Файл: Курсовая работа развитие пространственной ориентировки дошкольников.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Гуманитарный институт
Кафедра общей психологии и психологии труда
Курсовая работа
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнила:
студентка 1 курса ФП22П2ПА-Б# группы заочной формы обучения Ю.В. Романова
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент
Э.В. Лихачева
Москва
2023
С одержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования пространственной ориентации в дошкольном возрасте 4
1.1. Особенности формирования пространственных представлений в дошкольном возрасте 4
1.2 Применение дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников пространственным ориентировкам 12
Глава 2. Использование дидактических игр в освоении пространственных ориентировок в старшем дошкольном возрасте (анализ практического опыта) 15
2.1 Исследование качества усвоения детьми способов пространственной ориентировки в старшей группе 15
2.2 Дидактические игры и упражнения по разделу «ориентировка в пространстве» 21
Заключение 23
Список использованных источников 26
Введение
Ориентировка в пространстве человеком используется каждый день на протяжении всей жизни при движении. Данное умение начинает формироваться еще в дошкольном детстве, однако, при ориентировании ребенок опирается скорее на эмоционально-чувственные ощущения, чем на расположение предметов в пространстве.
Так, например, ребенок на ранних этапах способен сориентироваться лишь относительно тех объектов, которые находятся в непосредственной близости.
Что касается старшего дошкольного возраста, формирование ориентировки в пространстве имеет важное значение еще и потому, что будущим первоклассникам предстоит ориентироваться на страницах учебников, собственных тетрадей, овладеть письмом и так далее.
Вся эта работа становится невозможной без достаточно развитой ориентировки в пространстве. В старшем дошкольном возрасте необходимо обращать особое внимание на развитие ориентировки детей на обычном листе бумаги.
Развитие ориентировки в пространстве у детей – процесс весьма длительный, сложный и главное последовательный. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности, на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Также пространственные представления у детей развиваются во время режимных процессов.
Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Объект исследования - формирование пространственных представлений у детей.
Предмет исследования - процесс формирования пространственных представлений у детей.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Рассмотреть основные аспекты понятия пространственная ориентация. -
Выявить особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников. -
Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования пространственной ориентации в дошкольном возрасте
1.1. Особенности формирования пространственных представлений в дошкольном возрасте
Пространство – это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания объективная реальность.
Восприятие пространства включает расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.
В данном параграфе вначале остановимся на научной трактовке понятия «пространственной ориентации» и основах восприятия окружающего пространства человеком, изложенной в трудах ученых.
Основу ориентировки составляют ощущения и восприятия. В восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные и двигательные. И.М. Сеченов и И.П. Павлов указывали на значение двигательного анализатора в осуществлении пространственной ориентировки. Двигательный акт всегда связан с анализом окружающего пространства. Он является результатом сложного взаимодействия внешних и внутренних анализаторов. У детей развитие пространственных представлений связано с участием кинестезии в сложной системе условно-рефлекторных связей. Но человек – существо по преимуществу оптическое – ориентируется в пространстве, главным образом, на основе зрительных данных; восприятие пространства является у него по преимуществу функцией зрения. [6, с.192]
Однако восприятие пространства, т.е. положения предметов в пространстве, его величины, контура, рельефа, так же, как его покоя и движения, совершается обычно движущимся глазом, и мышечное чувство в сочетании с собственно зрительными ощущениями играет в деятельности самого глаза существенную роль. Благодаря этому глаз может наподобие руки «ощупывать» предмет. Он функционирует в качестве измерительного прибора. И.М. Сеченов писал, что пространственное видение есть видение измерительное с самого начала своего развития. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения. Они помогают внести расчлененность и оформленность в восприятие информации, то чего восприятие неподвижного глаза не могло бы достичь. [5, с.256]
И.М. Сеченов последовательно развил эту мысль применительно ко всем сторонам пространственного восприятия. Так, восприятие движущегося предмета совершается глазом, поскольку он имеет возможность следить за движущимся предметом и участвовать в его движении. При восприятии неподвижного предмета, когда человек воспринимает расположение предметов на плоскости и в пространстве, глаза, как выражается И.М. Сеченов, «вымеривает углы», под которыми расположены предметы. Измерения эти производятся «не градусами, а чувством, связанным с передвижением глаз».
