Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности в экономике
1.1. Сущность предпринимательской деятельности в экономике государства, функции
1.2. Преимущества и недостатки организации малого предпринимательства в России
Глава 2. Анализ организации деятельности малого предприятия и перспективы его развития
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Модусмед»
2.2. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. Предпринимательство в России - цивилизованный вид деятельности. Основой современной экономики является мелкий и средний бизнес. Мелкий и средний бизнес создает отношение в обществе, прививая гражданам умение действовать самостоятельно на свой страх и риск.
Развитие мелкого и среднего бизнеса в современном обществе определяется несколькими факторами: во-первых, это результат технического прогресса, который создал высокопроизводительную технику для индивидуального использования, во-вторых, это результат существования чрезвычайно большого количества потребностей, которые не могут быть удовлетворены только крупными производителями.
Предпринимательство - это особый вид целесообразной экономической деятельности, которая направлена на извлечение прибыли. Бизнес – то, что нужно продать. Как и любая другая предпринимательская деятельности имеет объекты и субъекты. Объекты предпринимательской деятельности - это результаты этой деятельности, т.е. товары, работа, услуги. Субъектами являются предприниматель, потребитель, государство и наемный работник.
Вопросам предпринимательства посвящены труды таких ученых, как Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, Л.В., Н.В. Александрова, Л.B. Андреевой, С.И. Аскназия, B.C. Белых, С.Н. Братуся, А.Г. Быкова, K.M. Варшавского, В.Г. Вердникова, А. Газье, Е.П. Губина, A.B. Дозорцева, И.В. Ершовой, С. Жамен, З.М. Заменгоф, С.А. Зинченко, В.В. Исаченко, В.Л. Исаченко, и других российских и зарубежных ученых.
Объектом исследования выступает предпринимательство, предметом исследования является развитие малого предпринимательства.
Цель работы - исследование понятия и сущности предпринимательства, анализ проблем и перспектив развития малого предпринимательства в России и на примере ООО «Модусмед».
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность предпринимательства.
- Определить преимущества и недостатки организации малого предпринимательства в России.
- Дать организационно-экономическую характеристику предприятию ООО «Модусмед».
- Вывить основные проблемы и перспективы ООО «Модусмед».
При написании работы использовались следующие методы: обобщение, системный, сравнительный и финансовый анализ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности в экономике
1.1. Сущность предпринимательской деятельности в экономике государства, функции
Частное предпринимательство является основной экономики любого развитого государства. Именно частное предпринимательство позволяет организовать необходимое количество рабочих мест, а также принести значительных доход в государственную казну [22].
Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность граждан, которая осуществляется на основе собственных затрат для получения прибыли [7, c. 45].
Сущностью предпринимательской деятельности является создание товаров или услуг, которые могут быть востребованы на рынке и представляют ценностью для потребителя.
Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности [19, c. 37]:
- самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
- инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
- рисковой характер предпринимательства;
- продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
- законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.
В федеральном законе от 24 июля 2007 №209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» можно выделить следующие требования к предпринимательству [3]:
- Доля внешнего участия в капитале фирмы должна быть менее 25%.
- Средняя численность работников предприятия должна составлять от 101 до 250 человек для среднего бизнеса, менее 100 человек для малого бизнеса. Численность микропредприятий не должна превышать 15 человек.
- Выручка фирмы в год без учета налога на добавленную стоимость должна составлять менее 60 млн. руб. для микропредприятия, менее 400 млн. руб. для малого бизнеса и менее 1 млрд. руб. для среднего бизнеса по постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556.
Государственное регулирование процессов функционирования малого бизнеса является одним из важных условий его эффективного развития. Выявление эффективных форм и методов государственного регулирования обеспечивает возможность для формирования оптимальной политики развития регионального предпринимательства, включая его инфраструктуру [6, c. 10].
В настоящее время в связи с изменением институциональной структуры экономики, всё большим распространением рыночных механизмов, развитием местного самоуправления на уровне районов возникла необходимость совершенствования методического инструментария программно-целевого управления на региональном уровне и на уровне административно- территориальных единиц, как формы усиления государственного регулирования социально-экономических процессов [8, c. 41].
Необходимо отметить, что в настоящее время система законодательства РФ строится на трех уровнях [14, c. 110]:
- первый уровень включает в себя федеральные законы и прочие нормативные акты федеральных органов власти;
- нормативные законодательные акты субъектов РФ;
- нормативные законодательные акты органов местного самоуправления.
Правовой фундамент предпринимательства в России в настоящее время составляют:
- Конституция РФ от 12.12.1993 г. Статьей 8 части 1 Конституции Российской Федерации установлено, что в России существует единство экономического пространства, что обуславливает единство рынка, на котором могут свободно перемещаться товары и услуги, средства покупателей и продавцов, осуществляется поддержка конкуренции [1].
В данном едином пространстве пропагандируется свобода экономической деятельности и происходит свободное перемещение рабочей силы.
При этом Конституцией не только прямо предписана свобода осуществления экономической деятельности в рамках ЕЭП, также она формирует ряд разграничений полномочий между РФ и субъектами, осуществляющими деятельность на её территории, органами самоуправления в области, касающейся развития экономики. Помимо этого, Конституция РФ определяет ограничения свобод всех субъектов, осуществляющих экономическую деятельность.
