ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Транспортная подвижность населения
где Qmax Qcр соответственно максимальный и средний пассажиропотоки
р удельный вес работающих (0,7 0,75);
у удельный вес учащихся (0,25 0,30);
Кд коэффициент, учитывающий деловые поездки (1,05 1,10);
Ккб коэффициент, учитывающий культурно-бытовые поездки (1,05 1,20);
Кв коэффициент, учитывающий возвратные поездки (1,8 1,9);
Кп коэффициент, учитывающий пересадки (1,1 1,3).
Автобусные маршруты и их организация
В зависимости от характера распределения пассажиропотоков по маршруту рейсы автобусов могут быть:
где Дг - дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии;
Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
Поэтому, для эффективной организации перевозок пассажиров необходимо:
Потребное число автобусов на маршруте
В качестве расчетной формулы используется
где Прi расчетный объем перевозок пассажиров на максимально загруженном направлении.
Используя нормативные данные об интервалах движения, устанавливается численность автобусов.
Движение автобусов на маршруте организуется согласно расписания.
Транспорт и транспортный процесс
Доля автотранспортной составляющей в стоимости продукции:
Грузовые автомобильные перевозки подразделяют:
К простому циклу относится цикл перевозок, включающий одну транспортную связь.
Совмещенным циклом называют цикл, включающий несколько транспортных связей.
Предупредительные знаки выполняются согласно требований ГОСТов наносятся на ярлыки
где суточный плановый объем перевозок;
суточная производительность автомобиля
Основными показателями оценки качества перевозок пассажиров являются:
где tн tф соответственно нормативное и фактическое время, затрачиваемое на поездку
где tдв время движения на транспорте;
tож время ожидания автобуса; tп время подхода к остановке.
где Во динамический показатель уровня ДТП на АТП
n - количество штрафных баллов за ДТП и нарушения ПДД (1 – за каждое ДТП с участием водителей АТП,
Сопоставительная оценка качества перевозки пассажиров производится
Транспортная подвижность населения
При изучении и анализе пассажирских перевозок используют два основных понятия: пассажиропотоки и пассажирооборот.
Пассажиропотоком называют количество пассажиров, следующих в определенном направлении за рассматриваемый промежуток времени.
Пассажирооборотом называется выполненная или планируемая к выполнению транспортная работа по перевозке пассажиров (пасс. км).
Особенностью пассажирских перевозок является их значительная неравномерность, что усложняет организацию пассажирских перевозок. Пассажирооборот и пассажиропотоки имеют неравномерность по сезонам, дням недели, часам суток, по участкам и направлениям.
Неравномерность пассажиропотока характеризуется коэффициентом неравномерности
где Qmax Qcр соответственно максимальный и средний пассажиропотоки
Для крупных городов коэффициент неравномерности пассажиропотока может принимать следующие значения:
Колебания пассажиропотоков по часам суток происходят под влиянием различных факторов (постоянных, переменных):
постоянные время начала и окончания работы предприятий, учебных заведений, организация культурно-бытовых мероприятий, режимов работы видов транспорта (железнодорожный, воздушный, водный);
временные спортивные игры и соревнования, ярмарки, выставки и т. д.
Для изучения пассажиропотоков и пассажирооборота используют различные методы обследования:
анкетный;
талонное обследование;
непосредственное наблюдение;
расчетный метод.
Исходной величиной для определения объема перевозок является транспортная подвижность населения, которая определяется отношением:
где П количество поездок всего населения;
Н численность населения города;
П транспортная подвижность населения (количество поездок одного пассажира в год).
Общее число поездок всего населения города определяется
где П1 количество поездок постоянного населения города;
П2 количество поездок жителей пригорода, приезжающих в город;
П3 количество жителей временно проживающих в городе.
