Файл: Курсовая работа развитие пространственной ориентировки дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список использованных источников


  1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9.

  2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.; Просвещение,1974

  3. Мазепина Т.Б., Развитие пространственно – временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах /Серия «Мир вашего реенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2012

  4. Мусейибова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. //Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2006.

  6. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. Пособие

  7. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta

  8. http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/133368/2.html

  9. http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMATP_MAT2014D12.pd

  10. http://sgma.alpha-design.ru/MMORPH/N-12 html/maksimovich/maksimovich.htm

  11. http://www.sspi.ru/dir/_nau/ped_psih/4.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактические игры на ориентировку в пространстве для старшей группы

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками.

«Путешествие по комнате»

Цель: учить описывать пространственное расположение предметов в знакомой обстановке (в групповой комнате)

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Воспитатель начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол, он стоит в центре комнаты» - начал он. «А что это стоит рядом, справа от стола?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать
Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

«Выполни команду»

Цель: закрепить умение менять направление во время движения.

Содержание: Буратино или стойкий оловянный солдатик «с помощью ведущего» дает детям разные задания. «Дойди до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание, если оно успешно выполнено, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий не должно быть больше 2-х. Затем количество заданий по изменению направления увеличиваем. Например, «Пройди вперед пят шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, или до конца, отступи влево один шаг».

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить, в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

«Найди парную картинку»

Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

Содержание. Назначают ведущего. Он берет одну из карточек на столе у педагога и, не показывая, описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка, поднимает руку. Выигравшим считается тот ребенок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз.

Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.

«Магазин»

Цель: развивать наблюдательность и внимание

Содержание: У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамид? Справа от пирамид, слева от кувшина, справа от кувшина, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?



«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Содержание. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов.

Содержание. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на  большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д. В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому так же помогают дидактические игры.