Ощущение человеком пространства, представление о нем позволяет ему ориентироваться в окружающей природе. Человек не мог бы биологически приспособиться, если бы его ощущения не давали ему объективно правильного представления о ней.
Объективность существования пространства подтверждается мнением И.М. Сеченова и И.П. Павлова о том, что человек не рождается с готовой способностью ориентироваться в нем. [6, с.193]
Существенно ориентация в пространстве может, как считает Ф.Н. Шемякин, осуществляется двумя способами. Пользуясь одним из них, человек мысленно прослеживает пройденный или предполагаемый путь, связывающий данные точки пространства, и определяет свое положение по отношению к отправной точке своего пути. Второй способ заключается в одновременном представлении всех пространственных отношений данной местности. [1, с.193]
Обычно мы пользуемся как одним, так и другим способами в зависимости от ситуации. Однако в этом отношении наблюдается более или менее ярко выраженные индивидуальные различия: у одних людей часто преобладает первый, у других – второй способ ориентации в пространстве. Первый способ является генетически более ранним и служит предпосылкой для развития второго.
В тех случаях, когда почему – либо получается противоречие между восприятием данной местности и представлением о ней, возникают иллюзии ориентации. Они обычно состоят в том, что мысленный план оказывается повернутым на 180°. При первом способе ориентации иллюзии возникают вследствие незамеченного поворота (например, при выходе из метро), при втором способе – вследствие неверного отнесения положения данных, воспринимаемых субъектом пунктов местности к одному из четырех основных компасных направлений.
Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мыслительные компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении.
Как можно видеть, при восприятии пространства главными являются зрительные и двигательные восприятия, а дополнительными – осязательные, слуховые, обонятельные.
Проблему восприятия пространства детьми раннего и дошкольного возраста исследовали П.Ф. Лесгафт, М.Ю. Кистяковская, Б.Г. Ананьев, Т.А. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова и др. В частности, П.Ф. Лесгафт и М.Ю..Кистяковская изучали особенности зрительной ориентировки в пространстве на основе двигательных ощущений. Б.Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано научное утверждение о том, что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возрасте учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта. [6, с.194]
В исследовании Т.А. Мусейибовой разработана методика обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от любого предмета, на основе словесных указаний. [6, с.194]
Степаненкова Э.Я. исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных прогулок. [4, с.79]
Таким образом, познание окружающего мира, как доказали многие ученые, сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные представления и восприятия – емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.
Далее остановимся на трактовке психологических основ восприятия пространства дошкольниками.
Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различия возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предметов.
В учебных пособиях по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников А.М. Леушиной говорится, что в понятие «пространственная ориентация» входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
А) определение «точки стояния», т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я стою слева от окна, справа от двери, перед шкафом, сзади телевизора»;
Б) местоположение окружающих объектов относительно человека, который ориентируется в пространстве, например: «Веранда – впереди, гараж – сзади, забор – справа, дом – слева от меня»;
В) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга: например, перед куклой стоит машина, сзади – матрешка, слева – елочка, справа – пирамидка. [3, с.124]
При передвижении, указывает А.М. Леушина, пространственная ориентация необходима. Ориентировка эта требует всегда решения трех задач:
-
Постановка цели; -
Выбор маршрута движения (выбор направления); -
Сохранение направления и достижение цели. [3, с. 125]
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой – либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе, так называемой, чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад; вверх – вниз; направо – налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток. Учеными установлено, что освоение каждой следующей системой отсчета базируется на прочном знании предшествующей.
Различаемые направления дети соотносят прежде всего с определенными частями собственного тела: вверху – голова, внизу – ноги, впереди – живот; сзади – спина, направо – правая рука, налево – левая рука и т.д. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении детьми пространственными направлениями. Таким образом, период дошкольного детства – это освоение словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.