Годовое количество поездок постоянного населения города П1 определяется
где Н количество жителей;
Кт коэффициент, учитывающий пользование пассажирским транспортом (0,75 0,80);
Пр годовое число поездок одного работающего жителя к месту работы;
Пу годовое число поездок одного учащегося к месту учебы;
р удельный вес работающих (0,7 0,75);
у удельный вес учащихся (0,25 0,30);
Кд коэффициент, учитывающий деловые поездки (1,05 1,10);
Ккб коэффициент, учитывающий культурно-бытовые поездки (1,05 1,20);
Кв коэффициент, учитывающий возвратные поездки (1,8 1,9);
Кп коэффициент, учитывающий пересадки (1,1 1,3).
Годовое количество поездок жителей пригорода, приезжающих в город (П2), и годовое количество поездок временно проживающих в городе (П3) принимается
тогда
Автобусные маршруты и их организация
Автобусные маршруты по территориальному признаку делятся на:
городские проходят в пределах территории города;
пригородные начинаются на территории города и выходят за его пределы на расстояние до 50 км;
междугородние протяженностью свыше 50 км, связывающие между собой два и более городов.
Городские автобусные маршруты в зависимости от очертания их в плане города разделяются на:
диаметральные;
радиальные;
полудиаметральные;
кольцевые маршруты;
тангенциальные
(хордовые).
Оптимальное расстояние между остановочными пунктами должно выбираться с учетом действующих в противоположных направлениях факторов:
с одной стороны, небольшие перегоны обеспечивают наименьшую затрату времени на подход к остановочному пункту;
с другой при таких перегонах скорость сообщения снижается и увеличивается продолжительность самой поездки.
График зависимости затрат времени на передвижение от длины перегона
Длина перегона
Рациональным расстоянием между остановочными пунктами принято считать от 300 до 500 м, в отдельных случаях от 800 до 1000 м.
В зависимости от характера распределения пассажиропотоков по маршруту рейсы автобусов могут быть:
обычные;
полуэкспрессные;
экспрессные;
укороченные.
Списочной численностью парка Асс называется весь подвижной состав, находящийся на балансе предприятия
где Аиспр - численность автомобилей готовых к эксплуатации;
Ар - численность автомобилей находящихся в ремонте или техническом обслуживании.
Аэ - численность автомобилей находящихся в эксплуатации (на линии);
Аорг.пр.- численность автомобилей находящихся
в простое по организационным причинам.
Для учета использования парка за определенный период времени используется показатель «автомобиле-день» − АД.
Дэ - дни эксплуатации (на линии) автомобилей;
Дорг.пр. - дни простоя автомобилей по организационным
причинам.
Коэффициент технической готовности определяет
долю исправного (готового к эксплуатации) подвижного
состава в общей численности и характеризует
техническое состояние парка
где Дг - дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии;
Дк - число календарных дней.
Коэффициент выпуска характеризует долю подвижного состава, находящегося в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени
Пробегом называется расстояние, проходимое подвижным составом за определенный период времени.
Доля пробега автомобиля с грузом ℓгр в общем пробеге ℓобщ оценивается коэффициентом использования пробега.
Время пребывания автотранспортного средства в наряде оценивается
где Тм – время работы подвижного состава на маршруте;
Т0 – время на выполнение нулевого пробега.
Время работы на маршруте Тм определяется соотношением
где ℓе – длина ездки;
Vт – техническая скорость движения подвижного состава;
nе – количество ездок, выполненных за смену
Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
Чтобы определить потребное количество автобусов на маршруте необходимо иметь некоторые исходные данные:
пассажиропоток и его неравномерность за сутки и по участкам;
вместимость автобуса, выбранного для использования на данном маршруте qн;
время оборота автобуса на маршруте tоб.
По рекомендациям НИИАТа, номинальная вместимость городского автобуса устанавливается с учетом числа мест для сидения и проезда стоя (из расчета 5 чел/ м2 свободной площади салона незанятой местами для кресел).
Различают три метода расчета потребного числа автобусов на маршруте: по производительности автобусов, по пассажиропотоку и по интервалу движения автобусов.
