Файл: Процессуальные теории мотивации и их применение в практике управления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ
1.1 Понятие мотивации и мотива
1.2 Основные звенья механизма мотивации
1.3 Процессуальные теории мотивации
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СЕВЕР»
2.1 Общая характеристика ООО «Север»
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Север»
2.3 Исследование использования процессуальных теорий мотивации ООО «Север»
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ ООО «СЕВЕР»
Все, кто нуждается в повышении квалификации, проходят обучение, как внешнее, так и внутреннее.
В компании сложились хорошие корпоративные традиции: лучшие сотрудники отмечаются на Доске почета, работает музей, регулярно проводятся корпоративные мероприятия, посвященные календарным и профессиональным праздникам, спортивные мероприятия, экскурсии, мероприятия для детей сотрудников. Они с уважением относятся к ветеранам, поздравляют их с Днем Победы, Днем пожилых людей, юбилеями, дарят подарки, оказывают материальную помощь. Сотрудники предприятия активно участвуют в жизни города, большое внимание уделяется молодежи.
В собственности ООО «Север» зарегистрированы следующие участки:
- административно-хозяйственное назначение (2234,6 м2);
- производство, включая склад сырья – холодильник (24507,9 м2);
- вспомогательные и сервисные цеха (5819,3 м2);
- складские помещения (1801,6 м2);
- защитная конструкция (468,7 м2);
- складские помещения (3107,5 м2);
- газовое оборудование (газопровод), специальные инструменты.
Физический износ существующих основных фондов составляет 33%, осуществляется замена изношенных фондов.
Пополнение осуществляется за счет собственных средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Произведенная продукция относится к продуктам массового потребления. Она продается через посредников, торговые сети и торговые точки, а также через фирменные магазины и оптовые склады.
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Север»
Основными технико-экономическими показателями являются синтетические (обобщающие) параметры предприятия. В совокупности, эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, финансово-экономической, инновационной, коммерческой и социальной сферах. Каждый показатель отдельно обобщает одно из направлений (сторон) своей внутренней или внешней деятельности.
Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных структур с учетом состояния рынка и стратегии предприятия.
Анализ основных технико-экономических показателей включает: сравнение расчетных показателей с соответствующими показателями других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность; сравнение различных показателей предприятия между собой; сравнение аналогичных показателей предприятия за различные периоды времени; сравнение плановых и достигнутых показателей деятельности предприятия.
Анализ исходной информации предполагает, прежде всего, оценку ее репрезентативности, поскольку состав имеющихся данных, временные периоды, которые они охватывают, определяют возможные направления последующего анализа основных технико-экономических показателей предприятия.
Непременным условием репрезентативности исходной информации является наличие в ее составе фактических (но не плановых) данных за последний отчетный период, предшествующий текущему периоду деятельности предприятия.
Стоимость основных средств за анализируемый период снизилась в 2020 году по отношению к 2019 году на 1,1%, а в 2019 году по отношению к 2018 году – на 1,3%. Это связано со списанием старого оборудования. Также за счет списания уменьшается доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции.
Численность работников за анализируемый период изменилась незначительно. Текучесть кадров низкая, потому что в компании созданы благоприятные условия для работы.
Доходность капитала увеличилась на 14,7% в 2019 году по сравнению с 2018 годом и на 32,4% в 2020 году по сравнению с 2018 годом. Это связано с уменьшением балансовой стоимости основных средств. Производительность труда также выросла и в 2019 году и составила 187,4 тысячи рублей. В 2020 году она составила 205,5 тысячи рублей.
Себестоимость на рубль реализованной продукции в 2019 году снизилась на 0,03 рубля. По сравнению с 2018 и 2019 годами они снизились на 0,05 рубля. Это связано с увеличением себестоимости реализуемой продукции [15].
Себестоимость продаж за анализируемый период также возросла. Если в 2018 году она составляла 81324 тысячи рублей, то в 2019 она увеличилась до 89 511 тысяч рублей, а в 2020 году увеличилась еще на 7803 тысячи рублей и составила 97 314 тысяч рублей. Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением затрат на закупку материалов для производства готовой продукции.
