Файл: Механизмы управления конфликтными ситуациями в организации. (ООО «Северные переправы»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Структура и функции конфликта.
1.2 Причины возникновения конфликтов
1.4. Управлением конфликтом в организации
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в деятельности организации ООО «Северные переправы»
2.1 Общая характеристика организации ООО «Северные переправы»
2.2 Конфликты в ООО «Северные переправы»
Таким образом, подведем общий итог исследования в ООО «Северные переправы». Причинами конфликтов в коллективе ООО «Северные переправы», стали следующие обстоятельства:
- стремление сотрудников быть «первым», доказать свое мнение;
- несоответствующая самооценка;
- педантизм и консерватизм мышления;
- вспыльчивость, эмоциональность, раздражительность, гневливость – неоправданная прямолинейность;
Обычно, конфликт невозможно скрыть, поскольку он влияет и на работоспособность, и на общее настроение в коллективе.
Причины возникновения конфликтов были исследованы, перечислены и приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Исследование причин конфликтов в ООО «Северные переправы»
Перечень конфликтных ситуаций |
Тип конфликта |
Модели поведения в конфликтной ситуации |
Причина конфликта |
Конфликт №1 |
Межличностный |
Приспособление |
Недостаточная мотивация |
Конфликт № 2 |
Межличностный |
Сотрудничество |
Ограниченность ресурсов |
Конфликт № 3 |
Между личностью и группой |
Компромисс |
Ограниченность ресурсов |
Конфликт № 4 |
Между личностью и группой |
Компромисс |
Недостаток персонала, недостаточная мотивация. |
Для выявления оснований появления инцидентов было проведено анкетирование между служащих.
В анкетировании обрели роль восемнадцать человек, 3 из них руководители. По итогам проделанного изучения, возможно, придти к выводу о том, собственно, что ООО «Северные переправы» трудятся неконфликтные люди, а сами конфликтные истории исключительные случае в организации. Образующиеся инциденты – это горизонтальные инциденты, т.е. руководители в большинстве случаев довольны работой подчиненных. В случае если инцидент появляется между управляющим и подчиненным – в этом случае предпосылкой в основном случается недоступность информации по некому рабочему вопросу у начальника.
Инциденты происходят не по причине собственной неприязни, а по причине недостатка ресурсов, по трудящимся задачам.
Инциденты в большинстве случаев появляются стихийно и связаны не с личностными отношениями внутри коллектива, а по причине производственных вопросов.
2.3 Решение конфликтов в ООО «Северные переправы»
Стабильность группы и благоприятный социально-психологический климат обеспечивают ООО «Северные переправы» сведение конфликтных ситуаций к минимуму, этому способствуют следующие факторы:
- численность группы;
- наличие в коллективе специалистов разных уровней профессионального мастерства;
- время совместной трудовой деятельности;
- официальный руководитель – лидер во всем. Пребывание неформальных лидеров в оппозиции к формальному руководству ухудшает климат в коллективе, порождает конфликты.
- возрастная и половая структура группы. На эмоциональную жизнь коллектива положительно влияет наличие в нем мужчин и женщин – разнополые группы стабильные.
- автономность, степень изолированности группы. Изолированность негативно влияет на сплоченность группы;
- психологическая совместимость членов группы. Групповая совместимость является социально-психологическим показателем сплоченности группы, обеспечивает бесконфликтное общение.
Наиболее частыми способами разрешения инцидентов ООО «Северные переправы» считаются:
- перемена притязаний одной из сторон, когда оппонент идет на конкретные уступки. Временами обе стороны дают согласие на компромисс в связи с истощением ресурсов, вмешательством управления или же менеджера;
- уничтожение оснований инцидента, преодоление вида «врага»;
- борение, которая учитывает победу одной из сторон;
- консенсус. Нередко конфликтующие стороны быстро ограничивают способности заключения инцидента методом консенсуса.
В ООО «Северные переправы» очень редко, но происходят затяжные инциденты. Их предпосылки состоят в надлежащем:
- нехорошая исполнительская дисциплина (персонал не понимает, собственно, что возможно, а чего нельзя);
- недостающая компетентная профессионализм части персонала;
- в минувшем, неудобный морально-психологический климат (неудовлетворенность сотрудниками; итогам собственного труда; нравом отношений с сослуживцами и руководством);
- присутствие микрогрупп и неформальных фаворитов с отрицательной тенденцией.
