ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Транспортная подвижность населения
где Qmax Qcр соответственно максимальный и средний пассажиропотоки
р удельный вес работающих (0,7 0,75);
у удельный вес учащихся (0,25 0,30);
Кд коэффициент, учитывающий деловые поездки (1,05 1,10);
Ккб коэффициент, учитывающий культурно-бытовые поездки (1,05 1,20);
Кв коэффициент, учитывающий возвратные поездки (1,8 1,9);
Кп коэффициент, учитывающий пересадки (1,1 1,3).
Автобусные маршруты и их организация
В зависимости от характера распределения пассажиропотоков по маршруту рейсы автобусов могут быть:
где Дг - дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии;
Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
Поэтому, для эффективной организации перевозок пассажиров необходимо:
Потребное число автобусов на маршруте
В качестве расчетной формулы используется
где Прi расчетный объем перевозок пассажиров на максимально загруженном направлении.
Используя нормативные данные об интервалах движения, устанавливается численность автобусов.
Движение автобусов на маршруте организуется согласно расписания.
Транспорт и транспортный процесс
Доля автотранспортной составляющей в стоимости продукции:
Грузовые автомобильные перевозки подразделяют:
К простому циклу относится цикл перевозок, включающий одну транспортную связь.
Совмещенным циклом называют цикл, включающий несколько транспортных связей.
Предупредительные знаки выполняются согласно требований ГОСТов наносятся на ярлыки
где суточный плановый объем перевозок;
суточная производительность автомобиля
Основными показателями оценки качества перевозок пассажиров являются:
где tн tф соответственно нормативное и фактическое время, затрачиваемое на поездку
где tдв время движения на транспорте;
tож время ожидания автобуса; tп время подхода к остановке.
где Во динамический показатель уровня ДТП на АТП
n - количество штрафных баллов за ДТП и нарушения ПДД (1 – за каждое ДТП с участием водителей АТП,
Сопоставительная оценка качества перевозки пассажиров производится
одиночная езда;
турная;
сменная;
сменно-турная;
сменно-групповая;
сменно-турно-групповая.
Транспорт и транспортный процесс
Оказание всех видов транспортных услуг возложено на транспортно-дорожный комплекс (ТДК).
Транспорт совокупность перевозочных средств, путей сообщения, средств управления и связи, а также различных технических устройств, механизмов и сооружений, обеспечивающих их работу.
Совокупность путей сообщений всех видов транспорта называют транспортной сетью.
Взаимодействие видов транспорта осуществляется в технической, технологической, правовой и экономической формах.
Транспортно-дорожный комплекс
Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт
Водный транспорт
Трубопроводный транспорт
Транспортная работа (Р т.км, пасс.км.) запланированный или выполненный грузооборот, пассажирооборот
Объем перевозок (Q т, пасс) количество перевезенных или запланированных к перевозке грузов, пассажиров.
Динамика изменения объемов грузов, перевезенных на автомобильном транспорте
Тенденции, произошедшие с автотранспортной отраслью:
падение объемов перевозок;
сокращение размеров транспортных организаций;
изменение структуры парка АТС;
рост числа субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность и формы собственности.
Сферы эффективного использования автомобильного транспорта - перевозка грузов на короткое и среднее расстояние; перевозка грузов, требующих повышенной степени надежности, сохранности, регулярности и скорости доставки.
Участие видов транспорта в перевозочной деятельности
Народнохозяйственные факторы
Транспортные факторы
Размещение и размеры производства
Размещение и размеры потребления
Размещение путей сообщения
Пропускная и провозная способности
Доля автотранспортной составляющей в стоимости продукции:
в промышленности – не менее 15%;
в строительстве – до 30%;
в сельском хозяйстве, торговле – до 40% и выше
На величину издержек влияют:
низкая производительность грузового АТ;низкий технический уровень АТС, их изношенность, низкий уровень специализации;
слабое развитие логистической системы;
высокая ресурсоемкость.
