Файл: Механизмы управления конфликтными ситуациями в организации ГБОУ №286 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ВИДОВ КОНФЛИКТОВ
1.1Сущность и структура конфликта
1.2 Конфликты в государственных структурах и методы их разрешения
ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ГБОУ №286 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1Общая характеристика ГБОУ №286 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА и его кадровый состав
2.2Причины возникновения конфликтов и пути их урегулирования в ГБОУ №286 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.3Рекомендации по усовершенствованию мер предупреждения конфликтов в ГБОУ №286 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Большинство руководителей на вопрос об их отношении к конфликтам в коллективе ответят, что последние нежелательны для управленца и организации. Однако можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны: подобные столкновения, отражающие на уровне личностей, социальных групп и коллектива в целом принцип борьбы противоположностей, помогают учреждению развиваться.
Новизна постановки избранной темы. Сегодня каждое учреждение стремится к повышению результативности деятельности, а для этого, в частности, необходимо выполнить в отношении кадрового состава ряд действий: наладить рабочий процесс, грамотно подобрать коллектив и обеспечить отсутствие в нем разногласий и психологической напряженности. Именно поэтому важно не допускать или сводить к минимуму конфликтные ситуации в учреждении. Если такое недостижимо, целесообразно использовать конфликт как инструмент управления, добиваясь с его помощью положительных результатов.
Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л.Козера, К.Болдинга, Т. Парсона и других. Л.Козер предложил теорию позитивно-функционального конфликта. Попытка создания единой теории конфликтов с применением математического аппарата была предпринята и в нашей стране - В.В.Дружининым и Д.С.Конторовым. Сегодня исследования конфликтов проводятся всесторонне, с привлечением достижений ряда областей знаний: истории, математики, педагогики, правоведения, психологии, социологии, философии, военного дела.
В работе использовались труды таких авторов как: Анцупов, А.Я., Василюк Ф.Е., Лукаш Ю.А., Решетникова К.В..
Целью данной работы является рассмотрение управление конфликтами в организации (на примере ГБОУ №286 г. Санкт-Петербурга).
Для достижения поставленной цели, были разработаны следующие задачи:
1.Исследовать теоретические аспекты сущности и структуры конфликта.
2. Выявить причины возникновения конфликтов в ГБОУ №286 г. Санкт – Петербург.
3.Разработать мероприятия для профилактики и регулирования конфликтными ситуациями в ГБОУ №286 г. Санкт – Петербург.
Объектом исследования являются административные конфликты в учреждении.
Предметом исследования являются особенности регулирования конфликтных ситуаций в учреждении.
В работе были использованы такие методы, как сбор, анализ, систематизация научной литературы, опрос в форме анкетирования.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованных источников и приложения.
Первая глава работы посвящена раскрытию теоретических и методологических основ конфликтов и конфликтов в организациях.
Во второй главе дается оценка существующей системы разрешения конфликтов и наличия конфликтных ситуаций в коллективе, предлагаются рекомендации по совершенствованию системы разрешения конфликтов. На основании проведенного анализа даны рекомендации по усовершенствованию мер предупреждения конфликтов в ГБОУ №286 г. Санкт-Петербурга
В заключении приведены основные выводы по результатам исследования, даются предложения по их практическому применению.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ВИДОВ КОНФЛИКТОВ
1.1Сущность и структура конфликта
Конфликт как основное понятие представлено в различных науках. В работе будет рассмотрено понятие конфликта в таких отраслях науки как философия, психология, обществознание.
В философии понятие конфликта представляет собой определенную стадию развития, в результате которой противоположности доходят до крайнего состояния. Основным ярким представителем мнения о «борьбе» стал К. Маркс. Георг Зиммель считал конфликты неизбежным для эффективного формирования социума.
В обществоведении понятие конфликта определяется несколькими подходами. На основании первого подхода, конфликт определяется как столкновение противоположных мнений, позиций. Психологические словари представляют следующее понятие конфликта как «отсутствие согласия между несколькими сторонами» [16].
Многими авторами и исследователями представляются и определяются основные функции и варианты результатов конфликта. Основной функцией конфликта называют определение проблемы и противоречия в социальной жизни субъекта, определенной психологической системы (группы, сообщества). Так же выявляют функцию определения путей разрешения возможных противоречий и всестороннее развития субъекта.
В результате анализа литературных источников можно обозначить следующие функции конфликтов:
1.Сигнальная функция.
Конфликт как определение и действие является своеобразным сигналом к изменениям. Исследователь Ф.Е. Василюк считает необходимость во внутренних конфликтах для эффективного развития общества[2].
2.Информационная функция.
Данная функция заключается в выявлении неблагоприятных моментов в социальной группе или общности. Так же данная функция определяется исследователями как связующая или коммуникативно-информационная. В результате формирования конфликта, наступает момент информационного прорыва, в результате которого происходит информационное обеспечение другой стороны. В результате вышеуказанного прорыва наступает альтернативное завершение конфликта.
3.Дифференцирующая функция.
Данная функция определяет социальное разделение, которое отражает переориентацию мнений, которые были задействованы в конфликте.
4.Динамическая функция.
Конфликт способствует социальному развитию, росту и эффективному продвижению вперед. И являясь своего рода источником глубокого противоречия, конфликт выступает как двигатель в развитии общества. И чем больше и обширнее конфликт – тем более широкое поле изменений он несет в результате своего влияния[19].
