ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий
ПРО СЧАСТЬЕ
10 класс
22 мая 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10 класса по теме
«ПРО СЧАСТЬЕ»
Цель занятия: осмысление учащимися общечеловеческой ценности
«счастье» и формирование представления о ней на личном и общественном уровнях.
Формирующиеся ценности: доброта и добрые дела, семья, взаимопомощь, участие в социально-значимой деятельности, личностное самоопределение.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов и анимационных роликов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
-
сценарий; -
методические рекомендации; -
комплект видеоматериалов; -
презентация с сопровождающим материалом; -
комплект материалов для заданий.
Сценарий занятия
Часть 1. Мотивационная (до 6 мин)
Учитель. Добрый день, ребята. Совсем скоро наступят летние каникулы, вы сможете отдохнуть, набраться сил и новых впечатлений, провести время с близкими людьми. Поэтому сегодня мы проводим «Разговор про счастье», чтобы подвести итоги года и
осмыслить ваш путь в течение учебного года. Тема, на первый взгляд, достаточно личная, ведь известно, что секрет счастья у каждого свой. О счастье люди начали задумываться очень давно, ещё в первом веке до нашей эры один из римских авторов насчитал больше 280 определений счастья. Вопрос этот остается чрезвычайно популярным и сегодня. Я буду вашим проводником, а вы командой исследователей на этом занятии. Мы поговорим и о счастье с научной точки зрения, и о том, можно ли научится быть счастливее с каждым днём. Исследуем как личное, так и общечеловеческое счастье.
Предлагаю вам прямо сейчас провести первый эксперимент нашего исследования о восприятии счастья.
Упражнение с ассоциативными карточками. На одной из парт или столерасполагаютсякарточкисизображениями(карточкитакжеможнодемонстрировать на экране или интерактивной доске). Учитель предлагаетразделитьсяклассунанесколькогрупппо4-6человек.
Учитель. Дальше мы будет работать в небольших группах. Объединитесь по командам 4-6 человек и расположитесь так, чтобы вам было комфортно проводить обсуждение внутри вашей группы. Каждая группа сейчас получит список из трёх цитат мыслителей, писателей, ученых. Задача для вас: первое – к каждой цитате нужно сформулировать и записать источник счастья одним словом, второе – подобрать одну или несколько карточек с изображениями, которые с этим словом у вас ассоциируются.
Учительвыдаетгруппам
цитаты.
Цитата | Автор |
«Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному» | Александр Пушкин, русский писатель и поэт |
«Счастье обособленное не есть счастье» | Борис Пастернак, поэт, писатель и переводчик |
«Счастье создано для того, чтобы им делиться» | Жан Расин, французский драматург |
«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям» | Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор, пианист и дирижёр |
«Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» | Николай Лесков, писатель, литературный критик |
«Слово “счастье” похоже на “сейчас”, а потому оно не может быть чем-то постоянным» | Людмила Гурченко, актриса театра и кино |
«Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима» | Антон Чехов, писатель, прозаик, драматург |
«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» | Лев Толстой, писатель |
«Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой» | Юрий Никулин, актер, артист цирка |
«В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол» | Козьма Прутков (коллективный псевдоним братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого) |
«Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» | Фрэнсис Бэкон, философ, историк |
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» | Константин Ушинский, педагог |
«… А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека!» | Эдуард Асадов, поэт |
Обучающиесявгруппахвыполняютзадание,проводятобсуждение,подбирают карточкисизображениями.
Учитель. Время на задание вышло, давайте проверим, какие выводы и комбинации у вас получились.
Группыобучающихсяпоочередипредставляютрезультатыобсуждения,описываютисточникисчастьяиизображения,которыеоникнимподобрали.
Учитель. Отличная работа, ещё один любопытный факт: авторами карточек выступили школьники, в роли цифровых художников они создали свои ассоциации на тему счастья при помощи технологий и искусственного интеллекта.
Часть 2. Основное содержание работы (до 15 минут)
Учитель. На примере только вашего восприятия мы уже видим, насколько понятие счастья многогранно. В нашем исследовании мы будем обращаться не только к своему опыту, но ещё и к научным представлениям, а также к мнению других людей, успешных в своей сфере. Своим представлением о счастье поделится Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой. Попробуйте обратить внимание во время просмотра на то, какие действия и привычки, по мнению Николая Максимовича, увеличивают уровень счастья человека.
Демонстрация видео с Н.М. Цискаридзе
Учитель. Можете ли вы сделать вывод, от чего зависит счастье человека, по мнению нашего спикера, какие действия предпринимать, чтобы повышать уровень своего счастья?
ОбучающиесярассуждаютнадответамиН.М.Цискаридзевролике,
выделяютосновныеповеденческиехарактеристикисчастливогочеловека,делаютвыводыопричинахиисточникахсчастьядлячеловека.
Учитель. Вы абсолютно верно отмечаете, что есть причины счастья, которые свойственны всем нам. Ощущать счастье можно в моменты, когда слышишь приятные слова, чувствуешь доброе отношение окружающих людей, понимаешь, что рядом есть те, на кого можно опереться, а ещё в моменты встреч с искусством или природой. Чем больше источников счастья у человека, тем он гармоничнее.
Благодаря тому что есть общепринятые факторы счастья, ученым удается описывать его в научных терминах. Счастье как биологическое состояние организма исследуют ученые естественных наук. У нас есть возможность узнать об этой стороне счастья от Артёма Оганова, профессора Сколтеха, заведующего кафедрой НИТУ МИСИС, профессора Российской академии наук, действительного члена Европейской академии. Во время просмотра вы услышите ответы на вопросы, как состояние нашего организма связано с чувствами воодушевления, радости и что происходит в голове у счастливого человека.
Демонстрация видео с А. Огановым
Учитель. Если сделать краткое обобщение, как наше физическое и биологическое состояние связано с эмоциями счастья и радости?
Обучающиесяотвечаютнавопрос,краткоформулируютиизлагаютосновныетезисаречиспикера.
Учитель. Хорошей идеей будет применить эти знания на