Файл: В. Н. Коваленко надежность устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.2


Номер группы

Интенсивность отказов

, 10 –6 1/час

k, 10 –6 1/час

1, 10 –6 1/час

2, 10 –6 1/час

1

0,25

1,3

1,4

0,8

2

0,8

0,7

0,85

0,25

3

1,0

0,7

1,3

1,3

4

3,5

3,2

0,6

1,35



Таблица 1.3


№ вар.

Результат анализа данных

об отказах

№ вар.

Результат анализа данных

об отказах

1



14



2



15



3



16



4



17



5



18

t

6



19



7

( t ) = k2 t /( 1 + kt )

20



8

f( t ) = k2 t e – k t

21



9



22



10



23



11



24



12



25



13



26





Параметр потока отказов и частота отказов для ординарных

потоков с ограниченным последствием и при мгновенном восстановлении связаны между собой интегральным уравнением Вольтера второго рода

(1.17)

Как правило, уравнение (1.17) решается в операторной форме

(1.18)

где - изображение частоты отказов по Лапласу.
Представленные соотношения (1.18) позволяют найти одну характеристику через другую, если существуют прямое преобразование

функций и и обратные преобразования функций Лапласа ; .

Наработкой на отказ называется среднее значение времени между соседними отказами.

Оценочное значение этой характеристики определяется по статистическим данным об отказах по выражению

, (1.19)

где - время исправной работы изделия между (i-1) - ым и i – ым отказами;

– число отказов за время испытаний t .

В том случае, если на испытания поставлено N0образцов, то

(1.20)

где - время исправной работы j – го образца изделия между (i-1)-м и i – м отказами;

– число отказов за время t j- го образца.
Под коэффициентом использования понимается отношение суммарного времени исправной работы к суммарному времени исправной работы и простоев за один и тот же календарный срок. Этот коэффициент обозначается .

Согласно данному определению

, (1,21)
где - время исправной работы между i –1 – ой и i – ой остановками по

причине отказов и проведения профилактик;

- время восстановления после - го отказа;

- время, затраченное на проведение i – го профилактического мероприятия;

n – число остановок за определенный календарный срок, для которого определяется коэффициент использования;

- число профилактических мероприятий за этот же календарный срок;

– время, затраченное на проведение контроля.

Коэффициентом готовности называется отношение суммарного времени исправной работы к суммарному времени исправной работы и восстановлений, взятых за один и тот же календарный срок

, (1.22)
где - время исправной работы между i–1 – ым и i– ым отказом;

- время восстановления изделия после i - го отказа;

n – число отказов изделия.

В том случае, если поток отказов простейший, то КГ обычно вычисляют по формуле

, (1.23)

где - среднее время восстановления.

Выражение (1.23) является статистическим определением коэффициента готовности. Для перехода к вероятностной трактовке величины и заменяются математическими ожиданиями времени между соседними отказами и времени восстановления соответственно

, (1.24)

где – наработка на отказ;

– среднее время восстановления.

Коэффициентом простоя называется отношение времени вынужденных простоев к сумме времени исправной работы и вынужденных простоев изделия, взятых за один и тот же календарный срок.

Согласно определению

. (1.25)

Как следует из определений коэффициента простоя и коэффициента использования , они связаны очевидным соотношением

. (1.26)
Среднее время восстановления представляет собой математическое ожидание времени восстановления и определяется следующим выражением

. (1.27)

Статистическая оценка среднего времени восстановления определяется выражением

(1.28)

где – длительность восстановления –го изделия;

- число восстановлений за рассматриваемый календарный срок.

В том случае, если известно распределение отказов отдельных элементов системы и время, затраченное на их устранение (время восстановления), то оценку среднего времени восстановления можно определить из выражения

(1.29)

где = – среднее время восстановления –oй группы элементов;

– число отказов в –й группе элементов;

– время восстановления – го отказа –ой группы;

– вес отказа по –ой группе элементов;

– общее число отказов системы.

Необходимо помнить, что вероятность отказа в начале эксплуатации мала, а с течением времени эксплуатации эта вероятность возрастает. Это означает то, что вероятность застать систему в исправном состоянии в начале эксплуатации будет выше, чем по истечении некоторого времени.

Выражение, которое устанавливает зависимость между коэффициентом готовности и вероятностью застать систему в исправном состоянии в любой момент времени , имеет следующий вид



, (1,30)

где - интенсивность отказов системы;

- интенсивность восстановления системы;

- коэффициент готовности системы
1.4 Индивидуальные задания по теме «Определение

критериев восстанавливаемых систем»


Задача 1.3.1 При эксплуатации системы автоматики было зафик-сировано n = 25 + j + 2k отказов ( j – номер варианта, задаётся препо-давателем, k – номер группы ) в течение ( 600 + j + 2k ) ч. При этом распределение отказов по элементам и время затраченное на их устранение ( время восстановления ), приведены в таблице 1.4.
Время, затраченное на проследование к месту отказа и профилактику, в среднем больше времени восстановления в 1,6 раза.

Требуется определить:

  • среднее время восстановления t*вс ;

  • среднюю наработку на отказ – Т0;

  • коэффициент готовности ( k г ), использования (k и ), простоя (k п ).


Задача 1.3.2 В результате эксплуатации N = 1600 восстанавливаемых изделий получены следующие статистические данные об отказах, представленные в таблице 1.5. Число отказовn(t i) фиксировалось через t i часов. При этом к числу отказовn(t i) прибавляется номер варианта j (номер варианта задается преподавателем).

Необходимо определить:

  • среднюю наработку до первого отказа изделия Т ср ;

  • вероятность безотказной работы Р( t );

  • среднюю частоту отказов (параметр потока отказов) f ср( t) ;

  • частоту отказов f( t );

  • интенсивность отказов ( t ).

