Файл: Контрольная работа По теме Классификация технических приемов в игре баскетбол по дисциплине Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
структуры движений того или иного приема, то тактическая подготовка вооружает баскетболиста знаниями и умениями целесообразного применения изученных приемов в условиях борьбы двух команд.

Тактическая подготовка предполагает, прежде всего, изучение различных комбинаций. Под комбинацией подразумеваются заранее изученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды. Чем выше уровень достижений команд, тем более жесткие требования должны быть предъявлены игрокам в отношении их тактической подготовленности. Можно выделить два направления, по которым осуществляется тактическая подготовка в практике ряда видов спорта.







Сторонники первого направления стремились необходимый тактический материал заключить в жесткие рамки определенных схем, заранее изученных комбинаций, считая, что такие закрепленные приемы при воздействии утомления и эмоционального напряжения окажутся более устойчивыми, чем приемы, мало подвергшиеся целенаправленной тренировке.

Сущность второго направления заключается в том, что задачей тактической подготовки является не столько освоение спортсменами хотя бы и очень точных, но постоянных жестких форм, способов передвижений, взаимодействий, сколько развитие способностей инициативно, индивидуально действовать на площадке в самых различных условиях. В каждой конкретной соревновательной ситуации игрок должен сам найти те способы и приемы взаимодействий с партнерами, которые в данный момент целесообразны и эффективны.

Средства тактики – тактический арсенал приемов и действий. Он базируется на специфических знаниях, умениях, навыках.

Способы тактики – определенная фиксация действий спортсмена и команды, выражающаяся в применении различных систем комбинаций, приемов, контрприемов.

Формы тактики – это тактика нападения и тактика защиты.

Нападение – атаки, в которых отчетливо можно проследить фазы начала, развития и завершения.







Контратака – разновидность стремительных наступательных действий. В контратаке фазы начала и развития сведены к минимуму.

Тактическая подготовка включает теоретическую и практическую подготовку. В тактической подготовке выделяют четыре этапа:


1-й этап – овладение отдельными приемами тактики и элементарными взаимодействиями с партнерами по команде на основе базовой технической подготовки;

2-й этап – овладение жесткими схемами соревновательных действий (игровыми комбинациями);

3-й этап – развитие у спортсменов умения более гибко и тонко пользоваться усвоенными тактическими системами, комбинациями с учетом собственных возможностей и данных;

4-й этап – развитие у игроков маневренных способностей, умение создавать в каждом игровом эпизоде конкретные планы атаки и защиты с учетом слабых и сильных сторон противника, а также умение переключаться от одних вариантов к другим по ходу состязания.

При рассмотрении технико-тактических взаимодействий в игровых видах спорта необходимо, в первую очередь, все изучить через призму тактики, чтобы игра, то есть игровые тактические взаимодействия, были первичны. Следовательно, сначала нужно рассматривать простейшие тактические, взаимодействия (индивидуальные, игровые, командные) и необходимые для их выполнения технические приемы.

Технику и тактику баскетбола подразделяют на два больших раздела – нападения и защиты. В разделе технических приемов выделяют две группы – технику нападения (технику передвижений и технику владения мячом) и технику защиты (технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия). Внутри каждой из групп имеются способы и приемы их выполнения. Каждый способ выполнения приема имеет несколько разновидностей

3.2 Классификация техники игры



Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а также особенности его кинематической и динамической структуры. Технику баскетболиста подразделяют на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две большие группы: в технике нападения – технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижения и технику отбора мяча и противодействия.








Внутри каждой из групп имеются приёмы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приёма имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений.

Техника нападения включает в себя такие разделы, как техника передвижения и техника владения мячом.

Основа техники баскетбола – передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действия, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

Для передвижения по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приёмов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приёмов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдении равновесия зависит эффективность технических приёмов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и т.д.

Техника владением мячом включает в себя следующие приёмы техники: ловлю, передачу, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля – приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения и бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать чёткое и удобное выполнение последующих приёмов. Ещё не поймав мяч, игрок смотрит туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Занимающемуся следует взять за правило – не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему на встречу. Выбор определённого способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения по отношению к летящему мячу, динамики передвижения занимающегося, высоты и скорости полёта мяча.

