Файл: Пивнева Татьяна Владимировна, учитель биологии Тальменка, 2023 год Пояснительная записка Нормативная база Федеральный закон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальный орган управления образованием отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №3» Тальменского района Алтайского края


Рассмотрено:

На Педагогическом Совете Школы

Протокол №3

от 18 апреля 2023 года

Утверждаю:

И.о. директора

Пивнева Т.В.

Приказ 37/1-од

от 18 апреля 2023 года

Рабочая программа


«Занимательная биология» для учащихся 5 класса (11-12 лет)

срок реализации 1 год



на 2023-2024 учебный год

Составитель:


Пивнева Татьяна Владимировна, учитель биологии

Тальменка, 2023 год


Пояснительная записка

Нормативная база


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.04.2020).

  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) URL: //https://login.consultant.ru link ?req=doc&base=LAW- &n=319308&demo=1 (дата обращения: 10.04.2021).

  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.02.2021)

«Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» — URL: http: //www.consultant.ru document cons_doc_LAW_286474 (дата обращения: 10.04.2021).

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. 544н, с изменениями, внесенными приказом Министерства труда исоцзащиты РФ от 25 декабря 2014г. № 1115н и от 5 августа 2016г. № 422н) — URL: // http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.04.2021).

  2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy- informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr- professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48583 (дата обращения: 10.04.2021).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (ред.21.12.2020) — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.04.2021).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413) (ред.11.12.2020) URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.04.2021).

  3. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. N Р-4) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата обращения: 10.043.2021).

Направленность Программы


Реализация данной программы естественно-научной направленности обеспечивается на базе центра «Точка роста». Программа разработана в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность


Рабочая программа позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы,структуру и содержание при организации обучения биологии в 5 классах, выстроенном на базе используемого учебно-методического комплекса (УМК Пасечника В.В.).

Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации данной рабочей программы позволяет создать условия:

  • для расширения содержания школьного биологического образования;

  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.

Применяя цифровые лаборатории на занятиях, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе 5-6 класса основной школы.

Биологиярастений:

Дыхание листьев. Дыхание корней. Поглощение воды корнями растений. Корневое
давление. Испарение воды растениями. Фотосинтез. Дыхание семян. Условия прорастания семян. Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Зоология:

Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на внешние раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб по влажным препаратам. Изучение строения птиц. Изучение строения млекопитающих по влажным препаратам. Водные животные. Теплокровные и холоднокровные животные

Человекиегоздоровье:

Изучение кровообращения. Реакция ССС на дозированную нагрузку. Зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Газообмен в лёгких. Механизм лёгочного дыхания. Реакция ДС на физическую нагрузку. Жизненная ёмкость легких. Выделительная, дыхательная и терморегуляторная функция кожи. Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Приспособленность организмов к среде обитания.

Общаябиология:

Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2. Влияние рН среды на активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов ксреде обитания (на конкретных примерах).

Цель и задачи Программы


Цель рабочей программы – повышение познавательной активности обучающихся в естественно-научной области по направлению деятельности Центра образования «Точка Роста»

Задачи:

- вовлечение учащихся в проектную деятельность;

- расширение содержания школьного биологического
образования;

  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  • развитие личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • работа с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.



Возраст детей, участвующих в ее реализации рабочей программы - 10-12 лет. Сроки реализации 1 год.


Формы и режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность 40 минут.

Формы занятий: конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, экскурсия, домашняя самостоятельная работа, мастерская, проектное занятие.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Планируемые результаты обучения по курсу «Занимательная биология» 5 класс.

Предметныерезультаты:

  1. формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

  2. умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;

  3. владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяс нения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

  4. понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;

  5. умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;

  6. умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчёты, делать выводы на основании полученных результатов;

  7. умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;

  8. понимание вклада российских и зарубежных учёных в развитие биологических