окончания четверти. Однако, расходиться не стали. Нам предстояло убрать класс, а потом с другими классами помыть коридор второго этажа, а потом школьный вечер и каникулы…

Нас, учеников, всячески приобщали к коллективному труду. Особенно большое внимание этому уделялось с 9-го класса. До этого за нас все делали уборщицы, так назывемый технический персонал, поддерживающий чистоту в школе. Раньше, до 9-го класса, ученики только и знали, что учились. Теперь же организовывались коллективные походы
, коллективные ученические бригады. Что касается нашей школы, то у нас все это только вводилось. Об этом можно ознакомиться в пропагандистской литературе того времени. И посколько я считаю своим долгом донести до вас, потомки, неофициальную часть, так как официально все контролировалось советской властью и многие недостатки и ошибки в прессе не сообщались. Поэтому я знакомлю читателя с тем, чего нигде не найдешь в литературе в таком виде, как было на самом деле. Естественно, всех событий по стране я довести не могу, но общее состояние дела было типичным для всей страны. Конечно, все недостатки можно узнать из прессы, если систематизировать ее и проанализировать. Эти функции я не собираюсь брать на себя, поскольку речь идет о том, какова была на самом деле обстановка в отдельно взятом районе. Это напоминает в отдельных чертах работу Радищева «Путешествие…..», или можно сопоставить с Некрасовским «Кому на Руси…». Но если вышеперечисленные авторы выступали как критики общественного строя, то в мою задачу входять другие обязанности, на примере одной личности показать как строится, формируется жизнь каждого, а заодно донести пам'ять о членах нашого племени, канувших в небытие, и результатов их деятельности, естественно не общественной, а сугубо семейной.

Вот потому мне и приходится делать отступления, с тем чтобы связать воедино личкую и общественную жизнь, поскольку эти вещи не разделимы в том обществе, в котором ты живеш или будеш жить. Но ценнее всего, на мой взгляд, помочь вам, потомки, предостеречь вас от ошибок и оказать помощь в том, как лучше прожить свою жизнь. И еще хочется отметить, что я уделяю много внимания общественной жизни потому в это время, что приближалось время, когда ты должен был вступить в самостоятельную жизнь. Это то время, корда ты своим мнением будеш формировать общественное мнение. Особенно я это ощутил, когда помыв полы в школе и быстро отнеся портфель домой, возвращался на вечер, в котором я имел право принять такое же участие, как и 10-и классники. Мы так же как и они готовили программу для выступления. Правда, наш драматический кружок, в который я вступил, должен был подготовить пьесу Фонвизина «Недоросль». Фото 96. Однако, кружок просуществовал всего один месяц. Мы успели только распределить роли. Потом он распался, посколько участники пасивно отнеслись к нему. Учительница по литературе Галина Ивановна разволновалась и прервала репетицию. Так постановка спектакля не состоялась и я волновался когда шел на вечер, мне было стыдно от того, что мы сорвали выпуск. Но на вечер я пошел, чтобы не упустить такое время. Некоторые наши ребята на вечере чувствовали себя уже взрослыми и вели себя как полноправные члены школы, с некоторым, я бы сказал, превосходством. Восьмые классы, кроме участников, на вечер не допускались. Что касается меня, то в мои функции превосходство или хотябы равенство, не входило в мои обязанности и я все воспринимал таким как было, т.е. я знал, что я еще в 9-м классе и я все еще ученик. С этими чувствами я и вошел в здание школы под звуки музыки. Кстати, музыку эту с проигрывателя через мощный усилитель организовал Шевченко Николай из 9-го «Д» класса. Это тот самый, который учавствовал в общественной жизни школы, и еще занимался в радиокружке в Доме пионеров. Пожалуй он был единственным в это время в школе, кто так грамотно разбирался в радиотехнике. Нет, я не хочу сказать, что кроме него не было ребят, кто бы так хорошо освоил технику. Конечно же нет, были другие ребята , занимавшиеся раннее в технических кружках, но они в других областях- кинотехнике и мотокружках. Но вот Шевченко Николай занимался именно радиотехникой и в этом надо было ему отдать должное. Он многое сделал в школе до окончания учебы. И вообще, школа в это время держалась только на энтузиазме. Это было тяжелое время для школы, когда от нее требовали организацию кружков и в то же время не финансировали ее для поддержания работы на высоком уровне. Что касается других, поселковых школ, то там положение было еще хуже. Мы хоть считались школою района, то нет, нет, да и выделят средства. В это время много говорили об оказании материальной помощи школам. Да этого требовало и время. И в самом деле, до 1954-го года школа как бы готовила теоретически
подготовленных учащихся для поступлення в ВУЗ, остальная молодежь вынуждена была сама себе пробивать дорогу. Поэтому правительство стало уделять этому явлению внимание. Причем, все это происходило как бы залатыванием дыр. Как только появилась эта проблема, все силы были брошены на то, чтобы решить проблему молодежи. Несмотря на то, что хазяйство было плановым, все это можно было предусмотреть. Однако, этого не случилось и подобные явления стали лихорадить страну. То в одном месте появлялась дыра, то в другом. И вот власти то и дело бросались штопать дыру то в одном, то в другом месте.