Прибыль от реализации готовой продукции также увеличилась за анализируемый период. В 2018 году она составила 2117 тысяч рублей, в 2019 году прибыль выросла более чем в два раза, а в 2020 году, по сравнению с 2018, на 428,6%. Увеличение прибыли произошло за счет значительного увеличения продаж.
В целом рентабельность продукции выросла, и уже можно говорить о ее росте до 11,4% к 2020 году. Этот показатель выше, чем в 2019 году, на 5,7% и выше, чем в 2018 году, на 8,8%. Рентабельность увеличилась за счет увеличения прибыли.
2.3 Исследование использования процессуальных теорий мотивации ООО «Север»
Для проведения данного исследования был проведен опрос руководителей высшего и среднего звена в количестве 11 человек компании «Север». Опрос проводился анонимно, и респонденты были проинформированы о цели исследования.
Определение степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности.
Удовлетворенность определяет адаптацию к внешним и внутренним условиям жизни. Различают общую удовлетворенность (в целом жизнью и работой) и частную (личное отношение к деятельности предприятия). В анкете различные аспекты удовлетворенности (как общая удовлетворенность, так и рабочий процесс) затрагивают следующие вопросы:№ 1, 2, 4, 6, 8, 9, 12, 27-33, 35-41, 42-45, 85. На эти вопросы дается 5 возможных ответов от -2 до +2. Средний ответ нейтрален и оценивается в баллах «0», максимальный положительный (+2) балла, максимальный отрицательный (-2) балла.
№ вопроса |
Кол-во ответивших по вариантам |
Индекс удов. |
Содержание вопроса |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
2 |
6 |
1 |
2 |
0 |
0,73 |
Удовлетворены ли Вы в общем и целом своей жизнью |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1,09 |
Удовлетворены ли Вы в целом нынешней работой |
4 |
0 |
4 |
2 |
4 |
0 |
0,00 |
Как бы Вы оценили уверенность в завтрашнем дне у работников |
6 |
3 |
6 |
2 |
0 |
0 |
1,09 |
Как бы Вы оценили положение дел на предприятии |
7 |
8 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1,64 |
Как бы Вы оценили конкурентоспособность продукции |
8 |
1 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0,64 |
Как бы Вы оценили отношение работников к условиям труда |
9 |
0 |
8 |
1 |
1 |
1 |
0,45 |
Удовлетворены ли Вы организацией труда на предприятии |
12 |
0 |
6 |
3 |
2 |
0 |
0,36 |
Удовлетворяет ли вас нынешняя продуктивность труда работников |
33 |
2 |
6 |
0 |
2 |
1 |
0,55 |
Вас устраивает величина Ваших заработков |
Считаете ли Вы, что оплата труда разных категорий персонала справедлива по отношению к их трудовому вкладу: |
|||||||
35 |
4 |
2 |
4 |
0 |
1 |
0,73 |
- дирекции организации |
36 |
0 |
8 |
3 |
0 |
0 |
0,73 |
- руководителей среднего звена |
37 |
0 |
6 |
4 |
1 |
0 |
0,45 |
- ИТР |
38 |
0 |
7 |
3 |
0 |
1 |
0,45 |
-высококвалифицированных работников |
39 |
2 |
4 |
3 |
2 |
0 |
0,55 |
- основной массы работников |
40 |
2 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0,73 |
- неквалифицированных работников |
41 |
2 |
5 |
3 |
1 |
0 |
0,73 |
Считаете ли Вы, что существующий размер оплаты труда побуждает персонал эффективно работать |
Насколько размер заработков работников предприятия зависит от: |
|||||||
42 |
4 |
6 |
1 |
0 |
0 |
1,27 |
- от их трудовых усилий |
43 |
4 |
6 |
0 |
1 |
0 |
1,18 |
- образования, проф. подготовки и опыта работы |
44 |
8 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1,64 |
- экономического положения предприятия |
45 |
4 |
7 |
0 |
0 |
0 |
1,36 |
- того, насколько администрация заинтересована в работнике |
85 |
3 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0,64 |
Как бы Вы оценили состояние отношений между работниками и администрацией на Вашем предприятии |
Таблица 1 – Результаты обработки анкет.