Преимущества автомобильного транспорта: высокая маневренность, высокая скорость доставки, большое разнообразие типов подвижного состава, более короткий путь движения грузов.
Недостатки автомобильного транспорта: сравнительно высокая стоимость перевозок, сравнительно небольшая грузоподъемность единицы подвижного состава.
Грузовые автомобильные перевозки подразделяют:
по способу выполнения:
местные перевозки осуществляются одним автотранспортным предприятием, обычно на короткое расстояние;
перевозки прямого сообщения когда перевозочный процесс осуществляется одним видом транспорта, однако, в доставке груза от поставщика к потребителю принимает участие несколько автотранспортных предприятий;
перевозки смешанного сообщения в перевозках груза принимают участие несколько видов транспорта.
по способу организации перевозочного процесса:
централизованные при которых АТП выступает организатором процесса доставки грузов к получателям и осуществляет этот процесс.
децентрализованные каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза;
по размеру партии груза:
массовые к ним относятся перевозки большого объема однородных грузов (более 30 т.);
партионные до 30 т.;
мелкопартионные перевозки объем груза не может загрузить целое транспортное средство.
Партия груза количество груза, предъявляемого к перевозке в один адрес по одному транспортному сопроводительному документу.
по территориальному признаку:
технологические;
городские;
пригородные (до 50 км вкл. от границы города)
междугородные;
международные.
по времени освоения:
постоянные перевозки осуществляются на протяжении всего года;
сезонные периодически повторяющиеся перевозки;
временные перевозки грузов эпизодического характера.
Пассажирские автомобильные перевозки подразделяются:
по виду:
городские (на территории города);
пригородные (на территории района, области, на расстоянии до 50 км. от границы города);
внутрирайонные (сельские) в сельской местности;
междугородные (более чем 50 км от черты города);
международные.
по назначению:
экскурсионные;
туристические;
служебные;
школьные;
вахтовые и пр.
по форме организации:
маршрутные;
заказные (немаршрутные);
смешанные перевозки.
Транспортный процесс это процесс перемещения грузов (или пассажиров) включающий: подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных документов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузополучателю.
Законченный комплекс операций по доставке грузов называют циклом перевозок.
При перевозке груза автотранспортом в качестве цикла принимается ездка, а при перевозках пассажиров - рейс.
Рейс включает весь комплекс транспортных операций, происходящих за пробег от начального до конечного пункта маршрута.
Подачу автомобиля от места стоянки до пункта первой погрузки (первый нулевой пробег) и от пункта последней разгрузки до места стоянки (второй нулевой пробег) , как и весь нулевой пробег, относят не к отдельному циклу перевозок, а ко дню работы автомобиля.
К простому циклу относится цикл перевозок, включающий одну транспортную связь.
q12 количество доставляемого груза из пункта 1 в пункт 2 (транспортная связь), lгр − пробег автомобиля с грузом, lх холостой пробег автомобиля (без груза), l10 и l20 первый и второй нулевой пробеги, соответственно.
Совмещенным циклом называют цикл, включающий несколько транспортных связей.
Развозочно-сборный и комбинированный перевозочные циклы включают элементы развозочного, сборного и простого циклов.
Грузы и их характеристика
Грузы и их характеристика
Грузами на транспорте называются все предметы с момента их приема для перевозки до момента сдачи их грузополучателю.
Грузы подразделяются:
- по народнохозяйственному признаку (промышленные, строительные, торговые, коммунальные и т.д.);
- по способу погрузки и разгрузки (навалочные, сыпучие, жидкие, штучные – тарные, бестарные)
Штучные грузы по массе грузового места делятся на:
нормальной массы – М 250 кг, катные – М 500 кг;
повышенной массы от 250 (500) М 30 т.;
тяжеловесные М 30 т.
Грузы и их характеристика
по условиям перевозки (обычные грузы, специфические (скоропортящиеся, застывшие, смерзающиеся, испаряющиеся, антисанитарные, живые, опасные)).
