Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности в экономике
1.1. Сущность предпринимательской деятельности в экономике государства, функции
1.2. Преимущества и недостатки организации малого предпринимательства в России
Глава 2. Анализ организации деятельности малого предприятия и перспективы его развития
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Модусмед»
2.2. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности
Предприниматель-управленец должен обладать навыками психолога и в той или иной степени представлять, какие способы управления помогут в организации успешной деятельности малого предприятия. В некоторых случаях основным является материальный стимул, в некоторых не обойтись без морального стимула. Иными словами, для того, чтобы управлять малым предприятием, нужно ориентироваться на потребности фирмы и её работников и на перспективы развития производства [5, c. 80].
Ценность кадровой политики заключается в том, что посредством ее на предприятии формируется конкурентоспособный трудовой потенциал, который способствует развитию предприятия и достижению целей.
Предприятия малого бизнеса имеют преимущества в том, что малым предприятиям легче подстроиться под постоянные перемены и требования рынка. Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и мобильными, благодаря чему даже в условиях кризиса несут меньше потерь, чем крупные компании [13].
Также в настоящее время отмечается тенденция, при которой квалифицированные специалисты стремятся работать не только на крупных предприятиях, как это было ранее, а на предприятиях малого бизнеса. На наш взгляд, это связано с особенностями кадровой политики на малых предприятиях.
Как правило, на предприятиях малого бизнеса сотрудники имеют возможность более тесно взаимодействовать с руководством фирмы, благодаря демократическому стилю управления. Например, руководство учитывает мнение и пожелания сотрудников, принимает непосредственное участие в разрешении разного рода конфликтов, решает проблемы, делится с сотрудниками планами работы на будущее.
1.2. Преимущества и недостатки организации малого предпринимательства в России
Развитие предпринимательства в Российской Федерации идет особым путем. Многие рынки в нашей стране монополизированы, качество многих товаров и услуг оставляет желать лучшего, а многие заказы на производство товаров и услуг передаются «нужным людям», что подрывает сущность частного предпринимательства. Но, не смотря на множество проблем, российская рыночная экономика постепенно приближается к цивилизованным меркам [15, c. 89].
Малый и средний бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства.
Малый и средний бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения, снижена налоговая нагрузка [8, c. 42].
Предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице.
Ещё одно преимущество такого бизнеса - это тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.
Кроме того, любое предприятие малого может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.
Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев позволяют значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.
Кризисы, произошедшие за последние 10 лет, показали всю нестабильность экономической ситуации и незащищенности работников перед этими обстоятельствами. Некоторые из них решили перестать мириться со своим положением и организовать собственный бизнес, который станет не только источником дохода, но и возможностью заниматься своим любимым делом на коммерческой основе. Во многих развитых странах частное предпринимательство является значительным источником средств для пополнения государственного бюджета, поэтому руководящие органы оказывают ему всяческую поддержку [16].
Многие работники мечтают о своей карьерной независимости, но не решаются на открытие бизнеса из-за нехватки средств или боязни прогореть. На самом деле частное предпринимательство сталкивается с очень жесткой конкурентной борьбой и не всегда ее выдерживает. Во многом успешность будущего дела определяет изначальная идея, концепция, которая отражает его сущность, характер. В идеале она должна быть новаторской и не похожей на остальные, что позволит ей первой занять новую нишу на рынке товаров и услуг.
Найти такое решение крайне сложно, потому, что современный потребитель пресыщен все возможными идеями и вещами. Он потерял интерес к некоторым категориям товаров и услуг. Итак, частное предпринимательство с чего начать? Во-первых, поиск концепции будущего дела.
Главными критериями ее выбора должны стать новаторство, актуальность, перспектива ее продажи широкому кругу лиц, оценка конкурентных преимуществ. Во-вторых, написание бизнес-плана. Это очень важная часть ступень для открытия малого бизнеса. В этом документе прописываются расходы, план действие, предполагаемый доход, источники финансирования, поставщики, рыночная и себестоимость услуги или товара. Бизнес-план является основным документом, который будет представлен на рассмотрение инвесторам. Сегодня правительство РФ решило поддержать частное предпринимательство и выделило определенную сумму субсидий, выдаваемых бизнесмену после рассмотрения специальной комиссии его бизнес-плана. Подробной информацией об условиях участия в получении этих денег можно узнать в любом государственном центре по трудоустройству. На их базе можно пройти бесплатное обучение азам ведения бизнеса и составления бизнес-плана.
Многие люди отмечают, что частное предпринимательство в России связано с бесконечной бумажной волокитой. К сожалению, это правда. Эту проблему можно решить, обратившись за консультацией и помощью в юридическую компанию. Они подскажут, какие документы нужно будет собрать, в каком порядке их подавать и в какой срок они должны быть рассмотрены. В большинстве случаев частное предпринимательство оформляется, как ООО или ИП. Зарегистрировать в ЕГРЮЛ их легче всего, при этом потребуется минимум времени [17].
