Файл: Механизмы управления конфликтными ситуациями в организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджер должен стать психологом, который понимает «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».

Менеджер прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видео презентации по скайпу, разбирается в социальных сетях. Помимо образовательной деятельности сотрудника должны уметь вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы. Для диагностики причин конфликтов в коллективе отеля и эффективности их разрешения было проведено исследование при помощи разработанного опросника (Приложение 2).

В исследовании приняли участие 41 респондент. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя конфликтной личностью?» представлено на рис. 6.

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя конфликтной личностью?», %

Из рис. 6 видно, что 57% респондентов не считают себя конфликтной личностью. Положительный ответ на данный вопрос дали лишь 2%, склоняются к положительному ответу почти треть опрошенных (29%).

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы оказываетесь участником столкновений на работе?» представлены на рис. 7

Из рис. 7 можно сделать вывод, что более половины опрошенных (51%) членов коллектива отеля иногда принимают участие в конфликте. Треть (32%) опрошенных сказали, что они периодически вступают в конфликт.

Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы оказываетесь участником столкновений на работе?», %

Доля опрошенных, которым удается избегать конфликтов, составила 7%, доля опрошенных, которые очень часто участвуют в конфликтах, составила 5.

На рис. 8 представлено распределение ответов опрошенных на вопрос: «Как часто в Вашей организации возникают столкновения?».

Рисунок . Распределение ответов опрошенных на вопрос: «Как часто в Вашей организации возникают столкновения?», %

Из рис. 14 можно сделать вывод, что более трети (36%) опрошенных коллектива отеля считают, что конфликты в организации случаются иногда, почти четверть (25%) опрошенных считают, что периодически, пятая часть (20%) опрошенных указали, что почти никогда не сталкивались с конфликтными ситуациями, лишь 10 % опрошенных считают, что конфликты в коллективе – очень частое явление.


На рис. 9 представлено распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие конфликты возникают чаще всего в Вашей организации по субъектам взаимодействия?».

Рисунок . 9Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие конфликты возникают чаще всего в организации по субъектам взаимодействия?», %

Из рис. 9 сделать вывод, что подавляющее большинство опрошенных (69%) считают, что основными типами возникающих конфликтов являются межличностные. Почти треть опрошенных (29%) назвали наиболее частным видом возникающих конфликтов в коллективе столкновения между личностью и группой. Далее на рис. 16 представим распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие конфликты возникают чаще всего в Вашей организации по характеру проявления?».

Рисунок 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие конфликты возникают чаще всего в Вашей организации по характеру проявления?», %

Из рис. 19видно, что наиболее частные виды конфликтов (по мнению 66% опрошенных) в коллективе отеля – эмоциональные, беспредметные.

На рис. 10 представлено распределение ответов на вопрос «Какие конфликты возникают чаще всего в Вашей организации по содержанию?».

Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос «Какие конфликты возникают чаще всего в Вашей организации по содержанию?», %

Из рис. 11 можно сделать вывод, что почти половина опрошенных считает возникающие конфликты в отеле организационными. На втором месте (24%) распределились ответы с вариантом – «трудовые». Пятая часть опрошенных (20%) отдала предпочтение варианту «коммуникационные».

Доля опрошенных, которые считают, что наиболее частыми видами конфликтов, происходящих в отеле , являются духовные, - незначительна, и составила всего 2%.

Рисунок. 12. Распределение ответов респондентов на вопрос «Назовите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность вашей работой», %

На рис. 12 представлено распределение ответов респондентов на вопрос «Назовите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность вашей работой».

Из рис. 12 можно сделать вывод, что наиболее частая причина недовольства респондентов – неудовлетворенность уровнем материального вознаграждения (45%), на втором месте по частоте ответов (27%) наблюдается причина неудовлетворенности социально-психологическим климатом, на третьем месте (24%) – отсутствие системы профессионального развития.


На рис. 14 представлены ответы на вопрос «Назовите основные причины трудовых, организационных и межличностных конфликтов».

Рисунок. 13. Ответы на вопрос «Назовите основные причины трудовых, организационных и межличностных конфликтов», %

Среди основных причин трудовых, организационных и межличностных конфликтов работниками были отмечены следующие: личная неприязнь (2 % респондентов); возрастные различия (5 % респондентов); различия в социальном положении (24 %); различия в ценностных установках (35 %); неэффективная организация труда персонала (17 %); ошибки в построении организационной структуры предприятия (5 %); отсутствие материальных вознаграждений (12 %).

На рис. 14 представлено распределение ответов на вопрос: «Какие приемы разрешения конфликтов Вы чаще всего применяете в своей практике?».

Рисунок. 14. Распределение ответов на вопрос: «Какие приемы разрешения конфликтов Вы чаще всего применяете в своей практике?», %

Из рис. 14 видно, что наиболее частый стиль разрешения конфликтов в коллективе – посредничество. Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно, скорее всего, в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки «сохранить лицо». Существует зависимость между уступками, делаемыми человеком другим людям, и его представлении о себе как о «сильной личности». Второе место по частоте применения делят такие методы, как затягивание конфликта (уклонение) и доверительная беседа. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

На рис. 15 представлено распределение ответов опрошенных на вопрос: «Насколько важно, по Вашему мнению, участие специалиста в разрешении конфликтов в Вашем коллективе?».