В качестве предпосылки появления инцидентов была еще названа борьба за место, но по оценке членов она не имеет большого значения.
Менеджеры ООО «Северные переправы» работали над анализом и предотвращением появлений тяжелых, затяжных конфликтов и пришли к следующим выводам. В работе в коллективе важно учитывать социально- культурную среду. В жизни часто встречаются люди, привыкшие «сбрасывать» собственную неудовлетворенность на окружающих людей. Так, если кто-то обидел работника утром в транспорте, то будучи раздражительным он вымещает свое зло на своих коллегах. Как правило, женщины конфликтуют открыто и не задерживают в себе негативные эмоции. При этом они легче и быстрее успокаиваются. Что касается мужчин, то они не терпят, если затрагивают их права, связанные с содержанием и условиями трудовой деятельности. Они начинают конфликтовать, если не реализуются их карьерные устремления или им приходится длительное время подчиняться в неприемлемой для них форме. Мужчины раздражаются, если на работе есть несоответствия трудовых прав и обязанностей, а также непродуманная организация труда. Перегрузка мужчины переживают также трудно, как и женщины, однако они, как правило, склонны долго держать в себе негативные эмоции и снаружи их не проявлять. Для молодых сотрудников характерен определенный максимализм в отношениях, нетерпимость к недостаткам других, неумение задумываться о возможных последствиях конфликтов. Причем необходимо отметить, что с увеличением возраста человека уменьшается количество конфликтов, связанных с проблемами в отношениях с коллегами и растет число конфликтов, вызываемых противоречиями в содержании и организации труда. Менеджерами отмечены некоторые ошибки руководства, в т.ч. со стороны нарушения принципов управления, деструктивность коммуникаций, низкая профессиональная подготовка руководителя.
Менеджерами ООО «Северные переправы» отметили и такой фактор возникновения конфликта в организации, как увольнение. Более значительное воздействие на составление изнутри организации конфликтной истории проделывают процедуры увольнения (сокращения) и переведения на неполную занятость служащих. Истинные мотивы и предпосылки причины, на которые ссылается работник при увольнении по личной инициативе имеют все шансы значимо выделяться. В то же время, работники более трепетно относятся к выполнению собственных обязательств, когда они понимают собственную значимость в процессе заслуги конечного итога. Необходимым моментом профилактики инцидентов в коллективе есть: умение смягчать неминуемые интенсивные истории, терпимость к сложным чертам нрава.
Хорошим стабилизирующим фактором могут служить и положительные традиции в коллективе ООО «Северные переправы».
В организации разработаны твердые критерии работы, устанавливающие обязательства сотрудников, внятно определяющие роль всякого в общей групповой работе; персонал соответствует профессии и собственной роли в организации.
Неблагоприятный психический климат в коллективе зачастую работает предпосылкой понижения производительности труда, не говоря уже о стрессах, психологических срывах и неконструктивном поведении сотрудников.
В ООО «Северные переправы» ведутся различные события, которые содействуют психологической разрядке, вызывают положительные ощущения обоюдной симпатии, и таким образом, делают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую появление инцидентов. Это демонстрации, годовщины, всевозможные формы проведения членами трудовых обществ общих развлечений.
Таким образом, на основании проведенных исследований мы пришли к следующим выводам: конфликты в коллективе часто решаются посредством компромисса или приспособления, однако позиция сотрудничества используется коллективом достаточно редко. При возникновении конфликта сотрудники ООО «Северные переправы» не могут вести себя рационально, поскольку проявляют излишнюю эмоциональность.
Основные причины конфликтов в коллективе ООО «Северные переправы»: завышенная самооценка, излишняя эмоциональность, раздражительность, завышенные амбиции, из-за нехватки ресурсов.
2.4. Пути совершенствования методов управления организационных конфликтов в ООО «Северные переправы».
Конструктивное управление конфликтами путем стратегии вмешательства
Если на предприятии возник конфликт, то вся сложность управления состоит в обострении проблемы, сравнительно со стационарным режимом работы, и в возникновении новых задач, свойственных развитию предприятия.
