Файл: Право потребителей на информацию о товаре на примере непродовольственных товаров – шампунь (Виды, формы и средства товарной информации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОДНОРОДНОЙ ГРУППЫ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
2.1 Характеристика образцов шампуней для волос
2.2 Изучение товарной информации образцов шампуней для волос
2.3 Исследование и анализ содержания маркировки образцов шампуней для волос
ВВЕДЕНИЕ
Ассортимент косметических товаров количественно не уступает каким-либо другим. Косметические товары - это различные средства, предназначенные для очищения, придания приятного внешнего вида, либо аромата, для ухода за различными частями человеческого тела. Такая товарная группа как косметические товары играет важную роль в жизни всех современных, ныне живущих людей.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена, прежде всего тем, что рынок насыщен огромным количеством товаров, вследствие чего современному производителю очень важно выпускать продукцию, соответствующую нормативной документации, чтобы увеличить надежность своего производства и, тем самым, привлечь потребителей. При правильном выборе производителем маркировки, которая является одним из основных средств товарной политики предприятия, спрос потребителя будет удовлетворяться, и предприятие будет развиваться.
Цель курсовой работы является изучение товарной информации и оценке ее соответствия нормативно-правовой норме, на примере шампуня.
Задачи, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели:
- рассмотреть теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях;
- определить виды, формы и средства товарной информации;
- определить нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах;
- рассмотреть классификацию, виды и структуру маркировки непродовольственных товаров;
- провести оценку товарной информации однородной группы непродовольственных товаров;
- дать характеристику исследуемых образцов;
- изучить товарную информацию образцов непродовольственных товаров;
- провести исследование и анализ содержания маркировки образцов непродовольственных товаров.
Предметом и объектом исследования товарной информации непродовольственных товаров является шампунь.
В данной курсовой работе использованы сравнительный, аналитический, органолептический методы
Информационную основу составили работы зарубежных и российских специалистов в области товароведения, маркировки товаров, оценки процесса маркировки различных категорий товаров, представленные в научных статьях, ведущих периодических изданиях по вопросам товароведения и других.
Активно использовались аналитические публикации, включающие обзоры типов и видов маркировок для различных категорий товаров, распространяемые в научных публикациях. Помимо этого, привлекались ресурсы Интернет.
Научной основой выполнения исследования являются: законодательные акты и нормативные документы, отечественные и зарубежные литературные источники, публикации в специализированных периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет, а также статистические данные и внутренние документы государственных органов, частных компаний; результаты собственных исследований автора.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
Товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности. Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация - основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.[1]
Коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.[2]
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России). К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для ее восприятия необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных.) либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей.
Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации.[3]
Штриховая информация - информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
Товарная информация должна позволять потребителю получать беспрепятственно всю информацию о товаре и иметь различные характеристики, наличие которых позволяет потребителю сообщить покупателю максимальную информацию о товаре. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую. Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах
В процессе взаимодействия потребителей с продавцами, изготовителями, исполнителями, владельцами агрегаторов информации о товарах нередко возникают конфликтные ситуации. Потребитель не всегда знает о своих правах и, как следствие, не имеет четкого представления об алгоритме их защиты.
Несомненно, важный этап защиты прав потребителей – профилактика нарушений. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» предусматривает за потребителем широкий спектр прав, а за продавцом (изготовителем, исполнителем) перечень обязанностей, направленных на предупреждение нарушений. К числу механизмов предупреждающих нарушение прав можно отнести права потребителя на качество и безопасность товара, право на информацию о товаре (работе, услуге), право на безопасность товара, а также право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), предусмотренную для изготовителя ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, за вред, причиненный вследствие недостатков товара. [4]
Если потребитель все же купил товар с недостатками, или получил услугу, выполненную ненадлежащим образом, существует общий алгоритм защиты потребительских прав.
Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара.[5]
Так же ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет порядок возврата товара.
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.[6]
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».[7]
В заключении можно сделать вывод о том, что основной закон, регламентирующий права потребителей на информацию о товарах, является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Который определяет порядок и срок возврата товара. Существующая законодательная база позволяет потребителю получать информацию в том объеме, в котором это необходимо.
1.3 Классификация, виды и структура маркировки непродовольственных товаров
Информация на товаре классифицируется по признакам (рисунок 1). Рассмотрим эти признаки подробнее для каждой категории товаров. Этикетки предоставляют полезную информацию для информирования и защиты потребителей. Маркировка помогает гарантировать, что потребители получают необходимую им информацию в понятном им виде.[8]
Рисунок 1 – Информационные знаки в маркировке
Опишем процедуру маркировки товаров, при котором учитываются все его признаки и товарную информацию.