Файл: Социальная защита граждан при временной нетрудоспособности (Сущность и содержание понятия «пособие по временной нетрудоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ КАК ВИД СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

1.1. Сущность и содержание понятия «пособие по временной нетрудоспособности»

1.2. Основные случаи обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности

1.3. Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности

2.2. Характеристика видов «действительной» временной нетрудоспособности

2.3. Характеристика видов «условной» временной нетрудоспособности

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

3.1. Размеры пособий по временной нетрудоспособности

3.2. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, ответственность за правильную выплату пособий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Исключением из этого правила является нормы, установленные в п. 9 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»[49] и в ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ, является норма, установленная в п. 6 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[50].Согласно данной норме выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, производится независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт.

В связи с этим следует отметить, что понятие «средний заработок» определяется в п. 6 ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ[51].

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ. При этом согласно положениям ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия исчисляются по общему правилу исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у других страхователей.

В ч. ч. 2-7 ст. 7 Закона № 255-ФЗ урегулированы отдельные случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности и установлены размеры выплаты застрахованным лицам указанных пособий в зависимости от обстоятельств при наступлении страховых случаев.

Так, одним из частных случаев является ситуация, когда заболевание или травма застрахованных лиц наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этом случае, согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 % от их среднего заработка.


При необходимости осуществления ухода за больным ребенком пособие по временной нетрудоспособности, согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ, выплачивается застрахованному лицу в следующем порядке:1) при лечении ребенка в амбулаторных условиях за первые 10 календарных дней размер пособия по временной нетрудоспособности определяется по общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ, а за последующие дни пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере 50 % от среднего заработка; и 2) при лечении ребенка в стационарных условиях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, определяемом по общему правилу в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с нормами ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ.

Наряду с этим согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 255-ФЗ если застрахованное лицо осуществляет уход за больным членом семьи при его лечении в амбулаторных условиях, за исключением случаев ухода за больным ребенком, упомянутых выше, то размер пособия по временной нетрудоспособности определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с нормами ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ.

Кроме того, в ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ содержится отдельная норма, регулирующая случаи, когда страховой стаж застрахованного лица составляет менее шести месяцев. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Часть 7 ст. 7 Закона № 255-ФЗ определяет порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае простоя на предприятии. Поскольку при определении размера пособия по временной нетрудоспособности важно учитывать средний заработок работника, то в данном случае необходимо руководствоваться положениями ст. 157 ТК РФ, согласно которой время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается.


Следовательно, в соответствии с положениями ч. 7 ст. 7 Закона № 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата. Размер заработной платы в данном случае в зависимости от причин простоя определяется в соответствии с ст. 157 ТК РФ. При этом размер выплачиваемого при простое пособия по временной нетрудоспособности не должен превышать размер пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

3.2. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, ответственность за правильную выплату пособий

В частях 5-7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ законодатель определяет перечни документов и информации, которую застрахованное лицо должно предоставить страхователю либо в территориальный орган страховщика для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет страхователю следующие документы:1) листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;2) справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика – справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие; и 3) документы, подтверждающие страховой стаж. Перечень документов, принимаемых для подтверждения страхового стажа в целях назначения пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

В перечень документов, подтверждающих периоды работы (службы, деятельности), включаемые в трудовой стаж, входят следующие документы: трудовая книжка, как основной документ, подтверждающий периоды трудовой деятельности застрахованного лица; письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством России, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; и договоры между работодателем и работником, зарегистрированные в профсоюзных органах, и документ работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование для подтверждения периодов работы у отдельных граждан по договорам (для домашних работниц, нянь, секретарей). Все документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу ФСС РФ)[52].


Часть 5.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ дополняет перечень документов, предоставляемых застрахованным лицом страхователю (страхователям) для назначения соответствующего социального пособия. В случаях, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, когда застрахованное лицо заключило трудовые договоры с несколькими работодателями, это лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по его выбору представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.

Часть 6 ст. 13 Закона № 255-ФЗ определяет комплект документов, предоставляемых застрахованным лицом для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком по месту выплаты данного пособия.

Части 7-7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ устанавливают особенности предоставления документов для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если застрахованное лицо осуществляет трудовую деятельность у нескольких работодателей-страхователей.

Закон указывает на возможность наступления юридической ответственности для физических и юридических лиц за недостоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья имеет обобщенный характер и отсылает правоприменителя к иным федеральным законам, содержащим конкретные нормы о видах и мерах такой юридической ответственности[53].

Применительно к положениям ч. 1 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ к лицам, виновным в указанных в ней нарушениях, можно применить различные виды юридической ответственности в зависимости от наличия в их действиях (или бездействии) соответствующих составов правонарушений или преступлений.

Рассматривая состав правонарушения, указанный в ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ, нужно отметить, что объектом данного правонарушения будут выступать общественные отношения, возникающие в связи с назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Субъектами данного правонарушения могут являться физические и (или) юридические лица, которые уполномочены исполнять обязанность по предоставлению застрахованным лицам соответствующих сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним можно применить, например, нормы об ответственности: за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета; за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов; за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.


Привлекать к административной ответственности физических или юридических лиц – работодателей за предоставление застрахованному лицу недостоверных сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий в соответствии со ст. 5.39 и ст. 15.33Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[54](далее – КоАП РФ), за исключением индивидуальных предпринимателей, не представляется возможным, так как субъектом административной ответственности по данной статье являются только должностные лица. Физические лица не являются должностными лицами, а юридические лица - ненадлежащие субъекты, следовательно, применять к ним санкции ст. 5.39 КоАП РФ неправомерно. В данном случае исключение составляют лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, которые согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, при совершении физическими лицами правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ, представляется наиболее возможным привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 192 ТК РФ, если в их действиях не содержится состава преступления. Так, согласно нормам указанной статьи за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Вместе с тем меры уголовной ответственности могут быть применены только к государственным служащим или муниципальным служащим, если они внесли в официальные документы заведомо ложные сведения, внесли в указанные документы исправления, искажающие их действительное содержание, и если эти деяния были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности виновных лиц. В ч. 2 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ содержится прямое указание на возможность возмещения причиненного ущерба страховщику в случае предоставления ему виновными лицами недостоверных сведений, если это повлекло за собой выплату излишних сумм пособий. Страховщик вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В качестве примера судебной практики можно привести Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2014 г. № 07АП-9688/2014 по делу № А45-8083/2014 о взыскании суммы излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[55]. Материалами дела был подтвержден и ответчиком не оспаривался факт предоставления в ГУ «Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» недостоверных сведений о количестве дней в расчетном периоде, предоставленных посредством электронной почты, что повлекло излишнюю выплату пособия по социальному страхованию. Принимая во внимание изложенное, суд правомерно удовлетворил исковые требования, т.к. заявленная сумма по смыслу ч. 2 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ фактически представляет собой сумму убытков, понесенных истцом.