Именно в таких условиях руководителю необходимо проявить весь опыт и мудрость. Роль руководителя, часто, это роль арбитра, который с максимальной долей справедливости должен разрешить спор. Он не имеет права не отреагировать на конфликт, и уже тем более проигнорировать его. Именно руководитель организовывает встречи оппонентов, настроит диалог, направит дискуссию в правильном направлении. В то же время руководитель может оценить события неверно или скоропостижно, либо же может проигнорировать мнение отдельно взятого работника. Выход из этого тупика можно найти в подходе к анализу конфликта с позиций теории организации. Руководитель должен проанализировать ситуацию с позиции отношений между организационными единицами. При решении конфликта руководитель обязан быть последовательным и провести стратегию вмешательства как можно более аккуратно и тактично, схема вмешательства представлена на рис. 2
Рис. 2 Схема вмешательства
Эффективное вмешательство может осуществлять как руководитель, так и менеджер. Главными принципиальными положениями при проведении стратегии вмешательства являются следующие положения:
- определить взаимоотношения участников конфликта. Так, руководитель должен отметить для себя, кто из сторон является внегласным лидером, понять в чем корень проблемы спора, существует ли соперничество между оппонентами. Важно услышать позицию обеих сторон;
- завоевание авторитета у сторон. На самом деле наличие авторитета у руководителя имеет одну из самых главных прерогатив в случае вмешательства в конфликт, поскольку и мнение такого руководителя является авторитетным;
- поддерживать «оптимальный» уровень интенсивного конфликта, речь идет о том, что если уровень будет «низким», то руководитель или менеджер не смогут повлиять на его прекращение, и наоборот – если будет «высокая» интенсивность конфликта, то и конфликт произойти вряд ли сможет;
- человек, который вмешивается в конфликт с целью его урегулирования, будь то руководитель или менеджер, должен понимать, что в споре необходимо поддерживать равновесие сторон. Важно сохранить силовой баланс и активность;
- рассматривать конфликт нужно с позиции дифференциации, т.е. разделять их. Поскольку, конфликты могут быть личностные, деловые, силовые и т.д., то и вмешательство в них должно протекать в русле учета вида конфликта;
- существенный анализ, выбор решения, принятие компромисса. Отличным результатом будет разъяснение сторонам перспектив конфликта в случае непринятия компромисса, в случае продолжения конфронтации.
Следует объяснить сторонам, что достижение компромисса выгодно обеим сторонам, поскольку достижение мира позволит работать в позитивной обстановке. Методы эффективного вмешательства в конфликт предоставлены в табл. 2.
Таблица 2 – Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа
Аспект отношений |
Экспертный метод |
Завоевание авторитета у сторон |
Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений |
Определение структуры взаимоотношений сторон |
Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений между центральной властью и участниками конфликта |
Поддержание «оптимального» уровня интенсивности конфликта |
Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения |
Дифференциация вмешательства по видам конфликта |
Выбор вмешательств, соответствующих данной классификации |
Детализация конфликта, конфронтация, синтез |
Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации |
Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны |
Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение циклично повторяющихся обсуждений |
Проанализируем работу алгоритма на примере конфликта в организации № 1, приведенного ранее. На данном примере мы смогли убедиться, что в конфликтной ситуации, не было четко определенных регламентов работы сотрудников. Разрешить конфликтную ситуацию можно следующим образом
Для решения текущей ситуации алгоритм разрешения конфликта можно представить в виде таблицы.
Таблица 3 – предлагаемый алгоритм разрешения конфликта в ООО «Северные переправы»
1 блок: выявление конфликтной ситуации: Нет четкой регламентации деятельности сотрудников |
Конфронтация между сотрудниками |
Выявление природы конфликта |
2 блок: решение конфликтной ситуации путем анализа сложившейся ситуации |
Введен жесткий контроль за всеми выполнениями |
Разработка графика документооборота внутри организации, между отделами, четко указаны ответственные за выполнение каждого пункта |
3 блок: результат и оценка |
Анализ ошибок |
Обобщение полученного знания и опыта |