Расчет потребного количества автобусов на маршруте (Aм) по производительности основывается на формуле суточной производительности автобуса:
где Тм время работы автобусов на маршруте; ℓр длина рейса; tос время, затраченное на остановки.
При полном удовлетворении спроса на перевозки факторы Qсут, вм, hсм являются практически неуправляемыми;
факторы Тм, ℓр, tос ограничено управляемыми.
Поэтому, для эффективной организации перевозок пассажиров необходимо:
назначить рациональное число автобусов на маршрут Ам, с их пассажировместимостью qн;установить режим и продолжительность работы на маршруте Тм, что влияет на использование пассажировместимости вм.
Потребное число автобусов на маршруте
Расчет потребного количества автобусов на маршруте по пассажиропотоку (на примере данных о колебании пассажиропотока по часам суток в одном направлении на некотором участке)
График колебания пассажиропотока по часам суток
Потребное количество автобусов Ам определяется, как минимум, для трех периодов: утренние «часы пик», период спада пассажиропотока, вечерние «часы пик».
В качестве расчетной формулы используется
где Прi расчетный объем перевозок пассажиров на максимально загруженном направлении.
При этом Пmaxi > Прi.
Фактическое превышение объема перевозок в «часы пик» по сравнению с расчетным не должно превышать 15 % общего объема перевозок в данном периоде.
Расчет потребного числа автобусов на маршруте по интервалу их движения.Используя нормативные данные об интервалах движения, устанавливается численность автобусов.
В «часы пик» для городских перевозок целесообразно принимать интервал движения 2 3 минуты, а для пригородных 10 15 минут.
После расчета потребного числа автобусов на маршруте решаются задачи: составления расписания движения автобусов на маршруте, график работы водителей и автобусов.
Движение автобусов на маршруте организуется согласно расписания.
Расписания составляются на весенне-летний и осенне-зимний периоды года, а также отдельно для рабочих, субботних и воскресных дней. Кроме того, особенно для междугородних маршрутов, составляют специальные расписания для праздничных и предпраздничных дней.Основным видом расписания является сводное маршрутное расписание по каждому маршруту (табулярная или графическая форма).
Маршрутное расписание содержит данные о протяженности маршрута, названиях конечных пунктов, дате введения расписания, типе и количестве подвижного состава
, времени начала и окончания движения, принятом режиме труда водителей.
На основании маршрутных расписаний составляется рабочее (автобусное) расписание на каждый выход (выдается водителю). В нем указывается время выезда из АТП, прибытие в начальный пункт движения, продолжительность смены, время обедов и отстоя, наименование контрольных пунктов и время их прохождения по каждому рейсу.
По каждому контрольному пункту составляется диспетчерское (станционное) расписание в табулярной форме, где по вертикали заносят все рейсы автобусов, а по горизонтали время прибытия и отправления по каждому рейсу.
Разновидностью станционного является информационное расписание на остановочных и конечных пунктах, в котором указывают время прибытия и отправление для конечных пунктов, для промежуточных пунктов только время прибытия.
Система организации труда водителей это комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей и регламентирующих время и сменность их работы на маршруте, а также время отдыха.
Планирование времени работы водителей осуществляется с помощью графиков работы по дням, сменам, их продолжительности, дням отдыха.
График составляют в форме таблицы с указанием режима работы водителей:
Фамилия И.О. водителя | День месяца _________________ | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
Иванов И.И. | 1 | 2 | о | 2 | 1 | о | в | 1 | 2 | о | 2 | 1 | о | в | 1 | 2 | о | 2 | 1 |
Петров П.П. | 2 | о | 2 | 1 | о | в | 1 | 2 | о | 2 | 1 | о | в | 1 | 2 | о | 2 | 1 | о |
1 первая смена; 2 вторая смена;
в выходной; о дополнительный день для межсменного отдыха.