Рисунок. 15. Распределение ответов опрошенных на вопрос: «Насколько важно, по Вашему мнению, участие специалиста в разрешении конфликтов в Вашем коллективе?», %

Из рис. 15 можно сделать вывод, что более половины опрошенных считают, что желательно наличие специалиста по разрешению конфликтов в коллективе отеля. Примерно равные доли опрошенных (20 % и 24%) считают, что в таком специалисте нет нужды.


На основе анализа результатов опроса были выявлены основные причины неэффективного взаимодействия оппонентов в процессе разрешения трудового или организационного конфликта в отеле:

– низкий уровень конфликтологической компетентности у большинства работников и руководителей;

– отсутствие системной работы по привлечению к урегулированию организационных и трудовых конфликтов специалистов по управлению персоналом, конфликт-менеджеров, медиаторов, конфликтологов;

– отсутствие кадровой технологии управления конфликтами и стрессами в отеле «Строитель» Казачий Стан» .

Заключение

Исследование практики управления конфликтами проводилось на базе отеля «Строитель» Казачий Стан» .

В ходе исследования была проведено оценка уровня конфликтности персонала. Было установлено, что более трети персонала (38%) имеют уровень конфликтности выше среднего. 20 % персонала имеют низкий уровень конфликтности, 20% - средний. Средний балл по группе – 28,0 , что соответствует среднему уровню конфликтности в группе. На основании приведенных результатов можно сделать вывод, что в данном коллективе уровень конфликтности сотрудников находится на среднем уровне, хотя ряд сотрудников обладают чертами характера, особенностями поведения, характерными для конфликтной личности.

Уровень конфликтности чуть выше среднего преобладает среди женского персонала отеля «Строитель» Казачий Стан» . Анализ показал, что уровень конфликтности выше среднего имеют, преимущественно, молоды люди.

Анализ причин и методов разрешения конфликтов среди персонала позволил сделать следующие выводы. Коллективу рассматриваемой образовательной организации, как и любой другой, свойственны конфликты. Основные виды конфликтов, присущие персоналу можно разделить на следующие группы: учитель-администрация, учитель-ученики, учитель-учитель, учитель-родители, методический конфликт.

Как показал опрос эффективности разрешения конфликтов в коллективе отеля , основными видами конфликтов являются межличностные, эмоциональные, беспредметные, организационные.

Наиболее частая причина недовольства респондентов – неудовлетворенность уровнем материального вознаграждения, на втором месте по частоте ответов наблюдается причина неудовлетворенности социально-психологическим климатом, на третьем месте – отсутствие системы профессионального развития.


Среди основных причин трудовых, организационных и межличностных конфликтов работниками были отмечены следующие: различия в социальном положении; различия в ценностных установках; неэффективная организация труда персонала; отсутствие материальных вознаграждений.

Наиболее частый стиль разрешения конфликтов в коллективе отеля – посредничество. Второе место по частоте применения делят такие методы, как затягивание конфликта (уклонение) и доверительная беседа.

Более половины опрошенных считают, что желательно наличие специалиста по разрешению конфликтов в коллективе отеля.

Список использованной литературы

  1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001
  2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// "Российская газета", N 231, 03.12.1996.
  3. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. М.: Проспект, 2018. 448 с.
  4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер. 2019. 528 с.
  5. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации / М.А. Баннова [Текст] // Мировая наука. — 2019. — № 3 (24). — С. 99-101.
  6. Бугаков В.М. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 237 c.
  7. Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 144 с.
  8. Валиуллова А.А. Управление конфликтами в современных российских организациях / А.А. Валиуллова [Текст] // Научный журнал. 2018. № 3 (26). С. 112-117. В
  9. Васкевич Д.В. Управление конфликтами на предприятии / Д.В. Васкевич [Текст] / Academy. — 2019. — № 7 (46). — С. 114-116.
  10. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. – С. 575.
  11. Деккушева А.Д. Факторы конфликта и их характеристика / А.Д. Декушева [Текст] // Научные проблемы гуманитарных исследований, — 2019. — № 3. — С. 217–223.
  12. Иванова О. А., Суртаева Н. Н. Конфликтология в социальной работе. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 282 с.
  13. Исаева О.М. Управление персоналом [Текст]: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 244 c.
  14. Канатаев Ю.А. Психология конфликта [Текст]/ Ю.А. Канатаев. — М.: ВАХЗ, 2015. — 379 с.
  15. Кузнецова Т.А. Управление конфликтами в организации / Т.А. Кузнецова [Текст] // Вестник современных исследований. — 2018. — № 10.4 (25). — С. 108-110.
  16. Леонов Н.И. Основы конфликтологии [Текст]: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. — Ижевск, 2019.-418 с.
  17. Литвиненко И.Л. Менеджмент / И.Л. Литвиненко [Текст]/ / Учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) / Москва, — 2016. — 168 с.
  18. Лопарев А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология. Учебник. М.: Юрайт. 2017. 290 с.
  19. Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2017. 154 с.
  20. Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 156 с.
  21. Разгонова Е.Ю. Управление конфликтами / Е.Ю. Разгонова [Текст] // Молодежь и наука. — 2018. — № 7. — С. 25.
  22. Рачицкая В.А. Место и роль организационного конфликта в управлении организацией / В.А. Рачицкая [Текст] // Via scientiarum — Дорога знаний. — 2019. — № 1. — С. 72-75.