Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу психология детства Вариант (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 1: уровень переключения и распределения внимания:

  • 4 чел. (40 %) - высокий уровень;

  • 3 чел. (30 %) - средний уровень;

  • 3 чел. (30 %) - низкий уровень.



Рис. 5. Диаграмма результатов проведения методики №1 «Проставь значки»

Таким образом, при исследовании результатов методики «Проставь значки», на переключение и распределение внимания, у детей наблюдались сложности. Дети старшего дошкольного возраста делали много ошибок. Также были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовал определенный значок, дети их путали. Многие фигуры были просто пропущены. Но при прохождении данного теста наблюдается положительная динамика у 40 % детей, они имеют высокий уровень переключения и распределения внимания.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 2: уровень продуктивности и устойчивости внимания:

  • 1 чел. (10 %) - очень высокий уровень;

  • 3 чел. (30 %) - высокий уровень;

  • 2 чел. (20 %) - средний уровень;

  • 3 чел. (30 %) - низкий уровень;

  • 1 чел. (10 %) - очень низкий уровень.



Рис. 6. Диаграмма результатов проведения методики №2 «Найди и вычеркни»
Таким образом, при исследовании результатов методики «Найди и вычеркни», на продуктивность и устойчивость внимания, у большинства детей выявлена низкая способность к продуктивности и устойчивости внимания.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 3: уровень объема внимания:

  • 4 чел. (40 %) - высокий уровень;

  • 3 чел. (30 %) - средний уровень;

  • 3 чел. (30 %) - низкий уровень.



Рис.7. Диаграмма результатов проведения методики №3 «Запомни и расставь точки».

Таким образом, при исследовании результатов методики « Запомни и расставь точки», на объем внимания, у детей наблюдались сложности. Задание выполнялось с большим трудом, дети не могли сконцентрироваться, отвлекались. Трое детей показали высокий уровень развития объема внимания. Остальные дети имеют средний и низкий уровни развития объема внимания.

Выводы общего уровня развития внимания оценивались по среднему баллу полученных в ходе проведения трех методик:

  • 10 баллов - очень высокий уровень;

  • 8-9,9 баллов – высокий уровень;

  • 5-7,9 баллов - средний уровень;

  • 3-4,9 балла – низкий уровень;

  • 0-2,9 балла - очень низкий уровень.


Таким образом, анализ полученных результатов по трем методикам, позволяет сделать следующие выводы:

  • 4 чел. (60 %) - общий уровень развития внимания высокий;

  • 2 чел. (10 %) - общий уровень развития внимания средний;

  • 4 чел. (30 %) - общий уровень развития внимания низкий.



Рис. 8. Диаграмма «Общий уровень развития внимания»

Качественный анализ результатов исследования, особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая.

Заключение


С целью изучения особенностей развития внимания у детей, нами было проведено эмпирическое исследование и написана курсовая работа на тему «Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста».

В ходе работы над курсовым проектом нами решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы были уточнены понятия «внимания» и рассмотрены виды внимания. Понятие «внимание» является одним из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Анализ его различных определений позволяет сделать вывод, что внимание представляет собой психический процесс, характеризующийся направленностью психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Внимание характеризуются такими качествами и свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость.

Следует различать виды внимания:

  • непроизвольное и произвольное внимание;

  • природное и социально обусловленное внимание;

  • непосредственное и опосредствованное внимание;

  • чувственное и интеллектуальное внимание.

2.Нами была составлена характеристика группы старшего дошкольного возраста на основе наблюдения.

3.Подобраны диагностики для изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, среди которых «Проставь значки»; «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки».

4.Обобщены результаты исследования на базе МБДОУ Детского сада № 7 «Журавушка» г. Охи и выработаны рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.



В ходе исследования, мы установили: что внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта, а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

В качестве рекомендаций для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем:

  1. Развитие у детей умения произвольно вызывать необходимые воспоминания; вспоминать последовательность событий; использовать образ как средство развития произвольной памяти; повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

  2. Использование упражнений, способствующие развитию внимания: ( «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Нарисуй такой же», «Будь внимателен», «Волшебное слово», «Где что было», «Назови, что ты видишь», Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

  3. Воспитание у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

  4. Использование игр, способствующие развитию памяти («Запомни предметы», «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите», «Детектив», «Следопыт», «Что ты ел на обед?», «Я положил в мешок», «Карлики и великаны»)

Список использованной литературы





  1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития. М.: Академия, 2014. 148 с.

  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: «Союз», 1999. 259 с.

  3. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. М.: Наука, 2006. 312 с.

  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. СПб.: «Союз», 1997. 264 с.

  5. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М.: Академия, 2014. 244 с.

  6. Гиппенрейтер Ю.б. Деятельность и внимание / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Сфера, 2011. 203 с.

  7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. М.: Мир, 2002. 496 с.

  8. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М.: Правда, 1951. 217 с.

  9. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 2хх9. 336 с.

  10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник. М.: Просвещение, 2015. 217 с.

  11. Кузин В.С. Психология. Учебник. М.: АГАР, 2009. 304 с.

  12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. II. М.: Педагогика, 2013. 278 с.

  13. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 2011. 267 с.

  14. Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974. №12. С. 24-30.

  15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997. 688 с.

  16. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 2003. 302 с.

  17. Рибо Т. Психология внимания. М.: Педагогика-Пресс, 2006. 284 с.

  18. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // Вестник МГУ. 2003. № 2. С. 51-65.

  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011. 263 с.

  20. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. М.: Весть, 2013. 145 с.

  21. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 76-79.

  22. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2016. 384 с.

  23. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 4-15.