Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты деятельности Банка России в предоставлении кредитов коммерческим банкам
1.1. Правовой статус Банка России
1.2. Взаимоотношения коммерческих банков с Банком России
1.3. Виды и назначение кредитов Банка России
2.2. Анализ и структура кредитного портфеля Банка России
2.3. Перспективы развития операций кредитования Банка России
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
Колледж
Кафедра прикладной экономики
Курсовая работа
по дисциплине: Организация кредитной работы
на тему: Кредиты банка России коммерческим банкам
Выполнил(а): Соктоева М. А.
№17210
Научный руководитель: Батуева О. Б.
Улан-Удэ
2023
Содержание
1. Теоретические аспекты деятельности Банка России в предоставлении кредитов коммерческим банкам 5
1.1. Правовой статус Банка России 5
1.2. Взаимоотношения коммерческих банков с Банком России 8
1.3. Виды и назначение кредитов Банка России 11
Глава 2. Анализ кредитного портфеля Банка России 13
2.1. Объемы операций кредитования Банка России 13
2.2. Анализ и структура кредитного портфеля Банка России 15
2.3. Перспективы развития операций кредитования Банка России 17
Заключение 23
Список использованных источников 26
Введение
Актуальность работы. В современной российской экономике, обеспечение устойчивого роста экономики является одним из приоритетов развития страны. Этому способствует эффективное функционировании кредитного рынка, который выступает инструментом внутри- и межотраслевого перелива капиталов.
Для нас важно то, что Банк России играет важную роль в процессе рефинансирования кредитных организаций Российской Федерации. Сложный российский кредитно-финансовый рынок, переживающий процесс институционального формирования с высокими рисками и асимметричной информацией о рынке, не может полностью стимулировать производство или продажу инвестиционных кредитов инвестиционной направленности из за отсутствия долгосрочных банковских ресурсов.
Какой именно банк предоставляет ликвидность коммерческим банкам в критической ситуации? Эта ситуация может быть названа кризисом ликвидности и банковскими паниками, при которых у кредитных организаций возникает острая потребность в ликвидности для удовлетворения массовых требований клиентов.
В связи с особенностями деятельности кредитных организаций потребность в кредиторе последней инстанции у них связана с тем, что из-за специфики их деятельности на их балансах находится значительный объем пассивов «до востребования», которые клиенты начинают массово изъять в кризисные периоды.
В роли кредитора последней инстанции выступает именно центральный банк, так как он имеет почти неограниченную способность предоставлять ликвидность коммерческим банкам, особенно во время экономического кризиса.
Объектом исследования в данной курсовой работе становится кредит Банка России. Предметом исследования выступают кредитные отношения между Банком России и коммерческими банками.
Цель работы – изучить кредиты Банка России коммерческим банкам.
Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:
- рассмотреть правовой статус Банка России;
- изучить взаимоотношения коммерческих банков с Банком России;
- охарактеризовать виды и назначение кредитов Банка России;
- рассмотреть объемы операций кредитования Банка России;
- провести анализ и структура кредитного портфеля Банка России;
- изучить перспективы развития операций кредитования Банка России.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные работы российских авторов в сфере банковского дела.
1. Теоретические аспекты деятельности Банка России в предоставлении кредитов коммерческим банкам
1.1. Правовой статус Банка России
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно–правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы [5].
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично–правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России [20].
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах [8].
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно–кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой РФ финансово–хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно–кредитной политики.
1.2. Взаимоотношения коммерческих банков с Банком России
Функции общего регулирования каждого коммерческого банка в рамках единой денежно–кредитной системы возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению [11]:
-
устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка; -
ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; -
научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.
При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекта экономических методов, как:
-
изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ; -
изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам; -
проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой [8].
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.
В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, величины и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незначительными сроками хранения и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна быть выше, чем вкладов с длительными сроками хранения [21].
На величину норм обязательных резервов влияют также уровень развития банковской системы, состояние экономики в целом. Так, в странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длительное время и существенно ниже, чем например, сейчас в Российской Федерации, где идет формирование кредитной системы рыночного типа [18].
Экономические отношения между ЦБ РФ и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять таким банкам ссуду на условиях кредитного договора. Эти меры были призваны ограничить объем кредитных вложений коммерческих банков в народное хозяйство и