- Гражданский кодекс РФ – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
Статья 2 ГК РФ определяет положение и права участников гражданского оборота, рассматривает право собственности, право на интеллектуальную собственность, регулирует договорные обязательства, как имущественные, так и неимущественные [2].
Гражданский Кодекс РФ дает следующее определение предпринимательской деятельности – это особый вид деятельности, который осуществляется предпринимателем на свой риск, который направлен на получение прибыли от использования имущества, реализации и продажи товаров конечному потребителю, от оказания услуг, при этом предприниматель обязан зарегистрироваться в установленном законодательном порядке.
Немаловажным актом, который регулирует деятельность малого бизнеса, является Уголовный Кодекс РФ, согласно задачам которого необходимо охранять права и свободы населения, собственность населения, окружающую среду, конституционный строй РФ. Уголовным Кодексом установлены принципы и основания возникновения уголовной ответственности за совершения преступлений, в том числе и в сфере развития предпринимательства [18].
Предприятия могут быть коммерческими или некоммерческими.
Главной целью создания и функционирования коммерческих организаций является получение прибыли. Для некоммерческих организаций - прибыль не является важной целью. Виды коммерческих организаций согласно гражданскому законодательству [23, c. 62]:
- полные товарищества;
- производственные кооперативы;
- общества с ограниченной ответственностью;
- муниципальные и государственные унитарные предприятия;
- коммандитные товарищества;
- акционерные общества;
В зависимости от организационно-правовых форм, осуществляется регистрация предпринимательской деятельности. Этот процесс является обязательным, и любое уклонение от правил преследуется законом. В первую очередь оплачивается государственная пошлина. Дальнейшие действия происходят в регистрирующем органе.
Предприниматель заполняет заявление и прикладывает его к остальным документам, включая ксерокопию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины. Сотрудник регистрирующего органа назначает день выдачи документа об открытии предпринимательства. Далее выбирается вид налогообложения, это зависит от области ведения предпринимательства и организационно-правовой формы.
Функции предпринимательства [28, c. 19]:
1. Общеэкономическая функция обуславливается ведением самой предпринимательской деятельности, направленной на производство товаров, услуг, что и является основой проявления этой функции. Ресурсная функция реализуется через эффективное использование как возобновляемых, так и ограниченных ресурсов. Предприниматель может добиться высоких результатов, если сможет эффективно объединить использование «капитала», «земли», «труда» и «предпринимательского таланта».
2. Инновационная функция означает возможность предпринимателями использовать в процессе своей деятельности не только новые идеи, но и вырабатывать новые средства достижения поставленных задач.
3. Социальная функция вытекает из возможности каждого гражданина вести собственное дело. Она проявляется в формировании людей способных вести самостоятельную экономическую деятельность, способных преодолевать сопротивление внешних факторов и достигать эффективных результатов деятельности.
4. Организаторская функция осуществляется через принятие собственниками самостоятельных решений по вопросам организации ведения собственного дела, формировании управления, изменения стратегии поведения фирмы и создания экономических структур.
Предпринимательская деятельность и ее сущность объективно появляется в сочетании всех названых функций.
Успешная управленческая деятельность невозможна без профессиональных навыков, определённых знаний и опыта работы. Если же их не хватает, собственнику предприятия целесообразнее передать функции управления производством профессиональному менеджеру. Предпринимателю необходимо представлять свою фирму в разных инстанциях и постоянно взаимодействовать с покупателями, поставщиками, представителями органов власти, сотрудниками фирмы и прочее. Это требует наличия у него навыков особого поведения, от которых в значительной мере зависит удачливость предприятия [21, c. 249].
Управленческие процессы в предпринимательстве аналогичны управленческим процессам в крупных бизнес-структурах. Отличаются они лишь масштабами, ориентированными на размер предприятия и объёмы производства. Управление такими объектами означает умение принимать решения, планировать результаты, анализировать, осуществлять контроль над выполнением заданий, организовывать труд работников и стимулировать его.
На тех малых предприятиях, где численность сотрудников не превышает двадцати человек, как правило, нет выделенного управленческого аппарата. Руководство работой, контроль над её выполнением, бухгалтерский учёт в небольших фирмах ведутся на элементарном уровне. Если же на предприятии трудятся около шестидесяти-семидесяти человек, для управления хозяйством необходимо специальное управленческое подразделение, регулирующее технологию сбыта и контролирующее движения финансов и труд работников [11, c. 96].
Что же касается предприятий с численностью служащих до ста человек, то на них может существовать несколько управленческих структур. Каждый из этих вариантов сугубо индивидуален, и управленческий аппарат создаётся относительно характера производства, вида поставляемой им продукции, сектора рынка сбыта, типа взаимоотношений между работниками и стимула для их труда. Грамотный управленец должен уметь организовать деятельность предприятия таким образом, чтобы на контролирование её затрачивалось как можно меньше усилий, а качество товара или услуг при этом не страдало. Такой стиль управления требует предпринимательских способностей, наличие которых проверяется только на практике.