по степени опасности (малоопасные, грузы опасные по своим размерам, пылящие и горячие, опасные)
по степени использования грузоподъемности
Класс груза | I | II | III | IV |
Коэффициент использования грузоподъемности | 1,0 | 0,71-0,99 | 0,51-0,70 | 0,41-0,50 |
Класс груза определяется физическими свойствами груза и способом его упаковки. Один и тот же груз может быть отнесен к различным классам
Тара и маркировка грузов
Для обеспечения сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении грузы помещают в тару.
Тара должна быть достаточно прочной, удобной и, по возможности, легкой (в среднем вес не должен превышать 5 – 7% от веса груза) и дешевой.
Тара классифицируется:
по материалу изготовления (деревянная, металлическая, стеклянная и т. д.);
по кратности оборота (многократного и однократного использования);
- по назначению (специализированная для одного вида продукции и универсальная для нескольких видов продукции);
- по степени жесткости (жесткая, мягкая, полумягкая, полужесткая).
Тара и маркировка грузов
Маркировка груза это нанесение специальных надписей или знаков на груз, упаковку и тару при их перевозках (особенно на большие расстояния).
В товарной маркировке (наносится заводом-изготовителем) указывается наименование груза и предприятие-изготовитель, сведения о назначении и применении.
Грузовая маркировка (наносится грузоотправителем) включает в себя сведения о наименовании пунктов отправления и назначения, адреса грузоотправителя и грузополучателя.
Транспортная маркировка (наносится транспортным предприятием, принявшим груз к перевозке) содержит сведения о количестве мест в перевозимой партии груза и номер товарно-транспортного документа, по которому груз принят к перевозке от предприятия.
Специальная маркировка (наносится грузоотправителем) содержит указания по правильному обращению с грузом при его перевозке, погрузке, выгрузке, хранении в виде предупредительных надписей или знаков.
Маркировка груза
Товарная
Грузовая
Транспортная
Специальная
Тара и маркировка грузов
Предупредительные знаки выполняются согласно требований ГОСТов наносятся на ярлыки
При перевозках опасных грузов на них наклеиваются (прикрепляются) специальные ярлыки
Грузопотоки.
Эпюра грузопотоков.
Грузопотоком называют количество тонн груза перевозимого в данном направлении в единицу времени.
Для того чтобы спланировать и организовать транспортную работу необходимо изучить грузопотоки. При изучении грузопотоков составляют таблицы, схемы или эпюры грузопотоков.
Пример:
Согласно заявкам договорной клиентуры имеются следующие объемы перевозок грузов между грузовыми пунктами
Пункты отправления | Пункты назначения | ||
А | Б | В | |
А | 200 | 500 | |
Б | 300 | 100 | |
В | 300 | 150 |
Расстояние между пунктами АБ=10 км, БВ=15 км.
Этапы построения эпюры:
на оси абсцисс системы координат ХУ откладываются в определенном масштабе длины участков по которым осуществляются перевозки;
по оси ординат откладываются в определенном масштабе объемы перевозок грузов с учетом расстояний перевозок: в первую очередь грузы, следующие в пункты получения наиболее удаленные от пункта отправления, а затем все остальные пункты.
на эпюре указывается прямое и обратное направление движения грузов.
Эпюра грузопотоков позволяет определить:
количество груза, отправляемого и прибывающего по каждому пункту;
количество груза, проходящего транзитом по каждому пункту;
объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии;
среднее расстояние перевозок грузов;
нерациональные (встречные) перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
Эпюры грузопотоков могут отражать суточные, часовые и месячные объемы перевозок или грузооборота.
где i число участков;
ℓi длина i-гo участка;
Qi количество тонн груза, перевозимого по i-му участку.
Отношение величины грузопотоков в прямом (Qпр) и обратном (Qoб) направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлению