Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
Рис. 1. Три уровня организационной культуры (по Э. Шайну) [28, c. 452]
Рассмотрим содержание каждого уровня (табл. 4).
Таблица 4
Содержание уровней организационной культуры [20, c. 411]
Наименование
Содержание
Поверхностный
(символический)
Согласно Шайну, познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного» или «символического», уровня, включающего такие видимые внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуникации, лозунги и т.п., или всё то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека. На этом уровни вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно интерпретировать в терминах организационной культуры без знания других её уровней
Подповерхностный
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают её второй, «Подповерхностный», уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности, верования и убеждения, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке, каким образом они несут в себе смысловое объяснение первого уровня. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Второй уровень корпоративной культуры получил у Шайна название «организационная идеология». Он особо подчёркивает здесь роль жизненного кредо лидера компании – создателя или преобразователя её культуры.
Базовый
(глубинный)
Третий, «глубинный», уровень включает новые («фундаментальные») предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе. При рассмотрении проблематики организационной культуры у исследователей неизбежно возникает потребность в некой «объединяющей» теоретической схеме, в которую бы укладывались основные подходы к изучению феномена корпоративной культуры.
Очень интересным представляется рассмотрение модели 3-х профилей организационной культуры, сформированная Дж. Мартином (Стэнфордский университет), а также Д. Мейерсоном (университет штата Мичиган). Она было представлена в виде публикации в 1987 г., а спустя год модернизирована. Согласно теории данных ученых главенствующие исследования в сфере корпоративной культуры можно уместить в рамки 3- её основных профилей [8, c. 396]:
а) интеграционный;
б) дифференцированный;
в) фрагментарный.
Рассмотрим сущность и содержание каждого из профилей (рис. 2).
Основные профили организационной культуры
Интеграционный профиль являет культуру в дефинициях последовательности, упорядоченности, ясности, имеющегося на уровне всей организации консенсуса. Сотрудники организации достигают согласия относительно того, что они должны делать и почему это надо делать. В культуре, как говорят приверженцы этого подхода, нет места двусмысленности, а также неопределённости.
В противодействие указанной точке зрения, сторонники дифференцированного профиля описывают проявления культуры, как правило, непоследовательные и несогласованные. При данном подходе консенсус возможен только лишь в рамках отдельной субкультуры. С данной позиции субкультуры позиционируются как бы «островками ясности в океане неопределённости».
Последователи фрагментарного профиля трактуют неопределённость как неизбежный и всепроникающий феномен жизнедеятельности современной организации. Как они полагают, очевидная последовательность действий, как и очевидная непоследовательность, в организациях весьма редки. Консенсус и диссенсус как бы сосуществуют друг с другом, причём в непрерывно меняющемся сочетании, завися от колебаний внешней и внутренней среды. Любые проявления культуры можно объяснять всевозможными способами. С данной точки зрения в культуре нет какого-то стабилизирующего консенсуса ни на уровне организации в целом, ни на уровне отдельных субкультур.
Рис. 2. Основные профили организационной культуры [14, c. 293]
В таблице 5 описаны специфические черты приведенных 3-х профилей (по схеме Мартина и Мейерсона).
Таблица 5
Отличительные характеристики профилей [29, c. 264]
Отличительные характеристики |
Интеграция |
Дифференциация |
Фрагментарность |
Ориентация на консенсус |
консенсус на уровне всей организации |
консенсус лишь в границах отдельных субкультур |
отсутствие консенсуса |
Отношения проявлений культуры |
последовательность |
отсутствие последовательности |
нельзя однозначно определить |
Ориентация по отношению к неопределённости |
исключает, избегает |
вытесняет за пределы субкультур |
признаёт |
Примеры сторонников |
Э. Шайн, У. Оучи, Т. Питерс, С. Барли |
Дж. Ван Маанен, М. Розен, Э. Янг |
К. Веик, Д. Мейерсон, М. Фелдман |
По критерию того, какие именно уровни изучаются, организационная культура делится на субъективную и объективную (табл. 6).
Таблица 6
Содержание видов организационной культуры
Субъективная
Субъективная культура включает принимаемые всеми сотрудниками ценности, ожидания, убеждения, нормы этики, восприятие организационного окружения. В неё включают перечень компонент духовной части «символики» культуры: героев организации, мифы, истории об ней, её лидерах, ритуалы и табу, организационные обряды, восприятие языка общения и лозунгов.
Субъективная культура является фундаментом создания культуры управления, то есть стилей руководства, а также решения представителями управленческого звена проблем, их поведения. Это формирует различия среди похожих на вид организационных культур [26, c. 197].
Наименование
Содержание
Объективная
Объективную организационную культуру, как правило, увязывают с физическим окружением: здание организации и его оформление, местоположение, оборудование и мебель, используемые технологии, цвета и объём пространства, удобства, кафетерий, стоянки для автомобилей и они сами, и т.п. Всё это в определенной степени отображает ценности, которые присущи конкретной организации [2, c. 185].
Невзирая на факт того, что значимыми являются оба аспекта, первый аспект предоставляет более значимое количество возможностей для определения, как отличительных черт, так и общих моментов между людьми, а также организациями.
Известная книга Ч. Хэнди («Боги управления») содержит характеристику 4-х главных типов организационной культуры согласно следующим представителями пантеона богов Древней Греции (рис. 3).
Типы организационной культуры в соответствии с греческими богами
Зевс, патриарх всех богов, олицетворяет культуру харизматического лидерства, в которой профессионалы могут свободно следовать инстинктам
Аполлон, бог мудрости, гармонии и порядка, олицетворяет культуру традиционной бюрократии и контроля руководства
Афина, покровительница Одиссея, а также ремесленников и всех тех, кто находится в поисках новых путей, олицетворяет культуру командной работы по реализации разных проектов
Дионис, покровитель виноградарства и виноделия, олицетворяет культуру независимости и индивидуализма
Рис. 3. Типы организационной культуры в соответствии с греческими богами [9, c. 231]
Таким образом, можно охарактеризовать следующие виды организационной культуры (табл. 7).
Таблица 7
Характеристика видов организационной культуры [25, c. 174]
Наименование
Содержание
«Культура власти»
В данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру.
Продолжение таблицы 7
«Культура власти»
Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности.
Пример культур власти часто можно обнаружить в маленьких предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Такую структуру лучше всего представить в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов, и небольшой доли бюрократизма. Проблемы решаются, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Размер – это проблема для культур власти: трудно соединять слишком много видов деятельности и при этом сохранить контроль. Такие организации преуспевают в создании организаций с большей степенью независимости, сохраняя при этом контроль над финансами.
Чтобы хорошо уживаться с культурой власти, служащий должен быть сориентирован на власть (силу), интересоваться политикой, не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в других членах команды, сориентирован на результат, быть достаточно «толстокожим», чтобы выдержать жесткую конкуренцию
«Ролевая культура»
Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде. Олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как бюрократия), которую можно представить в виде храма. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, такими, как финансовый отдел и торговый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками. В ролевой культуре основным источником силы является сила положения.
Наименование
Содержание
Окончание таблицы 7
Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер. Этот тип культуры необычен. Он обнаруживается не везде, однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Эту культуру лучше всего представить как пчелиный рой или «звездную галактику».
Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте. Влияние регулируется правилами и процедурами. Эффективность этой культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Этот тип организации, вероятнее всего, будет успешно действовать в стабильном окружении, со стабильным рынком, предсказуемым и контролируемым, и где «жизнь» продукта длительна. И наоборот, ролевая культура плохо адаптируется к изменениям, «осознает» необходимость изменений и медленно на них реагирует.
«Культура задачи»
Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и обладает максимальным количеством информации. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации. Эта культура сориентирована на проект или работу, ее структуру лучше всего представить в виде сетки, некоторые нити толще и сильнее других, причем власть и влияние расположены в местах пересечения этой сетки, в узлах. Организация с «матричной структурой» является одним из примеров культуры задачи. Основное внимание в этой культуре уделяется скорому завершению работы. Организация с такой культурой пытается соединить ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо завершить работу. Культура задачи зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее личных целей, положения и стилевых различий.