Файл: Программа профилактики компьютерной зависимости Жизнь в реальном мире Автор составитель педагог психолог первой категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №26 им.А.С.Пушкина»
Программа профилактики компьютерной зависимости
«Жизнь в реальном мире»
Автор составитель:
педагог психолог первой категории,
Евстафьева Светлана Владимировна
Актуальность программы
Технический прогресс, безусловно, привнёс в нашу жизнь множество положительных изменений и облегчил условия быта, ведь сейчас можно постирать одежду и приготовить пищу с помощью нескольких нажатий кнопок бытовых приборов, а для поиска нужной информации больше не нужно идти в библиотеку – достаточно ввести соответствующий запрос в одной из поисковых систем. Да и досуг современного человека куда более разнообразен, чем даже лет 50 назад: всегда можно себя занять компьютерными играми, чтением интересных статей или новостей в социальных сетях, просмотром фильмов в режиме онлайн…
Однако вместе с многими преимуществами и возможностями, что дал нам технический прогресс, нельзя забывать и об обратной стороне медали. Мобильные телефоны стали одной из проблем современной школы. Мелодии, звучащие на уроках, и посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им; кражи телефонов провоцируют конфликты в школе и жалобы родителей; излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.
Компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. «Компьютерная зависимость» определяется, как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.
Наиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются в реалистичную игру, что им там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни.
Подростка, прежде всего, привлекает наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого, возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.
Излишнее же увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.
Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Особенно подвержены психической зависимости от компьютера подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие долгое время за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти.
В соответствии с перечисленными выше проблемами и опасностями возникает необходимость создания программы по профилактики компьютерной зависимости.
В соответствии с установкой ВОЗ выделяются направления профилактики: первичная, вторичная. Под первичной профилактикой подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового человека. Под вторичной профилактикой следует понимать мероприятия по более раннему выявлению уже начавшегося заболевания, его лечения с тем, чтобы прервать патологический процесс на начальных стадиях, не допустить острых форм болезни, не допустить перехода в хроническое рецидивное состояние. Исходя из этого, первичная профилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности. Если первичная профилактика осуществляется различными специалистами, то достигается наиболее полный результат. Поскольку вторичная профилактика осуществляются при наличии ущерба, уже нанесённого болезнью, ее конечный результат может быть менее полным, чем при первичной профилактике.
Первичная профилактика компьютерной и игровой зависимости - это комплекс профилактических и воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющий предупредить угрозы формирование зависимости среди несовершеннолетних.
Стратегия первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних предусматривает последовательность специальных профилактических мероприятий, которые способны обеспечить необходимую психологическую поддержку ребёнку. Они направлены на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием здорового образа жизни, действенной установки на грамотное и ответственное умение пользоваться мультимедийными средствами, а также на ресурсы семьи. Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев развития компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних, определяют необходимое стратегическое направление первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости.
Наиболее адекватной, на наш взгляд, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении развития компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних абсолютно нереально. Следует уточнить, что традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентуация на отрицательных последствиях компьютерной и игровой зависимости не обеспечивают достижения поставленных целей. Проблема предупреждения данного вида зависимости только на основе негативно
ориентированной профилактики не может быть решена, т.к. не устраняет причины, порождающие психологическую и личностную деградацию, и побуждает детей и подростков вновь и вновь возвращаться в мир виртуального общения, избегая реального.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения.
Выявление возможных рисков и ведущих факторов в формировании компьютерной и игровой зависимости имеет актуальное значение для внедрения программы по первичной профилактике компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних в профилактическую работу ОУ. Сама первичная профилактика должна опираться в своей основе на долгосрочную социально значимую политику, направленную на формирование в обществе соответствующего отношения к проблеме возникновения нехимических зависимостей и аддиктивного поведения среди несовершеннолетних.
Цель программы: Предупредить формирование зависимого (от игры и компьютера) поведения среди подростков и молодежи 12–14 лет путем пропаганды здорового образа жизни, формирования «антизависимых» установок, изменения ценностного отношения несовершеннолетних к данной проблеме и формирования личной ответственности за своѐ поведение.