Таким образом, на первом месте для сотрудников отдела стоит получение высокого дохода на интересной работе. Если ситуация с интересом к работе отличная, то уровень благосостояния сотрудников хотелось бы иметь более высокий. Необходимо предоставить сотрудникам больше возможностей для совершенствования своих знаний и навыков и выполнения своего долга перед обществом. И хотя работа в этой организации дает хорошую возможность заслужить уважение окружающих, сотрудники не очень стремятся к этому, у них низкое желание общаться с людьми, приносить людям пользу. Печально, но в коллективе наблюдается тенденция к отсутствию самостоятельности в принятии решений, и руководство не мешает его развитию. А желание выпускать продукцию, пользующуюся спросом, невелико, хотя работа на этом предприятии дает такую возможность. Необходимо работать над созданием «идеологической направленности» выполняемой работы, созданием условий для появления возможностей и стремления к продвижению, выполнению долга перед обществом [14].
Руководство компании уделяет большое внимание различным способам мотивации. Но, тем не менее, не все известные теории адаптируются на этом предприятии.
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ ООО «СЕВЕР»
Анализ обработанных данных показывает, что наиболее важными для респондентов являются блоки требований как ценностной, так и прагматической направленности: высокая заработная плата и интересная работа, доставляющая удовольствие, завоевание уважения окружающих, совершенствование навыков и знаний. Исследование наглядно показывает, что респонденты считают возможным достижение высокого дохода на данной работе, что сотрудники осознают, что уровень заработной платы зависит от трудовых усилий, профессиональной подготовки работника, которые во многом определяют заинтересованность администрации в конкретном работнике.
Возникает желание добиться уважения окружающих, полностью реализовать свои способности, которые необходимо развивать и поддерживать. Несомненно, при разработке рекомендаций необходимо учитывать тот факт, что сотрудники отдела не имеют прямого отношения к производству, а роль в увеличении объема продаж дифференциальна, в зависимости от должностных полномочий конкретного лица. Для повышения мотивации труда можно параллельно использовать как материальные, так и моральные стимулы [14].
Системы финансового стимулирования:
- повышение уровня постоянной части заработной платы;
- повышение уровня дополнительных бонусных выплат;
- введение ежемесячной или ежеквартальной системы премирования, определяемой в процентах от стоимости реализованной продукции для сотрудников, которые могут влиять на объем продаж (руководители высшего звена, начальники отделов);
- выплата ежеквартальных премий за отсутствие сбоев в поставках продукции и хранении готовой продукции;
- единовременные выплаты за участие в развитии работы отдела (предложения по внедрению новых систем учета, планирования и другие);
- выплата бонусов – ежегодное вознаграждение по результатам работы всего отдела с учетом изменения объема продаж.
Участие в уставном капитале общества – регулярность выплат повышенных процентов работникам-держателям акций. Для повышения качества работы могут быть использованы системы штрафов и отмены премиальных выплат – в целях обеспечения экономической безопасности, возмещения ущерба, причиненного предприятию в результате хищений, брака, прогулов [14].
В качестве моральных «стимулов» могут быть применены:
Стимулирование свободного времени. То есть по результатам работы каждого сотрудника за определенный период могут быть предоставлены дополнительные выходные и дополнительные выходные дни по желанию.
Стимулирование труда – предоставление возможностей для продвижения по службе, направление работников в командировки на другие заводы, повышение роли работников в управлении предприятием.
Предоставление возможностей сотрудникам, хорошо проявившим себя в результатах своей работы, возможность дополнительного обучения, повышения квалификации, выплаты стипендий «отличникам».
Оказание качественной медицинской помощи, путевки в дома отдыха как для сотрудников, так и для членов их семей, налаживание работы в сфере культуры (проведение вечеров, концертов).
Воспитание в сотрудниках духа гордости за свое предприятие, желания работать на его благо через разработку и реализацию специальных программ. Последний вариант основан на принципе прямой корреляции между ростом вознаграждения работников и ростом прибыли от реализации продукции. Зарплата торгового работника при таком подходе состоит из двух частей – базового оклада (согласно штатному расписанию) и суммы премирования.