Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу психология детства Вариант (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.

Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т.е. произвольному вниманию [23, с. 8].

В последнее время поиски ученых идут в направлении планирования видов деятельности дошкольников, способствующих развитию детского внимания, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому [23, с. 11].

Исследование результатов педагогической деятельности по этой теме показывает, что современные педагоги и психологи занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста посредством методов и видов деятельности:

  • дидактическая игра;

  • театрализованная игра;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • конструктивная деятельность;

  • конструктивные игры;

  • коррекционно-развивающие задания [18, с. 52-63].

Рассмотрим вышеуказанные методы более подробно.

Дидактическая игра – представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Наблюдения показывают, что в игре ребенок получает информацию не только об окружающем мире, законах общества, но и о красоте человеческих отношений
, он учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умений и знаний культуры поведения в детском коллективе.

Театрализованная игра – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, именно она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если педагог выступает партнером в детской игре, ребенок ему начинает доверять, значит может творить, фантазировать и воображать. Исследователи отмечают, что «театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики, психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, внимания, воображения, фантазии, инициативности».

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно – ролевая игра требует проявления умственно

1.3. Краткие выводы по главе 1.



Изучив теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга.

На протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.

Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Краткая характеристика группы истытуемых



Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 7 «Журавушка» г. Охи. В качестве объекта экспериментального исследования выступили дошкольники старшей группы. В эксперименте принимали участие 10 человек в возрасте от 5 до 6,5 лет.

Для составления психолого-педагогической характеристики группы детей было проведено наблюдение.

План наблюдения

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Цель: составление характеристики группы.

Продолжительность: в течение недели.

Время: с 08.30 до 13.00.

Ситуация исследования: режимные моменты.

Параметры наблюдения:

  1. Интерес к познавательной деятельности (ПД);

  2. Интерес к игровой деятельности (ИГ);

  3. Интерес к творческой деятельности (ТД);

  4. Эмоциональная сфера (ЭС);

  5. Общение со сверстниками (ОСС);

  6. Общение с воспитателями (ОСВ);

  7. Трудовые умения и навыки (ТУиН);

  8. Правила поведения (ПП).

Таблица 1

Протокол наблюдения




ПД

ИГ

ТД

ЭС

ОСС

ОСВ

ТУиН

ПП



+

+




+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+



+

+







+




+

+



+

+

+

+

+

+

+

+



+




+

+




+

+

+



+







+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+






+

+

+




+

+

+



+

+

+

+

+

+

+

+



В ходе наблюдения за экспериментальной группой мы увидели, что дети проявляют активность на протяжении всего дня, проявляют интерес к познавательной деятельности, любят слушать сказки, заучивать стихотворения и играть в настольные игры. Уровень развития познавательных процессов соответствует среднему возрасту группы. У детей отмечается наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, соответствующее их возрасту. Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика.

Игровая деятельность у детей интересна и разнообразна: любят играть с конструкторами и сюжетно-ролевые игры. В игровой деятельности дети ведут себя дружелюбно, умеют делиться игрушками и активно принимают участие в разных видах деятельности. Для игры объединяются по интересам и взаимным симпатиям. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие деятельности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношениях взрослых, отражают эпохальные события и т.д.

Дети проявляют большой интерес к творческой деятельности, которая проявляется: в рисовании; в вышивке; в поделках из бумаги, глины, пластилина; в создании аппликаций. На занятиях детского творчества дети занимаются с удовольствием

В целом атмосфера в группе доброжелательная, позитивная. Эмоциональный тон детей зависит от социальной и коммуникативной ситуации. Они способны скрывать истинные эмоциональные чувства и переживания и демонстрировать те, которые желательны исходя из ситуации (притворяться, хитрить, демонстрировать ложные эмоциональные состояния). Эпизодически, проявляют агрессивные чувства. Ребята склонны оказывать влияние друг на друга, как отрицательное, так и положительное.

В общении между собой в основном дружелюбны. Общение между детьми носит продуктивный и содержательный характер. Этому способствует созревание способности к взаимодействию и сотрудничеству в совместной игре.

В общении и взаимодействии со взрослыми дети приветливы. Большинство детей открыто относятся к