Задачи:
-
Проведение диагностики по выявлению предрасположенности к компьютерной зависимости. -
Предоставление информации несовершеннолетним и их ближайшему социальному окружению о негативных последствиях игровой зависимости. -
Формирование «антизависимых» установок в среде несовершеннолетних, призывающим к пропаганде здорового образа жизни среди всех участников программы -
Создать условия для отработки участниками занятий коммуникативных навыков, новых форм общения и поведения. -
Сформировать навыки и установки, необходимые для противостояния психической зависимости. -
Развитие психологических навыков необходимых для формирования личной ответственности за своѐ поведение. -
Поддержать развитие позитивной самооценки. -
Сформировать у обучающихся адекватное отношение к компьютеру.
Теоретико-методологической основой программы явились:
-
Фундаментальные психолого-педагогические исследования проблем общегои профессионального образования (Г.А. Бордовский, Л.Н. Бережнова, А.Е. Войскуновский, Л.С. Выготский, А.А. Залевская, В.А. Козырев, Г.А. Корчагина, А.Ю. Круглов, А.А. Леонтьев, Е.И. Машбиц, Е.М. Нестеров, М.С. Пак, Г.Н. Пономарёв, Н.Ф. Радионова, Н.Ф.Талызина, А.П. Тряпицина, Ю.Г.Фокин, Ш.З. Хуббиев и др.); -
Теоретические работы в области информационно-педагогических технологий (И.М.Ибрагимов, Т.Н. Носкова, Е.С. Полат, В.П.Соломин, В.А. Смирнов, И.А.Румянцев, A. Bork, C.J. Dede, W.J. Homan, Robert L. Hohn и др.); -
Основополагающие научные разработки в области подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (Н.П. Абаскалова, Т.А. Беспамятных, В.М. Губанов, Б.П. Ивченко, Э.М. Киселева, Л.А. Михайлов, Б.И. Мишбин, О.Н.Русак, В.П. Соломин, А.В. Старостенко, О.В. Шатровой, В.А. Шейченко, А.Г. Щуров и др.); -
Исследования в области информационных технологий и их применение вучебном процессе (В.И. Богословский, А.А. Васильев, Е.З. Власова, В.А.Извозчиков, А.Ю. Круглов, В.В. Лаптев, Б.Н. Наумов, Е.Д. Патаркин, О.Н.Шилова и др.) -
Общетеоретические разработки и практические приложения в области
информационной безопасности (Т.М. Аскеров, СВ. Литвиненко, К.И.Курбаков, В.Б. Байбурин, М.Б. Бровкова, М.А. Вус, Е. Касперский, А.П. Леонов, СВ. Литвиненко, В.И. Ярочкин и др.)
Работа по данной программе осуществляется в 5 направлений:
-
Диагностическое направление, которое включает в себя проведение диагностики по выявлению предрасположенности к компьютерной зависимости, наличие данной аддикции и индивидуально-личностных особенностей. Так же повторная диагностик проводится в конце реализации программы. -
Методическое направление, которое включает в себя: подготовку методических материалов для проведения социально–психологической диагностики в рамках программы, обработку результатов социально – психологической диагностики, их анализ и оформление банка данных (выводы и рекомендации), подготовку материалов для выступлений на педагогических советах, совещаниях, МО классных руководителей, родительских собраниях, создание банка данных обучающихся «группы риска» -
Развивающее направление программы предполагает серию классных часов, направленных на преодоление компьютерной зависимости, которые проходят на протяжение третей четверти (по запросу классного руководителя). Сюда входят различные упражнения, групповые дискуссии, рефлексия. -
Просветительское направление подразумевает оформление тематических стендов «Компьютер: за и против», «Правила защиты от негативного влияния компьютера», тематическое выступление на родительских собраниях «Ребенок и компьютер: друг или враг». -
Консультативное направление, которое состоит из индивидуальных или групповых консультаций родителей, педагогов, обучающихся по оказание помощи в разрешении трудностей, связанных с зависимого от компьютера, разрешение представлений по вопросам зависимости.