Файл: Курсовая работа развитие пространственной ориентировки дошкольников.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большинство детей в целом справились с заданиями и показали следующие уровни освоения ориентировкой «на себе»:
-
Высокий уровень – 4 (20%) -
Средний уровень – 12 (57%) -
Низкий уровень – 5 (23%)
2. Методика «Что находится вокруг меня?». Ориентировка «От себя».
Ориентировка «от себя» в старшей группе должна быть достаточно хорошо освоена детьми. В ходе исследования мы предлагали детям рассказать о том, какие предметы расположены впереди, сзади, справа, слева от них. Сначала располагали предметы на расстоянии 2 – 3 метров. После определения расположения предметов, поворачивали ребенка на 90° и 180° и предлагали опять определить с какой стороны от них тот или иной предмет. Также в рамках данной диагностической методики предлагали детям встать вокруг ребенка, который ориентируется и он рассказывал, кто с какой стороны от него стоит. Затем предлагали детям рассказать о том, какие объекты расположены вокруг них, но при этом усложняли задание: отодвигали предметы на 6 -7 метров от того, кто ориентируется, а потом поместили дополнительно ещё четыре предмета, которые расположились по промежуточным направлениям.
Большинство детей в целом справились с заданиями первоначального уровня сложности. А вот задания, которые включали далеко расположенные объекты, а также промежуточные пространственные направления не всеми детьми были выполнены правильно.
Итак, дети продемонстрировали следующие уровни освоения ориентировкой «от себя»:
-
Высокий уровень – 2 (10%) -
Средний уровень – 13 (62%) -
Низкий уровень – 6 (28%)
3. Методика «Расположение предметов на рисунке». Ориентировка «от себя и от предметов».
Мы подобрали картинки связанные единым сюжетом и предлагали детям ответить на вопросы, касающиеся пространственного расположения изображенных объектов. Дети рассказывали где стоит дом (справа), с какой стороны растет дерево (слева), где светит солнышко (сверху), где растут цветы в клумбе (перед домом), в какую сторону бежит мальчик (влево, к дереву), куда дует ветер? Как вы это определили? Мы использовали несколько наборов картинок. Сначала с более простым сюжетом и минимумом объектов. Затем детям предлагалось ответить на вопросы по картинкам с более сложным сюжетом и большим количеством объектов.
Большинство детей правильно отвечали на вопросы по картинкам с более простым сюжетом. Задания, на определение пространственного расположения объектов на картинках со сложным сюжетом дети выполняли с некоторыми затруднениями. Дольше думали, прежде чем ответить на вопрос. Некоторые дети путались с правильным употреблением пространственных предлогов и наречий.
Таким образом, дети показали следующие уровни освоения ориентировкой «от себя» (при рассматривании сюжетов на картинках):
-
Высокий уровень – 4 (20%)
-
Средний уровень – 9 (42%) -
Низкий уровень – 8 (38%)
4. Методика «Найди спрятанную игрушку»; «Расскажи, как нужно идти, чтобы дойти до окна (полки с книгами и т.д.)».
Мы предлагали детям найти спрятанную игрушку. Чтобы её найти, необходимо двигаться по заданию. Дети выслушивали название направлений, повторяли, чтобы запомнить и совершали передвижение к объекту. Сначала детям предлагалось для одновременного запоминания 2 направления, затем сразу называлось 4 направления.
Следующие диагностические задания были связаны с выявлением умений детей формулировать в речи названия направлений, которых необходимо придерживаться при движении, чтобы дойти до нужного объекта. Это задание было более сложным, требовало не только умения ориентироваться в окружающем пространстве и знание основных направлений, но и отражение в речи пространственных терминов, правильное контекстное употребление их и грамотное построение предложений.
В итоге мы обнаружили следующие знания и умения по ориентировке в пространстве при передвижении в нем:
-
Высокий уровень – 1 (4%) -
Средний уровень – 10 (48%) -
Низкий уровень – 10 (48%)
Таким образом, нами был проведен анализ качества владения детьми основными способами пространственной ориентировки, предусмотренными программными требованиями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дошкольники имеют представление об основных пространственных направлениях и в целом умеют ориентироваться, используя разные системы отсчета. Лучше всего они ориентируются «на себе», «от себя»; некоторые затруднения дети испытывали при выполнении заданий, связанных с ориентировкой на определение пространственных отношений между предметами, они путали правую и левую сторону объектов, находящихся «лицом» к ним, сложный маршрут передвижения в пространстве также вызывал ошибки при выполнении (особенно, когда педагог называл одновременно 3 – 4 направления передвижения); встречались неточности и при ориентировке на плоскости (в двухмерном пространстве). Но в объеме программы средней группы материал по ориентировке в пространстве детьми старших групп усвоен хорошо.
2.2 Дидактические игры и упражнения по разделу «ориентировка в пространстве»
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Игры несут основную учебную нагрузку в работе по развитию ориентировки в пространстве. Организуя игры вне занятий - закрепляют, углубляют и расширяют пространственные представления детей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для нормального ориентирования и для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры позволяют расширить знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных пространственных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Ориентирование по словесному описанию.
Занятие может проходить с помощью игр: «Сервируем завтрак», «В магазине» и т.п. Например, игра «Помоги маме накрыть на стол»: «поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядку — слева направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку» и т.д.
Формирование пространственных представлений.
Во время прогулки ребенку предлагается найти по вашим указаниям определенное дерево, под которым «зарыт клад»: «пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад» и т.д. Используются так же игры «Найди игрушку», «Куда спрятались дети» и т.д. Можно попросить ребенка определить расположение предметов относительно себя — впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за, - «Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); покажи направление от себя: вперед (впереди), назад (сзади), направо (справа), налево (слева)».
Во время прогулки предложить попробовать определить расстояние до ближайшего дерева, строения и т.д.
Проведя опытно – экспериментальное исследование с целью доказательства гипотезы, мы пришли к выводу: продуманная, целенаправленная педагогическая деятельность, включающая специально подобранные дидактические игры, упражнения на ориентировку в пространстве позволили сформировать у детей прочные осознанные знания о различных системах отсчета и практические умения по ориентировке в пространстве. Дети показали значительно более высокие результаты в конце учебного года. Игровая деятельность позволила сделать процесс обучения интересным, занимательным и увлекательным. Педагоги, участники эксперимента умело использовали различные по содержанию игры и придумывали все новые варианты игр и упражнений в зависимости от достигнутого детьми уровня овладения той или иной пространственной ориентировкой, вводили новое дидактическое оборудование, умело включали самостоятельные игры детей в математическом уголке.
Заключение
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования.Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира.
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
1.Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
2. Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
В качестве основных методических приемов, учеными рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
В процессе проведения опытно – экспериментального исследования нами была разработана система развивающих дидактических, подвижных, творческих игр и упражнений, которые мы использовали в различных режимных моментах в процессе непосредственной образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности воспитателя и детей, а также в самостоятельной деятельности старших дошкольников. Эта система игр была включена в содержание формирующего этапа эксперимента. В результате проведенного исследования, на этапе контрольного и сравнительного этапов эксперимента мы пришли к выводу о том, что гипотеза, обозначенная в начале работы, нашла свое подтверждение. Организуя педагогическую деятельность по математическому развитию старших дошкольников с включением различных видов игр и упражнений, подобранных в соответствии с дидактическими программными задачами, можно добиться высоких результатов по различным направлениям математического развития детей, в том числе грамотному использованию систем отсчета при ориентировке в пространстве и самостоятельному использованию их в различных практических ситуациях (в разных видах деятельности – познавательной, игровой, трудовой, двигательной и других).
Таким образом, пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.