Передача мяча – приём, с помощью которого занимающийся направляет мяч партнёру для продолжения атаки. Умение правильно и точно передать мяч – основа чёткого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Передачи мяча, как бы объединяют партнёров, сплачивают пятерых игроков в единый ансамбль, создают командную игру. Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч
, расположения или направления движения партнёра, характера и способов противодействия соперников.

Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчёт и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мячи.

Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение позволяет уйти от опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную атаку. Обучая ребят правильной технике ведения мяча, нужно следить за тем, чтобы они управляли мячом с помощью предплечья, кисти и особенно кончиков пальцев, но не касались его ладонью. Не следует хлопать по мячу ладонью, нужно его толкать вниз, причём с такой силой, чтобы мяч отскакивал от площадки примерно до талии игрока. Чтобы быстрее развивать «чувство мяча» при его ведении, можно давать ребятам задание водить мяч в специальных очках, у которых нижняя часть стекла непрозрачная. В таких очках игрок видит партнёров и соперников, но от него скрыт мяч. Занимающиеся привыкают, таким образом, к ведению мяча без зрительного контроля.

Бросок мяча в корзину – один из важнейших приёмов баскетбола. Бросок как бы венчает усилие баскетболистов, ведущих нападение. Точность броска мяча по корзине тотчас же сказывается не только на счёте матча, но и на организации игры, на психическом состоянии команды.

4. Методические основы овладения техникой баскетбола
Техника баскетбола представлена различными перемещениями без мяча (бег, прыжки, остановки, повороты, передвижения в защитной стойке баскетболиста) и приемами  владения мячом (ловля и передача, ведение, броски). Большинство перечисленных элементов, на первый взгляд, довольно просты, но применение их в игре сопряжено с рядом затруднений:

— зачастую приемы выполняются в комплексе, а значит, необходимо координировать одновременную работу рук и ног;

— ограниченный диаметр баскетбольного кольца усложняет точность выполнения действий;

— сопротивление соперников препятствует достижению целенаправленности действий;

— соблюдение правил игры сопровождается концентрацией внимания на выполняемых

приемах;

— зачастую быстротечность, мобильность игры становится причиной неточных и неверных действий.

Поэтому овладение правильной, рациональной техникой игры — главная задача в процессе обучения баскетболу. Выполнение этой задачи будет успешным, если в обучении используются следующие приоритетные направления:


— принципы постепенности и непрерывности процесса физического воспитания;

— целенаправленное развитие физических качеств как основы для формирования двигательных умений и навыков;

— обнаружение причин возникновения ошибок при обучении и своевременное их исправление;

— знание правил игры и их применение как при разучивании, так и при совершенствовании отдельных элементов техники.

Процесс овладения техникой игры в баскетбол подчиняется закономерностям формирования двигательного навыка. Эффективность этого процесса напрямую зависит от правильного выбора средств, методов и принципов физического воспитания.

Продуктивность задач физического воспитания определяется верным использованием специфических и общепедагогических методов.

К первой группе относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный; ко второй — словесные методы. В процессе обучения необходимо соблюдать основные дидактические принципы: системности, последовательности, доступности, динамичности, сознательности и активности и др. Используемый в комплексе данный инструментарий позволяет повысить качество учебного процесса.

Овладение на практических занятиях техникой двигательных действий баскетболиста позволит в дальнейшем студентам верно подобрать и продуктивно использовать в своей практической деятельности средства и методы в обучении баскетболу. Эффективно формировать и вовремя исправлять ошибки в технике поможет предложенная ниже структура обучения техническим приемам.

Список использованных источников


1. Баскетбол учебник для физкультурных институтов. Под ред. Н.В. Семашко. «Физкультура и спорт», 1976г. (Дата обращения: 18.05.23)

2. Лях В. И. Л98 Физическая культура. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. 7-е изд. М .: Просвещение. (Дата обращения: 18.05.23)

3. Спортивные игры/ Под ред. В. В. Марущака. М.: Воениздат. (Дата обращения: 19.05.23)

4. Спортивные игры. Учебник для физ. ин-тов. Под ред. Портных Ю. И.М. 1975г.: (Дата обращения: 19.05.23)

5. Упражнения в баскетболе. «Физкультура и спорт». (Дата обращения: 19.05.23)

6. https://referatpofizkulture.ru/техника-основных-движений-и-методика-2/ (Дата обращения: 20.05.23)

7. https://poisk-ru.ru/s15404t17.html (Дата обращения: 20.05.23)