Для этой процедуры понадобятся устав, заявление, название, уставной капитал, данные о сотрудниках, ИНН и прочие документы. В ИФНС новому юридическому лицу будет присвоен свой номер, по которому можно будет проконтролировать всю его деятельность. Также руководителю нужно будет подать документы во внебюджетные фонды с данными о своих сотрудниках и просьбой о выдаче свидетельства. На начальном этапе не многие предприниматели могут позволить иметь себе в штате сотрудников бухгалтера или юриста. На самом деле новое юридическое лицо в их услугах и грамотных консультациях будет нуждаться на протяжении всего времени своего существования вне зависимости от наличия прибыли или ее отсутствия.
Так многие новички не знают того, что даже при отсутствии какой-либо деятельности зарегистрированная организация обязана предоставлять квартальную и годовую отчетность в ИФНС.
Помочь разобраться во всех нюансах ведения дел и их законном обосновании поможет приглашенный аудитор или бухгалтер. Несмотря на все трудности, частное предпринимательство открывает дверь в мир новых возможностей, позволяет опробовать свои силы в новом деле, достичь определенного уровня независимости.
К недостаткам бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств, он более подвержен изменениям экономической ситуации в стране и в мире. Внешние факторы воздействуют на такое предприятие часто достаточно жёстко. Малый и средний бизнес редко используется как объект инвестирования капитала и вообще мало способен к значительному расширению. Закупки обычно ограничиваются объёмом производства, и нет возможности для получения существенных скидок [17].
Цель – удовлетворение потребностей человека путем предоставления различных товаров и услуг за определенный размер вознаграждения, выраженного в денежном эквиваленте [32].
Можно выделить основные проблемы в развитии малого предпринимательства в России [17]:
- административные барьеры;
- нестабильность законодательства;
- отсутствие инфраструктуры;
- высокие налоговые ставки;
- высокие издержки, которые несет малый и средний бизнес в связи с необходимостью прохождения административных процедур и нарушениями прав предпринимателей со стороны регулирующих органов;
- недоступность финансирования, высокие процентные ставки по кредитам.
Для повышения эффективности системы поддержки малого бизнеса, по мнению специалистов, необходимо осуществить следующие рекомендации:
– развивать систему налоговых льгот для субъектов малого производственного, экспортно-ориентированного и инновационного предпринимательства;
– совершенствовать механизм микрокредитования субъектов МСП как эффективный инструмент, обеспечивающий увеличение доступа к кредитным ресурсам;
– увеличить объемы финансирования поддержки региональных гарантийных и венчурных фондов путем привлечения средств из пенсионных и страховых организаций;
– увеличить субсидии малым инновационным и экспортно-ориентированным предприятиям;
– усилить ответственность региональных администраций за эффективность и целевую направленность распределения финансовых средств в рамках программ поддержки малого предпринимательства.
Глава 2. Анализ организации деятельности малого предприятия и перспективы его развития
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Модусмед»
Предприятие ООО «Модусмед» является обществом с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная.
ООО «Модусмед» специализируется на продаже медицинской продукции (препараты и оборудование). Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей.
Целью создания данного предприятия является обеспечение рынка медицинской продукцией и получение на основе этого прибыли.
Динамика технико-экономических показателей деятельности за 2017-2019г. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных технико-экономических показателей ООО «Модусмед» за 2017-2019 гг.
Показатели |
Период |
Темпы роста |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
18/17 |
19/18 |
|
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
25680 |
23540 |
26784 |
91,7 |
113,8 |
2. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
20766 |
18624 |
21 845 |
89,7 |
117,3 |
3. Среднегодовая стоимость ОФ, руб. |
1254 |
1024 |
1135 |
81,7 |
110,8 |
4. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
587 |
421 |
620 |
71,7 |
147,3 |
5.Чистая прибыль, тыс. руб. |
446 |
337 |
496 |
75,6 |
147,2 |
6. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. (п2:п1) |
0,81 |
0,79 |
0,82 |
-0,02 |
0,02 |
7.Численность работников, чел |
10 |
11 |
11 |
110 |
- |
8. Фондоотдача, руб. (п1:п3) |
20,5 |
23,0 |
23,6 |
112,3 |
102,7 |
9. Рентабельность, % –продукции, работ, услуг (п4:п2) |
2,8 |
2,2 |
2,8 |
78,5 |
186,6 |
10. Производительность труда, руб. |
2568 |
2140 |
2434,9 |
83,33 |
113,7 |
11 Среднегодовая сумма оборотных средств, тыс. руб. |
2541 |
2984 |
3001 |
117,4 |
100,6 |
12. Коэффициент оборачиваемости |
10,1 |
7,9 |
8,9 |
78,1 |
113,1 |