Так же определяется функциональная противоречивость конфликта. Она основывается в первую очередь на том, что тенденции противоположно направлены и имеют конфликт в своей структуре. На основании этого Я. Штумпски обозначил противоположные пары функций социального конфликта.
1.Различающая и отождествляющая.
2.Интегрирующая и дезинтегрирующая.
3.Маскирующая и демаскирующая.
4.Прогрессивная и регрессивная.
5.Позитивная и негативная.
В результате выявленных функций конфликта можно представить миссию конфликта как конструктивную и деструктивную. К первой категории хотелось бы отнести следующие аспекты: положительное выявление противоречий в системе, снятие напряжения в различного рода взаимоотношениях между социальными структурами. Так же конструктивными функциями конфликта следует назвать и то, что в результате выявленного конфликта стороны определяют для себя свои возможности и формируют адекватную самооценку; разрешение конфликта и сплочение коллектива или группы; определение противников и скрытых недоброжелателей.
Кроме этого необходимо обозначить негативные стороны конфликтов: определение недостатков и потеря чувства собственного достоинства; увеличение негативного влияния и ухудшение отношений между конфликтующими сторонами; формирование новых конфликтов [6].
Далее необходимо представить функции конфликта непосредственно в условиях производства, в которых выделяются следующие функции конфликта на производстве[5].
1.Изменение рабочих мест.
2.Создание необходимых организационных связей.
3.Определение и фиксация определенных частей системы и связей между частями.
4.Отбор рабочей силы требуемого качества.
Выделяют основные функции организационного конфликта[8]:
1.Группообразование, выявление и поддержание параметров группы как нормативных, так и физических.
2.Стабилизация основной системы внутригрупповых и межличностных отношений, объединение и упорядочение, отождествление, вхождение в социум и эффективная адаптация личностей и обществ.
3.Эффективное получение информации об окружающей действительности (определение степени враждебности или доброжелательности среды).
4.Стабилизация баланса сил.
5.Формирование абсолютно новых систем социальных институтов.
6.Диагностика нарушений жизнедеятельности организации.
Далее необходимо выделить основные важные структурные элементы и наиболее важные характеристики конфликта, с целью более полного раскрытия понятия конфликта. Иногда структура конфликта рассматривается как устройство. Структура конфликта определяется как совокупность определенных устойчивых связей конфликта, которая формирует и определяет его целостность. Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. представляют следующую структуру конфликта [1]. Сначала следует отметить, что авторами предложено описание конфликтной ситуации с объективным содержанием и субъективным значением. Сначала необходимо рассмотреть объективное содержание конфликтной ситуации.
1.Участники конфликта.
В любом конфликте действующими лицами являются люди. В любом конфликте, либо межличностном, либо административном конфликте люди могут выступать в конфликте в качестве частного лица, в качестве какого-либо официального лица или юридического лица. Отмечается так же, что участники конфликта так же могут образовывать разные сообщества и социальные группы.
Так же необходимо отметить и различной степени участия в конфликте. И, исходя из особенностей степени влияния, определяют основных участников конфликта, группы, которая оказывает поддержку, а так же другие участники. Основных участников конфликта часто определяют как противоборствующие стороны. Как правило, это те участники конфликта, которые совершают некоторые наступательные или защитные действия друг против друга. Оппоненты совершают активные действия друг против друга и таким образом находятся в центре конфликтной ситуации, а значит, являются участниками конфликта [4].
Противоборствующие стороны являются самым важным составляющим звеном любого конфликта. В случае отказа одной из противоборствующих сторон от конфликта – таким образом, конфликт прекращается. Так же к конфликте можно выделить одну противоборствующую сторону, которая начала конфликт. Эту сторону называют инициатором конфликта. Исключение составляет длительный межгрупповой конфликт, где уже достаточно трудно определить инициатора и инцидент, приведший к конфликту.
Так же авторы предлагают рассмотреть такие понятия как ранги или уровни возможностей оппонентов. Это своего рода основные возможности оппонентов, которыми они могут воспользоваться и иметь преимущество в конфликтной ситуации. Такие возможности выражаются в знаниях, физических возможностях, социальных возможностях, материальных, а так же ранги оппонентов выражаются в наличие деструктивных потенциалов – физической силы, наличия оружия. Прежде чем, конфликт начнется оппонентам необходимо провести самоанализ по указанным аспектам и не использовать преимущества соперника, избегать ситуаций, при которых он может воспользоваться своими преимуществами.
Группа поддержки определяется как сила в виде одного человека или группы людей, которые могут оказать какую-либо помощь противоборствующей стороне.
Участники конфликта, которые не оказывают значительного влияния на результат конфликта или носят эпизодическое влияние, именуются исследователями как другие участники конфликта.
2.Предмет конфликта.
Как правило, началом конфликта может послужить какое-либо противоречие, которое определяется как столкновение интересов или сил сторон. В результате данного столкновения формируется борьба, отражающая направленность на разрешение противоречия в полной мере. При недостаточном разрешении всех противоречий конфликт не заканчивается, а как правило затухает, а затем может снова возникнуть.
Такое понятие как предмет конфликта носит довольно размытый характер, так как для каждой стороны основа конфликта это некоторое противоречие, по причине возникновения которого стороны и вступают в конфликт [7].
3.Объект конфликта является сердцевиной проблемы. Объектом конфликта является та ценность, к обладанию которой стремится каждый оппонент. Объектом может быть материальная сторона, обладание властью или духовная составляющая, такая как идея или принцип.
4.Макро- и микросреда определяется ближайшим окружением сторон или социальной группой, к которой относится противоборствующая сторона.