Пример решение задачи данного типа смотри в /2,4/.


Таблица 1.4





Элементы системы

Количество отказов n i

Время восстановления t в, мин

Суммарное время восстановления ti , мин

Полупроводниковые элементы

6

35 + j + k

19 + j + k

21 + j + k

30 + j + k

19 + j + k

16 + j + k



Реле

3

12 + j + k

19 + j +k

18 + j + k



Резисторы

5 + 2k



90 + j + 5k

Конденсаторы

7 + 2k



125 + j + 9k

Провода

3 + 2k



99

Пайки

j



100 + 2j + 6k


Таблица 1.5


Номер группы

1

2

3

4

t i , ч

N ( t i)

t i , ч

n (  t i )

t i , ч

n (  t i )

t i , ч

n ( t i )


0-200

48

0-200

50

0-200

56

0-200

48


200-400

42

200-400

44

200-400

50

200-400

40


400-600

38

400-600

40

400-600

45

400-600

35

600-800

34

600-800

36

600-800

41

600-800

33


800-1000

32

800-1000

33

800-1000

37

800-1000

30


1000-1200

30

1000-1200

30

1000-1200

34

1000-1200

28


1200-1400

28

1200-1400

28

1200-1400

31

1200-1400

25


1400-1600

26

1400-1600

26

1400-1600

29

1400-1600

20


1600-1800

26

1600-1800

26

1600-1800

27

1600-1800

17


1800-2000

25

1800-2000

25

1800-2000

25

1800-2000

16


2000-2200

25

2000-2200

25

2000-2200

25

2000-2200

16


2200-2400

25

2200-2400

24

2200-2400

24

2200-2400

15


2400-2600

24

2400-2600

24

2400-2600

24

2400-2600

14


2600-2800

24

2600-2800

24

2600-2800

24

2600-2800

15


2800-3000

24

2800-3000

24

2800-3000

23

2800-3000

14


3000-3200

23

3000-3200

23

3000-3200

23

3000-3200

13


3200-3400

23

3200-3400

23

3200-3400

23

3200-3400

12


3400-3600

23

3400-3600

23

3400-3600

23

3400-3600

13


3600-3800

23

3600-3800

22

3600-3800

22

3600-3800

12

3800-4000

23

3800-4000

22

3800-4000

22

3800-4000

14




2. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ НЕВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ

СИСТЕМ ПРИ ОСНОВНОМ СОЕДИНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ
2.1 Цели, задачи и этапы расчета надежности систем

В современных системах железнодорожной автоматики и телемеханики отказ даже одного элемента может привести к исключительно серьезным последствиям /8/. Исходя из этого основной задачей при проектировании системы является выбор наилучших кон­структивных, механических, электрических и других па­раметров системы с учетом стоимости и надежности. Поэтому для достижения этой цели необходимо проводить оценку надежности системы на этапе проектирования. При этом используются априорные показатели надежности элементов с учетом действия возможных нагрузок и внешних факторов, ко­торые лишь приближенно характеризуют процессы при эксплуатации технической системы. В месте с тем такой анализ позволяет еще на стадии проектирования выявить сла­бые с точки зрения надежности и безопасности места в конструкции, при­нять необходимые меры к их устранению, а также откло­нить неудовлетворительные варианты построения систе­мы. Предварительная оценка надежности системы и ее компонентов служит основой разработки правил ее экс­плуатации, назначения регламентов и сроков контроля, испытаний и планово-предупредительных ремонтов, а так­же завершения жизненного цикла. Следовательно, априорный расчет надежности имеет важное значение, в практике про­ектирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики и составляет неотъем­лемую часть технических проектов.

Основные условия обеспечения надежности состоят в строгом выполнении правила, называемого триа­дой надежности: надежность закладывается при проек­тировании, обеспечивается при изготовлении и поддер­живается в эксплуатации /1/. Без строгого выполнения этого правила нельзя решить задачу создания высоконадежных систем путем компенсации недоработок преды­дущего этапа на последующем.


Каждому этапу разработки или модернизации систе­мы соответствует определенный уровень расчета надеж­ности. Как правило, выделяют три уровня расчетов: прикидочный, ориентировочный и окончательный.

На стадии прикидочного и ориентировочного расчетов предполагается, что объект собран по основной схеме (т.е элементы в объекте соединены последовательно относительно надежности), ин­тенсивность отказов всех элементов не зависит от времени, т. е. const. Отказы элементов происходят случайно,

любой отказ не вызывает изменения характеристик (ра­ботоспособности) элементов, кроме отказавшего, т. е. по­ток отказов принимается простейшим.

В реальных условиях эксплуатации элементы, из ко­торых собрана система, в большинстве случаев оказыва­ются в условиях, значительно отличающихся от расчет­ных (номинальных). Это обстоятельство влияет как на надежность элементов, так и на систему в целом.

Для систем железнодорожной автоматики и телемеханики наиболее сущест­венными факторами являются: электрическая нагрузка и скорость ее изменения; температура, механические воздействия (виб­рация, тряски, удары); влажность окружающего возду­ха; наличие пыли в воздухе и др.

Как правило, эти факторы учитываются с помощью соответствующих поправочных коэффициентов. При этом интенсивность отказов элемента определяется по выражению
, (2.1)
где — интенсивность отказов i-ro элемента в номиналь­ных условиях;

— поправочный коэффициент, учиты­вающий влияние электрической нагрузки на i-й элемент;

— поправочный коэффициент, учитывающий влия­ние температуры окружающей среды на i-й элемент;