Файл: Курсовая работа развитие пространственной ориентировки дошкольников.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из трех парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной), раньше всех, утверждает Ананьев Б.Г, выделяется верхнее. Вычленение же нижнего направления происходит позднее. Усвоив в основном группы парнопротивоположных направлений, дети раннего возраста еще затрудняются точно различить и назвать конкретные направления внутри каждой пары. Особые трудности для дошкольников представляет различение внутри такой пары как направо – налево. Следовательно, дети лишь постепенно овладевают пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением. [2, с. 117]
В каждой из пар пространственных направлений выделяется сначала одно, например, под, сзади, а на основе сравнения с первыми осознаются и противоположные: над, впереди. Это значит, что в методике обучения необходимо формировать одновременно взаимно – обратные пространственные представления.
Учеными Шорыгиной Т.А., Мазепиной Т. Б установлено, что дошкольники овладевают умением применять освоенную ими систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве следующим образом:
1-этап начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающим объектов с исходной точкой отсчета.
2 этап – характеризуется тем, что у детей появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки.
На первом этапе ребенок прислоняется спиной к предмету и только после этого говорит, что предмет расположен сзади; касается рукой предмета, находящегося сбоку, и лишь затем говорит. С какой стороны от него – с правой или с левой – расположен данный объект. Позднее, передвижение к объекту заменяется поворотом корпуса, затем указательным движением руки в нужном направлении, и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого объекта. Так от практически действенного способа пространственной ориентации дети постепенно переходят к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. [2, с.118]
В восприятии пространственных отношений между предметами детьми дошкольного возраста можно выделить, по мнению Якиманской И.С. три этапа:
На 1-ом этапе окружающие предметы ребенок воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Например, на двух карточках изображены три одинаковых предмета, которые различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые», - говорит ребенок. Он как бы не замечает пространственных отношений в расположении этих предметов, а потому не видит различий между карточками.
2-ой этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета весьма затрудняет ребенка, поэтому, располагая игрушки по прямой или по окружности, ребенок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется стремление ребенка установить контактную близость при расположении предметов рядом.
3-ий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними. [2, с.122]
Таким образом, познание ребенком «схемы» своего тела является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Велика роль двигательного анализатора в развитии у детей пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребенка развивается зрительная оценка пространственного расположения объектов.
1.2 Применение дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников пространственным ориентировкам
Рассмотрев психолого – педагогические основы восприятия пространства детьми дошкольного возраста, изучив научные исследования многих известных методистов в области дошкольного образования, мы соглашаемся с их утверждением о том, что дети до школы способны научиться пользоваться несколькими системами отсчета при ориентировке в трех и двухмерном пространстве. Однако для дошкольников познание пространства является довольно сложным видом деятельности. Они должны научиться пользоваться второй сигнальной системой и в речи отражать пространственные отношения, существующие между окружающими объектами. В результате многолетних исследований ученые выделяют ряд особенностей, присущих дошкольникам при восприятии пространственных отношений (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец):
-
конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела; -
самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, -
потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности; -
относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета; -
дети ориентируются легче в статике, нежели в движении; -
легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка. [6, с.34]
На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы можно выделить группы игр и упражнений, решающих главные дидактические задачи по обучению дошкольников системам отсчета пространственного расположения окружающих объектов, предусмотренных программой, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ДО. (Приложение 1).
-
Дидактические игры и упражнения на ориентировку «на себе», на другом объекте. -
Дидактические игры и упражнения на ориентировку «от себя», от других объектов. -
Дидактические игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. -
Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве при передвижении с закрытыми глазами. -
Дидактические игры и упражнения на определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (без участия ориентирующегося). -
Дидактические игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве (на плоскости), например на листе бумаги, расположенной на столе, на доске. -
Словесные дидактические игры. Эти игры проводятся с целью активизировать в речи детей специальные термины (название пространственных направлений, пространственные предлоги и наречия). Дошкольники учатся самостоятельно подбирать слова, точно отражающие ту или иную реальную ситуацию, знакомую им по личном опыту, формулировать ответ, отражающий взаимное положение между различными объектами в пространстве.
Рассмотрим содержание дидактических игр и упражнений на ориентировку в пространстве для старшей группы.
1 Задача. Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, внизу, вверху, перед, за, между, рядом и т.д.
