Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (Сущность управления персоналом на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Руководители среднего звена – вторая по численности часть руководителей. Этот уровень координирует и контролирует работу низового звена и выполняет в ряде организаций часть функций высшего звена по принятию решений. На этом уровне типичными должностями являются: начальники функциональных служб (отделов) в промышленных и строительных организациях, деканы в институтах, командные должности армейских офицеров (от лейтенанта до полковника). В больших организациях с шестью и более уровнями управления может быть настолько много руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. Если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Типичными должностями руководителей верхнего уровня среднего звена управления являются: главный экономист, главный технолог, главный конструктор, а низшего – начальник планово-экономического отдела, начальник конструкторского отдела. В целом руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят необходимую информацию для принятия решений руководителями высшего звена, затем трансформируют эти решения в удобную форму для руководителей низового звена. Вместе с тем в некоторых организациях на руководителей среднего звена – главных специалистов, возложена большая ответственность, что делает их работу похожей на работу руководителей высшего звена.
Руководители высшего звена – самая малочисленная (элитная) часть руководителей. Этот уровень отвечает за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичными должностями руководителей высшего звена управления являются: председатель совета директоров, генеральный директор организации и его заместители. В среде государственных деятелей – это министры, а в армии – генералы. Личность руководителя высшего звена управления накладывает отпечаток на облик организации. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием, напряженным темпом работы, наиболее тесными связями с внешней средой.
Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется. В этот период работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, в то же время они пребывали в полной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя же требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.
С ростом образования и культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителей появилась новая роль – отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально-психологический климат, разрешающего межличностные конфликты, поддерживающего своих починенных на работе, а порой в повседневной жизни.
Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем. При таких обстоятельствах вновь меняется его роль –становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими пользоваться недопустимо, а их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.
Современный менеджер-организатор выступает в нескольких ипостасях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или «ноу-хау».
В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
В научной литературе по руководству персоналом выделяют разное количество социальных ролей менеджера. Американский ученый В. Ансофф указывает четыре основных роли руководителя:
1. Роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее.
4) Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.
Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей менеджера дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы»:
1) «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
2) «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
3) «организатор» - координация работы сотрудников;
4) «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
5) «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
6) «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7) «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
8) «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
9) «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
10) «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, современный руководитель выполняет в рамках своей повседневной деятельности 10 основных ролей: межличностные (символ власти; лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в командеуправленцев); информационные («нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир); решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий ее деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и «посредник»).
5.Кейс. Решение проблемы
В данной ситуации могут возникнуть плохие межличностные отношения между сотрудниками.
Необходимо распределить равномерно обязанности между сотрудниками, чтобы загруженность была равномерной. Так можно избежать плохих отношений между сотрудниками и повысить эффективность работы.
Разобрать «неразбериху».
Обеспечить обучение сотрудников для повышения квалификации.
Заключение
В ходе курсовой работы были проведены исследования теоретических аспектов управления персоналом, выявлена психология управления персоналом.
Умение управлять – важнейшее качество офицера любого звена управления.
Знание основ управленческой деятельности необходимое условие успешной службы офицера.
Основным вопросами, психологии управления на мой взгляд являются:
- управленческие отношения
- управленческое общение;
- проведение психологической диагностики;
- управление производственными конфликтами и стрессами;
- культура управления.
На плечи менеджера по персоналу возлагается, очень трудная задача управления. Экономические процессы можно планировать и отчасти предвидеть - это входит в должностные обязанности менеджеров по сбыту, развитию и маркетингу. Можно управлять транспортными потоками - этим занимаются логистики. Однако управление людьми, теми самыми людьми, на которых держится любая успешная организация - задача совершенно иного порядка. Эффективному менеджеру по персоналу необходимо сочетать математическое искусство управления с качествами профессионального психолога.
Список литературы
1.Курс на успех / Дж. Максвелл.- Минск, 2010.
2.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д, 2016.
3.Интернет-портал: https://studfiles.net/preview/2997713/-
4.Интернет-библиотека: https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.Справочник для экономистов: http://www.catback.ru/articles/theory/manage/management.htm
6.Интернет конспекты: http://www.e-reading.club/bookreader.php/97486/Mihaleva_-_Menedzhment__konspekt_lekciii.html
7.Интернет-портал: http://el-job.ru/stati/o-dolzhnostyakh-i-professiyakh/osnovnye-zadachi-i-funktsii-menedzhera-po-personalu-
-
http://wiki.com Интернет-Библиотека ↑
-
http://wiki.com Интернет-Библиотека ↑
-
Интернет-ресурс: https://romankalugin.com/genrimincberg-effektivno-kratkaya-versiya Управляй Эффективно. ↑