Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу психология детства Вариант (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взрослым и адекватно реагируют на замечания, ждут о взрослых помощи и поддержки.

Дети в группе добрые, вежливые, послушные и внимательные. Ребята стараются соблюдать правила поведения в МБДОУ, в общественных местах, на природе, в общении со сверстниками и взрослыми.

У детей сформированы первоначальные трудовые умения и навыки: могут самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами. Дети участвуют в наведении порядка в группе, помогают убирать игрушки на место и стараются ухаживать за живым уголком. Дети получают положительные эмоции, у них появляется уверенность в себе, тяга к сотрудничеству и совместной деятельности.


2.2. Методы психологического исследования



Методом исследования уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста нами было выбрано тестирование с использованием методик:

  1. Методика №1 «Проставь значки»;

  2. Методика № 2 «Найди и вычеркни»;

  3. Методика №3. «Запомни и расставь точки».

Методика №1 «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.



Рис. 1 Лист к методике «Проставь значки».

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где

  • S – показатель переключения и распределения внимания;

  • N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

  • п – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Оценка результатов:

  • 10 баллов - показатель S больше чем 1,00;

  • 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00;

  • 5-7 балов - показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75;

  • 3-4 балла - показатель S находится в интервале от 0.25 до 0.50;

  • 0-2 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития переключения и распределения внимания ребенка:

  • 10 баллов - очень высокий уровень;

  • 8-9 баллов – высокий уровень;

  • 5-7 баллов - средний уровень;

  • 3-4 балла – низкий уровень;

  • 0-2 балла - очень низкий уровень.


Методика № 2 «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.



Рис. 2, Рис. 3. Листы к методике «Найди и вычеркни»

Оценка результатов:

  • 10 баллов - показатель S больше чем 1,00;

  • 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00;

  • 5-7 балов - показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75;

  • 3-4 балла - показатель S находится в интервале от 0.25 до 0.50;

  • 0-2 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания.:

  • 10 баллов - очень высокий уровень;

  • 8-9 баллов – высокий уровень;

  • 5-7 баллов - средний уровень;

  • 3-4 балла – низкий уровень;

  • 0-2 балла - очень низкий уровень.

Методика №3. «Запомни и расставь точки»




Рис. 4. Листы к методике «Запомни и расставь точки»

Цель: оценка объема внимания ребенка. Для этого мы использовали стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Описание проведения: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, мы показывали каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек.. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Критерии оценки: объем внимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек. Результаты эксперимента мы оценивали в баллах следующим образом:

Оценка результатов:

  • 10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

  • 8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

  • 5-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

  • 3-4 балла – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

  • 0-2 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития объема внимания:

  • 10 баллов - очень высокий уровень;

  • 8-9 баллов – высокий уровень;

  • 5-7 баллов – средний уровень;

  • 3-4 балла – низкий уровень;

  • 0-2 балла – очень низкий уровень.




2.3. Результаты эмпирического исследования



Для проведения исследования уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста применялся метод тестирования с использованием методик:

  1. Методика №1 «Проставь значки»;

  2. Методика № 2 «Найди и вычеркни»;

  3. Методика №3. «Запомни и расставь точки».



Таблица 2

Анализ результатов исследования особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста



Методика №1

Методика №2

Методика №3

Общий уровень

Б

уровень

Б

уровень

Б

уровень

Б

уровень



5

средний

5

средний

5

средний

5

средний



3

низкий

2

оч. низкий

4

низкий

3

низкий



9

высокий

9

высокий

9

высокий

9

высокий



4

низкий

4

низкий

4

низкий

4

низкий



8

высокий

10

оч. высокий

9

высокий

9

высокий



4

низкий

3

низкий

5

средний

4

низкий



9

высокий

9

высокий

9

высокий

9

высокий



5

средний

6

средний

4

низкий

5

средний



9

высокий

8

высокий

9

высокий

8,7

высокий



5

средний

3

низкий

5

средний

4,3

низкий