2 Задача. Учить определять и называть словом пространственное положение одного предмета по отношению к другому.
3 Задача. Закрепить умение двигаться в указанном направлении. Учить детей двигаться в заданном направлении с закрытыми глазами.
4 Задача. Учить детей ориентироваться на плоскости.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе по формированию пространственной ориентировки, является творческое отношение воспитателя к подбору дидактических игр и упражнений в соответствии с программной задачей, а также соотнесение игрового задания с уровнем владения детьми видами пространственной ориентировки. При этом педагог должен варьировать игровые действия и вопросы к детям, применять прием индивидуализации требований к воспитанникам, повторение игр планировать в том же виде, но с заменой дидактического материала или с усложнением игрового задания и игровых действий. Необходимость такой организации образовательного процесса в ДОУ диктуется требованиями ФГОС ДО и призвана реализовать принцип преемственности в содержании программ детского сада и первого класса школы к математической подготовке детей.
Таким образом, планомерная и систематическая организация образовательного процесса в детском саду по формированию у детей правильных пространственных ориентировок посредством использования дидактических игр и упражнений, особенно в старшем дошкольном возрасте, предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем. Умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, обогащают речь ребенка, делают её более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, следственные.
Глава 2. Использование дидактических игр в освоении пространственных ориентировок в старшем дошкольном возрасте (анализ практического опыта)
2.1 Исследование качества усвоения детьми способов пространственной ориентировки в старшей группе
Овладение различными системами отсчета при ориентировке в пространстве предполагает не только приобретение дошкольниками определённых знаний о пространственных направлениях, использование предлогов и наречий при определении и описании пространственных отношений между объектами, но и формирование у них представлений о способах изменения пространственного расположения объектов в соответствии с заданием, игровым замыслом, о создании моделей в трех и двухмерном пространстве и их использовании в различных практических ситуациях, в том числе и игровых. Наиболее важным моментом является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи, отвечать на проблемные вопросы.
Таким образом, широкое использование специальных обучающих дидактических игр и упражнений при формировании представлений о пространственной ориентации важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям в целом, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
В своей работе при постановке опытно – экспериментального исследования мы проанализировали уровень знаний и умений дошкольников старшей группы по ориентировке в пространстве в начале учебного года. Для проведения констатирующего этапа эксперимента нами были подобраны и разработаны практические задания и вопросы, с помощью которых можно было выяснить насколько хорошо дошкольники владеют системами отсчета при ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве.
Эти задания предлагалось выполнить дошкольникам старшей группы МБДОУ «Солнечный детский сад».
Для выявления знаний и умений у старших дошкольников по ориентировке в пространстве в середине учебного года нами использовались следующие методики диагностики:
-
Ориентировка «на себе». (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей. -
Методика «Что находится вокруг меня?». Ориентировка «От себя». Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя. -
Методика «Расположение предметов на рисунке». Ориентировка «от себя и от предметов». Включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением объектов. -
Методика «Найди спрятанную игрушку»; «Расскажи, как нужно идти, чтобы дойти до окна (полки с книгами и т.д.)».Вначале детям предлагается двигаться в соответствии с названными направлениями в той последовательности как их перечислили (начиная от 2-3 направлений и до 4-5).
1. Методика проверки ориентировки «на себе».
Ориентировка «на себе» эта самая первая система отсчета по основным пространственным направлениям, которой овладевают дети дошкольного возраста. В старшей группе у детей должны быть четкие знания об основных пространственных направлениях (впереди – сзади, вверху – внизу; слева – справа) применительно к собственному телу. Мы предлагали детям показать то, что находится впереди (на теле - живот, грудь; на ногах – колени; на голове – лицо), что находится сзади … , что находится вверху (на теле – голова, на лице - лоб), что находится внизу (на теле – ноги, на лице - подбородок), что находится слева (на теле - рука, нога, на голове – щека, бровь, ухо), аналогично, что находится справа.
Дети показывали эти части тела на себе, затем мы просили показать такие же части тела на другом ребенке (на кукле, медвежонке и др.). Дети демонстрировали умение переносить схему собственного тела на другие объекты и не только на других детей или на игрушки, но и на предметы мебели (что находится сзади у шкафа (задняя стенка), впереди (дверки, полки), справа и слева (боковые стенки), вверху (верхняя полка), внизу (нижняя полка, ножки шкафа).